МАЛЕНЬКАЯ ЕВРОПА

Динара Гутарова. Фото Андрея Богданова

no_anderson_squareЖивя в Америке, часто скучаешь по путешествиям в Европу. Но увы, авиабилеты стоят дорого, да и лететь далеко, не то что, например, из Москвы: всего несколько часов на самолете – и ты в Париже, Риме или Барселоне.

Но если вы тоскуете по маленьким уютным улочкам старого европейского города, вспомните про Новый Орлеан! Путешествие в этот город станет прекрасным вариантом короткого и недорогого отпуска.

ЧУГУННОЕ КРУЖЕВО

Чем можно заняться в Новом Орлеане? Ну, во-первых, просто гулять по уютным улочкам Французского квартала. Большинство зданий Французского квартала было построено в конце 18 века, во временa испанского правления, что нашло отражение в архитектуре города. Здания, которые называются«креольские таунхаусы» (Creole Townhouse), стали главной визитной карточкой города – с покатыми крышами, арочными проемами и красивейшими балконными ограждениями с витыми узорами, сделанными словно из кружева, а не из чугуна.

Балконные галереи придумала Баронесса де Понталба (Baroness de Pontalba) – дама, приятная во всех отношениях, талантливый бизнесмен, инвестор, отстроившая не только множество зданий Нового Орлеана, но и Hotel de Pontalba в Париже, в котором она жила последние годы своей жизни.

Баронесса разработала дизайн и отстроила Pontalba Buildings возле площади Джексона (Jackson Square). За процессом строительства она следила лично, объезжая территорию застройки верхом на лошади. На балконных оградах можно найти ее инициалы «AP» (полное имя – Baroness Micaela Almonester Pontalba), вписанные в причудливый рисунок из литого чугуна.

Эти жилые дома писатель Трумэн Капоте назвал «самыми старыми и, в некотором роде, самыми мрачно элегантными домами в Америке». Вслед за зданиями Понталба подобные балконные галереи украсили практически каждое здание в квартале.

no_micaela_pontalbaКстати, эта же баронесса сыграла важную роль в изменении названия площади Джексона. Ранее известная как Place d’Armes, площадь была переименована в честь президента США Эндрю Джексона, выигравшего в 1815 году битву с британцами за Новый Орлеан в Англо-американской войне. Также она финансировала создание бронзовой конной статуи Джексона, которая украшает площадь, и разработала ландшафтный дизайн окружающего сада. Очевидно, эта влиятельная и богатая дама с легкостью претворяла в жизнь свои идеи. А если ее кто-то пытался остановить, брала в руки оружие: как гласит легенда, однажды мэр хотел помешать ей в благоустройстве сада и даже выкорчевал два ряда деревьев. Так баронесса в ярости пришла к мэру и угрожала ему дробовиком. А еще до ее строительной экспансии в Новом Орлеане, женщину пытался убить собственный свекор, за то что она намеревалась развестись с его сыном. Он выстрелил в нее четыре раза, и все же она выжила. Но это уже несколько другая история.

СКАЗКИ СТАРОГО КВАРТАЛА

Лучше всего начать прогулку по Французскому кварталу с Королевской улицы (Royal Street), на которой расположены ювелирные и антикварные магазинчики. На этой улице вы можете осмотреть дом, в котором жил Vincent Rillieux, прадед знаменитого художника-импрессиониста Эдгара Дега. Это здание – прекрасный образец испанского колониального искусства. Обязательно посетите Gallier House Museum (дом архитектора Джеймса Галлиера), в котором создательница романа «Интервью с вампиром» Anne Rice поселила своих героев Лестата и Луи.

no_anderson_square2Если продолжить тему «страшилок», многие туристы любят посещать также печально известный The Lalaurie Home, в котором мадам Дельфин Лалори мучила и пытала рабов. Вскрылось это после пожара в ее доме в 1834 году: соседи прибежали к ней на помощь и обнаружили несколько истощенных и изувеченных рабов на чердаке, прикованных цепями. Вдове удалось скрыться, говорят, она бежала в Париж, где вскоре скончалась. Но слава о ней пошла по всей Луизиане – она стала зловещей героиней народных сказаний и бульварных «ужастиков». Здание долгое время пустовало, зияя пустыми окнами без стекол. Затем там располагались, в разное время, городская школа, консерватория, бар, магазин мебели. В 2007 году дом приобрел за $3,45 млн. эксцентричный актер Николас Кейдж, но вскоре продал в связи с банкротством. С 2009 года здание переоборудовано в доходный жилой дом. Остается надеяться, что жители этого дома спят спокойно, и к ним не являются по ночам привидения или, что еще хуже, Николас Кейдж.

Также все любители «страшилок» и мистики могут заказать отдельный тур «Cemetery and Voodoo Tour», который предлагает Historic New Orleans Tours (www.tourneworleans.com) или ночной тур в поисках привидений. Острые ощущения гарантированы.

ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ

Королевскую улицу пересекает St. Peter Street, на которой возвышается легендарный Preservation Hall – «дом, который построил джаз» («the house that jazz built»). Лучше его посетить вечером, так как здесь скорее интересна не форма, а содержание: построенный в 1750 году как частное здание, во время войны 1812 года оно превратилось в трактир, а затем стало Домом музыки.

Как живописал Петр Вайль в своем эссе «Гений места»: «В большом амбаре на Сент-Питер-стрит дряхлые ветераны, опасно нависая над саксофонами, исполняют классику – «Вест-Энд-блюз» или «Когда святые маршируют». Публика переминается с ноги на ногу и глядит на улицу. Preservation Hall обязателен, как был в другом городе мавзолей, но на улице интереснее. Там джаз не великих исполнительских достоинств, но полон актуальности, поскольку гремит в унисон с воплями вывесок массажных заведений и ресторанов, возбуждая всякий аппетит».

no_french_quarter1Для полного погружения в джазовую среду многие советуют выйти за пределы Старого квартала и пойти на Frenchmen Street, настоящий музыкальный анклав. Здесь тусуются не столько туристы, сколько местные, не утихает живая музыка, выпивка льется рекой и можно почувствовать настоящий дух города, который не зря называют The Big Easy.

ЗНАМЕНИТОСТИ О НОВОМ ОРЛЕАНЕ

«Еда в Новом Орлеане – пальчики оближешь, ровно как и прочие, менее уголовные формы прегрешений». Марк Твен, писатель

«В Америке всего три города: Нью-Йорк, Сан-Франциско и Новый Орлеан. Все остальное – сплошной Кливленд», Теннесси Уильямс, драматург

«Если бы я вырос в другом городе, моя карьера бы не состоялась. Я бы не слышал ту музыку, которая в городе повсюду. Когда я рос, все вокруг просто кипело». Пит Фаунтэн, джазовый музыкант

«Я просто влюбился в этот город. Эти люди, бурбон, музыка… Все это витает в воздухе. К сожалению, на кинопленке это передать невозможно». Брэд Питт, актер

И НЕМЕДЛЕННО ВЫПИЛ…

Если после долгой воодушевляющей прогулки по Новому Орлеану у вас появилось непреодолимое желание выпить, то вам стоит отправиться на Bourbon Street, на котором расположены несколько примечательных баров с интересными историями. Бару под названием Old Absinthe House уже более 200 лет. Здесь пили абсент, и не только, Оскар Уайльд, Марк Твен, Франклин Рузвельт, Лайза Минелли и Фрэнк Синатра.

Популярен среди туристов бар Lafitte’s Blacksmith Shop, расположенный в самом старом здании из уцелевших в Новом Орлеане. Считается, что это самый старый бар американского Юга. Таверна была построена в 1772 году и, согласно легенде, какое-то время принадлежала пирату Жану Лафитту – там он хранил награбленные богатства.

Также на Сент-Питер-стрит можно зайти пропустить стаканчик в один из самых старых баров Нового Орлеана «Pat O’Briens». Питейное заведение с говорящим названием «Диснейлэнд для серьезно пьющих» известно тем, что здесь подают знаменитый коктейль «Ураган» («Нurricane»).
Напиток придумал в 40-х годах владелец бара – ему нужно было куда-то девать большое количество рома, который посетители заказывали все реже, и закупить для бара наконец более популярный скотч и виски. Он наливал ром, фруктовый сок и сироп «гренадин» в круглые бокалы, сужающиеся сверху и напоминающие полюбившим коктейль морякам керосиновые фонари, используемые во время шторма (hurricane lamp, в России его называют фонарь «Летучая мышь»).

Вряд ли он думал, что коктейль, который можно было бы назвать «Куда девать мне этот ром», войдет в историю. Теперь, правда, его подают в пластиковых стаканах – в Новом Орлеане разрешено выходить из бара на улицу с напитками, но при этом действует закон, запрещающий распитие спиртных напитков на улице в стеклянной таре.

К сожалению, мы уже не застанем бессменного слепого работника бара Эдди Гэбриела (Eddie Gabriel). С 1938 года, в течение 67 лет он сопровождал «дуэли» пианистов, которые проходят здесь регулярно, в качестве ударника. «Ударный инструмент» у Эдди, которого все знали как «Король ритма», был очень своеобразный: он надевал на пальцы швейные наперстки, и отстукивал ритм о серебристый поднос. За всю жизнь Эдди не пропустил ни одного дня на работе, приходя в бар каждый вечер. И каждый вечер он слышал, как публика скандировала ему «Эдди! Эдди!». Но в 2006 году музыкант погиб в возрасте 95 лет во время урагана «Катрина». Когда близкие уговаривали его уехать из города вместе с ними, он сказал: «На все воля Божья. Я никуда не пойду». Эдди так и остался в своем любимом городе.

(Продолжение в следующем номере)