Стать чемпионами – с этой целью два друга-боксера Ахрор Муралимов (Аха) и Баходыр Мамаджонов (Баха) переехали из Узбекистана в Хьюстон. И всего за четыре года уже успели добиться невероятных высот, хотя, будучи известными спортсменами в любительском боксе, лишь недавно начали свою карьеру профессиональных боксеров. Теперь оба они признаны чемпионами по версии Всемирной боксерской Ассоциации WBA (Аха – в тяжелом весе, а Баха – в легком), мечтают стать чемпионами по версии WBC и собрать все чемпионские пояса.
«Бокс – это не сила мышц, бокс – это сила мысли. Если ты не силен духом, ты не станешь великим боксером», – сказал однажды знаменитый американский тренер по боксу Кас Д’Амато, работавший с Майком Тайсоном.
Наши ребята, которых здесь все называют Аха и Баха – знают об этом не понаслышке. Покинув родные края, они тренировались в Hank`s Gym без устали день и ночь. «Но боев все не было, потому что нужен был хороший менеджер и тренер, у которого есть связи с организаторами матчей, – рассказывает Баха. – А потом мы познакомились с Кеном Ричардсоном».
Кен Ричардсон (Ken Richardson), который тренировал легендарного боксера Фрэнка Тейта (Frank Tate), золотого медалиста 1984 года, взял ребят под свое крыло, и они полностью оправдали его ожидания. Баходыр провел на профессиональном ринге 18 боев, из них 16 побед, 11 из которых закончились нокаутом, у Ахрора – 16 боев и все завершены победой. Из них в тринадцати встречах он выигрывал с нокаутом.
Среди матчей 27-летних спортсменов – памятное состязание в апреле прошлого года, когда Баха отправил в нокаут знаменитого боксера кубинца Анджело Сантана по прозвищу «Кобра» (Angelo Santana), а Аха – соперника из Нигерии Олана Дуродола в 2012 году. Также Аха вспоминает свой недавний бой, когда он нокаутировал своего соперника американца Джейсона Бергмана и досрочно победил уже во втором раунде поединка, став обладателем пояса WBA NABA USA. «Об участии в этом бое я узнал за три дня. Соперник Бергмана получил травму, и они срочно искали замену. Бергман, как и все боксеры, усиленно тренировался перед боем на протяжении двух месяцев. Я был не в такой спортивной форме, как соперник, и у меня были считанные часы, чтобы подготовиться к встрече, но я все равно одержал победу», – рассказывает Аха. «Он парень был хороший, но наш – лучше», – добавляет Баха. Как говорится, обидеть боксера может каждый, но не каждый успевает извиниться.
Ахрор и Баходыр знают друг друга почти 15 лет: вместе учились, вместе осваивались в Америке. «Мы как братья – знаем характеры друг друга, советуемся, ходим друг к другу на матчи. Тренер говорит на английском, а я – на узбекском», – говорит Аха.
Свободное время ребята тоже часто проводят вместе. Ахрор живет в Хьюстоне с женой Муслимой и 8-месячной дочкой Аишей, а Баходыр пока живет один. Вместе друзья играют в теннис, в футбол, или же устраивают домашние посиделки с традиционным пловом, мантами и самсой, смотрят кино. На вопрос о спортивной диете боксеры отвечают, что если они не готовятся к бою, есть им можно что угодно, главное – умеренность.
Но главное для ребят – это спорт. Тренировки проходят ежедневно, а вечером обязательные занятия на беговой дорожке. Работает с боксерами Кен Ричардсон, помогает им и воспитанник Кена, олимпийский чемпион Фрэнк Тейт. По мнению спортсменов, системы обучения в Америке и в странах СНГ разные. «В Узбекистане школa обучения жестче. Здесь меня спрашивали с удивлением: «Кто тебя обучил таким видам техники?» А это ничего особенного, ерунда, у нас так все ребята умели», – говорит Баха. Аха подмечает другие отличия: «Если говорить именно о профессиональном боксе, здесь к каждому отдельный подход. Боксер перед матчем тренируется два месяца, отрабатывая каждую деталь, оттачивая свою технику».
Как признаются ребята, огромная заслуга их успешной спортивной карьеры – работа профессионального тренера Кена Ричардсона. «Наши отношения с Кеном – это больше чем бизнес. Он больше чем тренер. Он стал здесь для нас самым близким человеком», – говорят друзья. Многие отговаривали Кена от работы с узбекскими боксерами, советовали не рисковать, не связываться с ними – мол, ребята наберутся опыта, научатся всему и уедут обратно. «Но он в нас поверил», – добавляет Баха, про которого, кстати, Кен недавно сказал в интервью газете «Houston Chronicle»: «У этого парня самый быстрый хук правой, который я когда-либо видел в боксе».
Также Кен Ричардсон подмечает преимущества спортсменов из других стран: «Есть много талантливых парней и здесь, в Америке, но у них слишком много отвлекающих факторов за пределами ринга – тусовки и все такое. Это главная разница между американскими спортсменами и иностранными – в самодисциплине и спортивном настрое. Мы наблюдаем это во всех видах спорта, не только в боксе», – подмечает он.
Не перестает удивляться тренер и количеству в Америке фанатов из Узбекистана. Баха со смехом вспоминает его искреннее удивление, когда они приехали на матч в Атланте. «Я всего лишь написал об этом матче в Фейсбуке. Приезжаем в Атланту на бой, а там – толпа узбеков с флагами! Кен спрашивает: «Кто это?!». Ребята мне на узбекском кричат, и я им в ответ», – рассказывает он. А Аха добавляет в конце беседы: «Поддержка болельщиков очень помогает. Мы выиграли, и ребята были очень рады, организовали банкет в нашу честь. Приятно, когда земляки поддерживают друг друга».