МУЗЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ХЬЮСТОНА

Таня Л. Гольдина

И это все – Техас

В прошлом номере газеты я пообещала поближе познакомить вас с различными частями Герман-парка. И первая наша остановка – Музей естественных наук, основанный почти 100 лет назад – в 1909 году.

Запарковаться можно на улице или в гараже, правда, гараж платный. Зато летом возвращаешься к нераскаленной машине и, взявшись за руль, не обожжешь руки.

По количеству посетителей – более двух миллионов в год – музей занимает первое место в Техасе и четвертое – в США. И это не удивительно – чего тут только нет.

Только не торопитесь сразу бежать в здание. Приостановитесь чуть-чуть. Посмотрите себе под ноги, идя по дорожке ко входу в музей. Ведь перед вами уменьшенная проекция нашей Солнечной системы. Масштабов в ней два: один связан с расстоянием планет от Солнца, а второй – с их размерами. Солнце, конечно же, расположилось прямо перед входом. Идя по этой дорожке, начинаешь ясно и зримо понимать, насколько малы планеты и как огромно Солнце. По мне так это один из лучших уроков астрономии, слова уже не обязательны. И невольно начинаешь понимать свою мизерность в масштабе галактик и восхищаться тем, как многое нам, таким маленьким, удалось узнать об этом огромном пространстве вокруг.

Не забудьте подойти и к фонтану перед входом. Обратите внимание на край водоема причудливой формы. Это – берег Мексиканского залива со звездами крупных городов. От такого урока географии не откажутся даже самые нерадивые ученики.

Ну вот, пора и внутрь войти.

Но не спешите проходить в залы, посмотрите, как много всего интересного прямо в коридоре. Мое самое любимое развлечение – запуск монетки. Невозможно оторваться от этого зрелища – неотвратимого движения вниз, сначала медленного, почти по кругу у самого края, а потом – все более быстрого скольжения по спирали внутрь воронки, откуда уже нет возврата.

И куда дальше? А куда хотите. Можно, например, пойти в залы основной коллекции музея, привольно расположившейся на трех этажах. Большего разнообразия тем экспозиций трудно придумать.

О своей самой любимой части этой коллекции – коллекции минералов – я уже писала («Наш Техас, № 86 от 25 июля 2003 г.). Но ведь рядом еще одна, не менее интересная и красивая коллекция – коллекция ракушек. Их можно рассматривать часами, любуясь формой и цветом, восхищаясь и поражаясь тому, как богата и разнообразна природа, как любит она экспериментировать, пробовать – а вот если так завернуть, что будет?

Замечательно, что сотрудники музея расположили минералы и ракушки неподалеку друг от друга. Бродя по этим двум таким разным и таким похожим коллекциям, не устаешь удивляться, как одни и те же цвета и формы природа испытывает и в живой, и в неживой форме.

Уж коли мы забрались на второй этаж с коллекциями минералов и ракушек, можно отсюда внимательно разглядеть скелет динозавра и поразиться его размерам. Вот это махину природа создала! Ведь рядом с ним и слон кажется детской игрушкой.

А спустившись обратно на первый этаж, можно пройтись по экспозиции животных, обитающих в Техасе. Очень рекомендую заглянуть в залы, рассказывающие о добыче и переработке нефти, где ко многим экспонатам дозволено и руку приложить. Такой подход к экспозициям меня, хорошо знакомую с Политехническим музеем Москвы, до сих пор поражает. Какие же они здесь молодцы, что дают посетителям не только рассматривать, но и щупать, нюхать, самим во всем участвовать!

Тут же на первом этаже толпятся зрители, наблюдающие движение маятника Фуко, ничем не хуже того, что висел раньше в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.

В подвале – царство тех, кому интересны компьютеры и исследования космического пространства. Здесь всегда полно ребятни всех возрастов. Для детей работает множетсво кружков, классов, летом открыт детский лагерь.

Ну как, не устали бродить по залам? Не пора ли нам присесть, фильм посмотреть? И тут тоже есть выбор – можно пойти в широкоэкранный панорамный кинотеатр IMAX, а можно – в планетарий.

В кинотеатре IMAX обычно идут фильмы о любопытных местах нашей планеты или о жизни животных. Съемки, как правило, замечательные, а панорамность изображения превращает тебя из зрителя в участника событий.

В планетарии, естественно, показывают фильмы о планетах, звездах, созвездиях. Очень интересно, необычайно красиво и ко всему ощущаешь чувство полета в пространстве. Однажды в планетарии я попала на необыкновенный фильм – игра света под музыку Битлз. Если представится возможность такое посмотреть и послушать, не упускайте ее.

В самом конце коридора – еще одно очень притягательное для меня место – тропический лес. Называется он «Центром бабочек». И действительно, бабочки здесь хороши – большие, яркие, всех цветов и расцветок. Правда, не всегда их бывает много – то день более пасмурный, то время не очень подходящее. Хотя, количество бабочек не так уж и важно.

Очень красив этот участок в любое время года. Громадные стволы могучих деревьев, свисающие с них лианы, кусты, небольшие деревца, цветы, текущая вода. Бабочки, крупнее птиц, птицы, раскрашенные ярче бабочек, плеск рыб в воде. Идешь по извивающейся тропинке и каждую минуту хватаешься за фотоаппарат.

А однажды я там видела высаженные на грядке ананасы. Нет, ну что тут такого – у кого помидоры с огурцами, у кого – ананасы. Но знать, что ананасы растут на земле, и видеть их торчащими из грядки морковными хвостиками, это, как говорят в Одессе, – две большие разницы.

Прямо около центра бабочек есть дверь на улицу в небольшой садик с замечательным глобусом. Громадный многотонный камень плавает в чаше с водой. Подходишь к нему, стараешься повернуть. Какое-то мгновение кажется, что не сдвинуть голыми руками такую махину, но вот замечаешь, как медленно и степенно начинает он поворачиваться, выставляя наружу мокрый бок.

А еще здесь постоянно устраивают разнообразные выставки. Сюда привозили коллекцию из Алмазного фонда России, здесь проходила выставка работ Фаберже, совсем недавно гостила выставка из Ватикана, а потом открылась выставка жемчуга.

Работники музея пытаются не только привезти в Хьюстон интересные выставки, но и сделать так, чтобы посетители ощущали себя вовлеченными в ауру экспозиции с первых шагов в музее: какие-то интересные экспонаты или материалы вынесены в коридор, в кинотеатре – несколько сеансов фильма, посвященного или месту, или событиям, связанным с темой выставки.

Есть у музея и своя обсерватория с телескопом. Правда, находится она не в городе, где много света и пыли, а в парке Brazos Bend State Park, что расположен к югу от города.

В музее есть еще два зала, куда я обязательно захожу, это магазины подарков. Их два, они совершенно разные и по подбору товаров, и по ценам на них. Я совсем не всегда там что-нибудь покупаю, особенно в том, что дальше от входа. Но люблю рассматривать витрины и стеллажи этих магазинов, где всегда можно найти что-то интересное, необычное.