ДЕЛО ЮКОСА В ХЬЮСТОНСКОМ СУДЕ

София Гринблат

14 декабря 2004 г. ОАО «НК «ЮКОС» подала в Cуд США по банкротствам Южного округа штата Техас Хьюстона заявление о реорганизации согласно Главе 11 Раздела 11 Кодекса о банкротстве США.

16 декабря в 9:30 утра хьюстонский окружной суд по банкротству приступил к рассмотрению заявления компании ЮКОС об реорганизации. Несколько удивлял тот факт, что к рассмотрению делa приступили так срочно. Старший партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин разъяснил, что ЮКОС обратился в американский суд с двумя заявлениями – о процедуре банкротства согласно статье 11 раздела 11 Кодекса США о банкротстве и о том, чтобы запрет на отчуждение имущества ЮКОСа был вынесен в срочном порядке, т. е. в течение суток. «Обычно слушания по главе 11 длятся полгода или более. В российском праве есть аналог по установлению срочности рассмотрения дела – это определение о применении неких обеспечительных мер», – сообщил Тутыхин газете «Известия».

Законы США о банкротстве и акты американских судов по делам о банкротстве имеют силу в отношении собственности должника по всему миру, включая активы, принадлежащие дочерним компаниям, и НК ЮКОС добивался судебного решения, которое защитило бы стоимость инвестиций всех акционеров компании по всему миру. Хьюстон – крупнейший международный центр нефтегазовой индустрии, в котором Компания располагает активами и ведет деятельность. Кроме того, финансовый директор НК ЮКОС Стивен Тиди вынужден в настоящее время осуществлять свою деятельность должностного лица компании, находясь в Хьюстоне.

У федерального здания суда группа телерепортеров мерзла на улице (день выдался на редкость сырой и холодный по хьюстонским меркам). На наш вопрос, можно ли прессе в зал суда, дежурный улыбнулся: «Вы же в Соединенных Штатах, конечно, журналисты допускаются в зал суда. Не разрешается только фотографировать и пользоватся записывающими утройствами». Стало понятно, почему телевизионщики со своей серьёзной аппаратурой ждали на улице.

Небольшая судебная комната на 4-м этаже была заполнена процентов на 80, в основном, юристами. В перерыве они объяснили, что не могут беседовать с прессой и что-либо комментировать. Зато находящиеся в суде представители Генерального консульства Российской Федерации любезно согласились на короткую беседу.

Генеральный консул Николай Софинский отметил, что отношение к делу уже сформулировано правительством России: ЮКОС – российская компания, и любое решение техасского суда не будет иметь законности на территории Российской Федерации.

Господин Софинский не усматривает в происходящем в России с компанией ЮКОС никакой политической мотивации в отношении ее бывшего руководителя Михаила Ходорковского.

На вопрос, отражается ли уже сейчас история с ЮКОСoм на деловых отношениях наших двух стран, господин Софинский ответил следующее:

– Конечно же, в данной ситуации эмоциональный накал очень силен. И мое личное мнение – дело ЮКОСА, к сожалению, не способствует благоприятному развитию бизнеса между Россией и США.

Вечером 19 декабря судья Летиция Кларк приняла решение о временной приостановке всех операций по активам ЮКОСа (сроком на 10 дней), включая намеченный на воскресенье аукцион по продаже «Юганскнефтегаза».

В воскресенье в России дочерняя компания ЮКОСА «Юганскнефтегаз» была продана с аукциона никому не известной компании «Байкалфинансгрупп».