ЧТО ДЕЛАТЬ? ТОЛЬКО НЕ ДЕТЕЙ!

Михаил Болотовский

c1И православные, и католики, и баптисты относятся к их идеям резко отрицательно, утверждая, что это – прямое восстание против Бога. Любовно и по-христиански называют их «зараженными» и «бесплодными язычниками». Еще папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. И типа, гореть им в аду синим пламенем. А число чайлдфри растет во всем мире, причем в геометрической прогрессии. И не только в Америке с Европой, но и в России, несмотря на все посконно-исконные домостроевские ценности и поистине грандиозный материнский капитал.

Не влезай в душу – убьет!

Чайлдфри (по-английски childfree) – «свободные от детей». Это люди, физически и психически здоровые, вполне сознательно, категорически и навсегда отказываются от самого процесса деторождения. Причин для этого великое множество. Вот позиция эгоиста: пожить для самого себя, делать карьеру, путешествовать, менять работу, когда захочется, иметь время для своего хобби, общаться с друзьями, да просто наслаждаться жизнью! Позиция альтруиста: наша бедная планета и так уже перенаселена, так зачем ее дополнительно загружать? Кроме того, мир полон страдания, а вдруг гипотетическое дитя будет сильно мучиться, зачем его на это обрекать? Позиция мизантропа: детки – кошмарные создания, сначала они без конца вопят, особенно по ночам, требуют постоянного внимания, ведут себя чудовищно и очень не аппетитно. Дальше нужно сутками отвечать на вопросы, почему небо голубое, зачем этому дяди усы, и почему люди не летают, как птицы. Потом в подростковом возрасте они чаще всего плюют на родителей, а потом и вообще смываются, появляясь только по праздникам. И пресловутый «стакан воды» вряд ли подадут. А сколько нужно потратить, чтобы ваш ребенок прошел славный путь от сперматозоида до нормального члена общества! Стоит ли вкладывать такие деньги, время и душевные силы, когда результат чаще всего отрицательный?

Позиция реалиста: я просто не люблю детей и не собираюсь уродовать их неумелым воспитанием и связывать себя отношениями, из которых уже нельзя выбраться. Звучит не очень приятно, зато честно.

Само слово появилось еще в 1970 году в Америке, где две симпатичные девятнадцатилетние девушки создали Национальную организацию для Не-Родителей. Главный месседж: жизнь без детей, представьте, тоже может быть полноценной и радостной. Консервативное американское общество посчитало их отчаянными маргиналами, у которых явно крыша поехала. Пару лет девушки поборолись, а потом вышли замуж и успокоились. Прошло двадцать лет, и вот школьная учительница Лесли Лафайет сформировала в Интернете первую группу чайлдфри. Уже через пару месяцев у нее было десятки тысяч единомышленников.

Сейчас на эту тему – очень много книг, исследований, статистики. На специальных сайтах чайлдфри можно найти тысячи ресторанов, гостиниц, кинотеатров, фитнесс-центров, куда вход с детьми запрещен. Туризм «без детей» – очень популярное и перспективное направление. И просто так отмахнуться от этой темы уже никак не получится.

Многочисленные исследования социологов показали, что чайлдфри – в основном, обеспеченные люди, живущие в городах, успешные, с высшим образованием, в браке счастливые, востребованные как профессионалы и руководители, и весьма состоятельные.

Депрессией практически не страдают, да и вообще к врачам обращаются гораздо реже, чем их детолюбивые соотечественники.

В России это движение развивается с потрясающей скоростью. Ну все больше и больше не хотят наши женщины рожать. Вот в Узбекистане и Молдавии, где про чайлдфри не слышали, активно производят будущих российских строителей и дворников, но это уже совсем другая история.

Многие чайлдфри помогают детским домам, больницам, школам, приютам – короче, вовсю занимаются благотворительностью. Любят своих племянников и племянниц, они очень хорошие няньки и учителя. Если чайлдфри говорят: «Нас в семье трое», то сразу добавляют: «Я, муж и собака». (Или черепаха, кролик, морская свинка, крокодил).

Кто угодно, только не дети. Их главный лозунг: «Живи сам и давай жить другим».

Обычно они вступают в брак с такими же принципиально бездетными. Часто идут в самом цветущем возрасте на (о, ужас!) стерилизацию. Забавно: женщины становятся чайлдфри, чтобы иметь возможность полноценно работать, а мужчины, чтобы не работать.

Ничего не бойся, кроме страха

Представьте, чайлдфри были во все времена – эти странные товарищи, которым и без потомства хорошо и интересно. Перечислять фамилии очень долго, скоро может надоесть. Луи Армстронг, Бетховен, Коко Шанель, Гоголь, Леонардо да Винчи, Рене Декарт, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Анна Павлова, Эдгар По, Жан Поль Сартр, Квентин Тарантино, Эмиль Золя, Грета Гарбо, Платон, Коперник, Лени Рифеншталь, Никола Тесла, Франц Кафка.

Иногда они на эту болезненную тему еще и высказывались – это уже поинтереснее.
Майя Плисецкая: «Женщин с детьми много, а Плисецкая одна».

Джордж Бернард Шоу: «Молодость – чудесная вещь. Какое преступление – растрачивать ее на детей!»

Фридрих Ницше: «А достаточно ли ты человек, чтобы иметь право хотеть ребенка?»

Любовь Орлова: «Дети – это постоянный страх».

Фаина Раневская: «Дети способны заменить тебе все. Так что хорошо подумай, что тебе дороже – все или семья».

Мишель Монтень: «Большинство людей, и притом самые здоровые среди них, считают, что иметь много детей – великое счастье. Что до меня и еще некоторых, мы считаем великим счастьем не иметь их совсем».

Список литературных героев не менее впечатляет. Особенно, конечно, в детективном жанре – поскольку и Шерлок Холмс, и Эркюль Пуаро, и Ниро Вульф, и Эраст Фандорин, и Джеймс Бонд, и Настасья Каменская как-то совсем обошлись без деторождения.

Eще больше впечатляют жизнеописания самых известных педагогов.

Макаренко, Монтессори, Януш Корчак были бездетными. А Жан Жак Руссо отдал своих деток в приют, хотя и написал блестящие труды, как воспитывать подрастающее поколение.

Мат одиночкам

На чайлдфри сильно-сильно давят – особенно на женщин. (Мужчина всегда может убежать – в запой, в импотенцию, в краткосрочные романы…) Женщинам без детей – в тысячу раз сложнее. Прессинг общественного мнения – чудовищный. «Годы уходят», «Так нужно», «стакан воды», «это естественно», и т.д.

Безумно и беспощадно давят мамы с папами («когда внуков подаришь», с многозначительным подмигиванием), близкие и дальние родственники, школьные подруги, коллеги, бабушки на скамейке, политики – типа, надо выполнить долг перед обществом. Короче, целый террариум. И многие сдаются, и заводят детей, несмотря на то что не хотят. Основа – страх. Взрослый семейный человек без детей в российском домостроевском обществе считается каким-то ущербным. Банальный тезис, что ребенок должен быть желанным, а рожать детей – не долг, а возможность, обществом в упор не воспринимается. Девочкам вбивают в головы всеми доступными средствами, что они в ближайшем будущем обязаны выполнить репродуктивные функции. Родить, ухаживать, воспитывать.

И тем не менее, рождаемость в России – одна из самых низких в мире. Для кого-то дети – счастье, и это замечательно. Но вот только дубинками – хоть омоновскими, хоть идеологическими – в счастье не загонишь. А почему другие так страстно хотят, чтобы их соседки рожали? Какие-то посторонние люди беззастенчиво заползают на вашу интимную территорию и уверены в своем праве не только давать советы, но и командовать.

Именно эти товарищи нуждаются в работе с психологом, а вовсе не те, кто сознательно не хочет иметь детей.

Известный московский психотерапевт Николай Нарицын выделяет несколько мотивов. Иерархический: человек считает, что наделен властью контролировать людей и делает это в такой вроде совсем невинной, общественно одобряемой форме. Это, увы, относится и к самым близким родственникам: мама с папой часто хотят стать главой большого семейного клана, чтобы реализовать неутоленное желание власти.

Второй мотив – такая своеобразная месть. Когда-то женщина стала матерью, повинуясь пресловутому «долгу», намучалась, а теперь хочет, чтобы это бремя несли и другие. Я натерпелась – вот и ты терпи.

Третий вариант – банальное любопытство по поводу чужой интимной жизни. Коммуналок все меньше, в замочную скважину подсмотреть все труднее, а хочется.

В любви все средства хороши. Особенно противозачаточные

Чайлдфри уверяют: дети изнашивают родителей быстрее, чем ботинки. Они, конечно, утешение в старости, но только помогают как можно быстрее ее достичь. И вообще, первую половину жизни нам отравляют родители, вторую – дети, а жить-то когда?

Русские чайлдфри поддерживают друг друга в Интернете, как могут. Иногда выходит очень даже забавно.

Самый популярный и забавный мем (фраза или картинка, ставшая популярной в интернет-среде) на форумах чайлдфри – «онажемать». По-моему, близко к гениальности. «Онажемать» – то есть теперь ей все пожизненно должны, детки могут беситься по-всякому в любых местах, она станет умиляться, а кому это мешает, тот Гитлер. Увы, но многие мамы действительно думают, что сделали человечеству невероятное одолжение, и теперь им и их детям все дозволено.
«Я бы потянула ребенка вполне, и даже двух, но нафиг, лучше скатаюсь в Бразилию».

«Быть матерью – самое большое унижение в жизни. Лучше быть избитой, изнасилованной и тд. Если с тобой что-то такое произойдет, можно пожаловаться и тебя пожалеют. А попробуй пожалуйся, что ребенок осточертел!»

«Приговор – двадцать лет лишения свободы с постепенной конфискацией имущества – вынес гражданке Ивановой тест на беременность».

«Жду очереди в поликлинике, книжку читаю. Лезет: «У меня ребенок дома, мне надо». А мне не надо? Я, между прочим, ради этого похода к врачу с работы отпросилась! Разве это кому-нибудь интересно? Ну, вот и мне не интересны ее проблемы!»

«Девочка лет пяти звонко отвесила мамаше пощечину при большом скоплении народа. Удар был хлесткий и слышный, тишина повисла на пару минут»…

На этих сайтах – слезоточивые рассказы молодых мам, фото беременных (у Хичкока случился бы сердечный приступ), страшные рассказы о детках, которые сильно не любят родителей. Все это добро вывешивается под лозунгом «что за ужас эти дети».

В интернет-форумах чайлдфри даются рецепты тем дамам, которые еще не определились, рожать или не рожать. Вот, к примеру, пара-тройка нехитрых советов: на девять месяцев привязать к животу мешок гороха, а потом облегчить его процентов на десять. Несколько ночей подряд качать на руках телефонный справочник и петь ему: «Спи, моя радость, усни». Всю квартиру заляпать манной кашей, а компьютер вымазать вареньем. Новые обои разрисовать разноцветными фломастерами. Выкинуть сумочку, купить необъятную кошелку, куда точно влезут салфетки, памперсы, леденцы, шоколадки, бутылочки и проч. Прятать под замок любые колюще-режущие предметы, а во время секса с любимым слушать в три уха – не стоит ли кто под дверью?

Продвинутые социологи и философы давно заметили, что рождаемость напрямую зависит от уровня жизни. Наиболее высокая – там, где очень опасно и некомфортно жить. Когда человек может в любой момент погибнуть, когда стресс становиться хроническим, он стремится продолжиться в детях по максимуму, потому что завтра может быть уже поздно. Там, где жизнь стабильна и для женщины есть возможности реализовывать себя по-разному – рождаемость низкая. Потому что стать матерью – это один из вариантов, но вовсе не единственный.

Кроме того: нам забивали гвоздями в головы, что сейчас плохо, но послезавтра будет хорошо. Миллионы всю жизнь терпели ради детей – типа, им будет лучше. А вдруг оказалось, что можно жить здесь и сейчас, а не ради светлого будущего, которого явно не застанешь.

Продолжительность жизни растет, и многие товарищи от тридцати до сорока пяти исповедуют концепцию «вечной юности»: они не хотят считать себя умудренными и сильно пожившими, вовсю тусуют в ночных клубах, занимаются экстремальными видами спорта, интересуются молодежной культурой.

И еще: демографическое поведение в 21 веке сильно-сильно изменилось, якобы незыблемый институт семьи – тоже. Так что можно запросто насылать молнии и проклятия на головы чайлдфри, но это бесполезно – их все равно будет все больше и больше.

Да, кстати: у Толстого было тринадцать отпрысков. И вот что он написал в «Крейцеровой сонате»: «Дети – мученье и больше ничего. Большинство матерей так прямо и чувствуют и иногда нечаянно прямо так и говорят». Скорее всего, Лев Николаевич тоже был тщательно законспирированным чайлдфри.