НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕЧЕНИЯ РАКА

Дарья Пенионжкевич

cС давних времен человечество страдало онкологическими заболеваниями. Археологические раскопки показали, что признаки злокачественных опухолей были обнаружены у египетских мумий. В прошлом, когда свирепствовали эпидемии чумы, холеры, тифа, от которых умирали миллионы людей, проблема рака не была такой актуальной. Люди зачастую не знали от чего умирали, так как рак – не то заболевание, которое можно легко распознать.

После того как уровень развития общества стал подниматься на новый уровень и продолжительность жизни увеличилась, проблема рака стала очень острой. В связи с этим во всем мире начался огромный исследовательский бум в области онкологии, при котором начали активно применять не стандартное, а экспериментальное лечение больных. До середины 20 века все экспериментальные методы лечения никак не регламентировались. Нередко проводились опыты над людьми без их согласия или без полной информированности о лечении. Это вызвало необходимость создания международных правил, которые защищают здоровье людей, участвующих в терапии (нормативы GCP). В настоящее время применение экспериментальных методов лечения может проводиться только у добровольцев при наличии их письменного согласия на лечение и полной информированности.

Так что же это такое – экспериментальные методы лечения в онкологии? Это новые и не полностью опробованные виды терапий, которые находятся на стадии научных, клинических исследований и экспериментов, они не включены в терапевтические стандарты, принятые в онкологии ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения). Экспериментальные виды лечения, в отличие от знахарских и целительских методик, предполагают наличия достаточного научного обоснования и участие врача. Применение экспериментальных методов лечения у пациентов требует особого юридического оформления, в отличие от использования стандартной терапии.

ПРИМЕРЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ

В настоящее время во всем мире проводится огромное количество исследований в области онкологии, в связи с этим существует множество видов экспериментального лечения, например, высокоинтенсивный сфокусированный ультразвук (HIFU) – разрушение опухоли высокоэнергетическим фокусированным ультразвуком.

Широко изучается генная терапия. Она основана на введение в опухоль генов, заставляющих клетки гибнуть (самопроизвольно или под влиянием химиотерапии) или не дающих им размножаться.

Несколько лет назад активно начали изучать лечение рака методом криоабляции. Это процесс локального замораживания тканей, позволяющий прицельно создать зону некроза (гибели клеток) необходимой формы и размера для разрушения поражённой ткани и прилежащих по краю здоровых клеток.

Еще один метод лечения – локальная гипертермия, когда происходит процесс нагрева опухолевых тканей до температуры, которая вызывает их гибель. Сеансы гипертермии требуют специального оборудования. Не путать с физиотерапевтическими процедурами в горячей ванне, которые иногда называются «Сеанс Гипертермии».

Уже многие годы существуют ангиостатические лекарства, которые мешают образованию капилляров в опухоли, после чего опухолевые клетки погибают, лишённые доступа питательных веществ. Некоторые блокаторы Ангиогенеза уже применяются в онкологии, однако продолжается изучение новых фармакологических субстанций.

Всем хорошо известна процедура лазеротерапии, которая также не обошла и область онкологии. Это метод, основанный на трансформации световой энергии лазерного луча в тепловую: температура внутри клеток на несколько секунд достигает 60 °C. На фоне этой температуры быстро развивается клеточная смерть.

Несколько лет назад американские ученые начали изучать экспериментальный метод лечения рака при помощи использования анаэробных бактерий для уничтожения центральной части опухоли, куда плохо проникают лекарства, так как периферия опухоли хорошо уничтожается химиотерапией.

Еще один научный прорыв осуществили ученые, начав применять многокомпонентные системы, в которых одновременно назначается несколько медикаментов, оказывающих синергическое действия (Semicarbazide-Cadmium Therapy). Это позволяет получить лечебный эффект с более низкими дозами препаратов, чем при стандартной химиотерапии. Многокомпонентные системы – попытки объединения принципов классической и холистической медицины.

С появлением в науке нанотехнологий, исследователи в области медицины получили широкую возможность изучения и применения нанотерапии в онкологии. Одно из последних уникальных исследований позволило придумать метод, при котором в организм человека вводят нанороботов, которые либо доставляют лекарство в нужную точку, либо сами атакуют злокачественную опухоль и её метастазы, также могут использоваться для мониторинга состояния организма человека длительное время. Это многообещающая технология будущего, которую продолжают разрабатывать.

Еще одно из новых и уникальных направлений в этой области заняла нейтронозахватная терапия (Neutron Capture Therapy). При этом происходит введение в организм специальных нерадиоактивных медикаментов, которые избирательно накапливаются в раковой опухоли. После этого опухоль облучается потоком слабого нейтронного излучения. Медикаменты активно реагируют на это излучение и многократно усиливает его внутри самой опухоли. В результате этого раковые клетки погибают. При этом суммарные дозы облучения, которые получает человек, намного ниже, чем при использовании обычной радиотерапии. Это перспективная, высокоточная и безопасная терапия. В настоящее время идут исследования, связанные с созданием нанотехнологий, предназначенных для улучшения доставки подобных медикаментов в опухоль.

ПРИВИВКА ОТ РАКА

Однако самым нашумевшим за последние годы исследованием остается работа израильских ученых, разрабатывающих терапию, которая воздействует на молекулу, характерную для 90% всех типов раковых клеток. С ее помощью ученые надеются создать универсальную вакцину, инъекция которой позволит иммунной системе всех без исключения пациентов самостоятельно побеждать основные виды рака, включая рак груди и рак простаты. Впрочем данные результаты еще только предстоит официально опубликовать в рецензируемых журналах. Пока предварительные результаты клинических испытаний обнадеживают: вакцина способна запустить иммунный ответ в организме пациентов, который, как минимум, облегчает течение болезни. Создатели методики планируют расширить клинические испытания на пациентах с разными типами рака, чтобы детально изучить активность вакцины для каждого из них. Они полагают, что такая инъекция может стать идеальным средством для борьбы с раком на ранних стадиях, когда удалось зафиксировать небольшие по размеру опухоли. Еще более важным представляется превентивное действие: вакцину будут вводить пациентам из групп риска.

Сложности борьбы с раком заключаются в уникальной способности раковых клеток маскироваться под обычные клетки организма. Таким образом они не дают иммунитету распознать себя. Иммунная система «настроена» на борьбу с инородными клетками — бактериями или вирусами. Опухолевые клетки происходят из собственных клеток больного, мутировавших и перепрограммированных в раковые. Израильские ученые обнаружили особую молекулу — MUC1, которая в больших количествах находится на поверхности раковых клеток. И если «научить» иммунную систему распознавать эту молекулу, она сможет регистрировать на возникновение опухолей.

В сотрудничестве с компанией Vaxil Biotheraputics медики разработали вакцину, которая несет небольшой участок биомолекулы MUC1. С его помощью вакцина «прививает» иммунную систему, которая затем успешно обнаруживает и разрушает раковые клетки, несущие такую же метку (а их большая часть).

«Вакцина ImMucin генерировала устойчивый и специфичный иммунный ответ у всех пациентов, находившихся под наблюдением, после введения всего 2–4 доз. Наилучшее действие достигается после 12 доз», — говорится в сообщении Vaxil Biotheraputics, посвященном созданию вакцины.

Клинические испытания безопасности вакцины проводились в медицинском центре Иерусалима. Десять пациентов, страдавших множественной миеломой (одной из форм рака крови), получили курс вакцины. Семь из них на данный момент закончили лечение, и, согласно данным Vaxil, их иммунитет начал бороться с раком гораздо активнее, чем это происходило до введения вакцины. Трое пациентов смогли в результате комбинированного лечения полностью побороть болезнь.

Эти результаты подтверждают выводы, сделанные в ходе исследования на мышах, опубликованного в журнале «Vaccine». В нем также сообщается о лучшей выживаемости больных раком, пролеченных новой вакциной.

Так или иначе, вакцине еще предстоят длительные клинические испытания и дополнительные научные исследования. Выборка в 10 пациентов всего в одной больнице никак не может считаться статистически значимой даже для одного вида рака, не говоря уже об обобщениях на другие типы опухолей. Несмотря на оптимизм, пока результаты недостаточно доказательны даже для официальной публикации. Впрочем, компания Vaxil уже строит планы по коммерциализации разработки: если все дальнейшие испытания пройдут успешно, вакцина может появиться на рынке уже через шесть лет.

Если такая вакцина будет создана, медики смогут рекомендовать ее тем пациентам, которые уже больны раком. «Прививка» поможет традиционным средствам лечения болезни, то есть первичным является лечебное, а не превентивное действие лекарства.

Таким образом, мы с вами видим, что методов экспериментального лечения огромное множество. Они имеют ряд достоинств, таких как возможность хороших клинических эффектов у больных, которым не помогают «стандартные» методы лечения, получения бесплатной терапии, если больной участвует в проведении клинических испытаний, и возможность принести пользу обществу в развитии новых методов лечения. Но у них есть и ряд недостатков, заключающихся в непредсказуемости действия лечения из-за меньшей информации о возможных побочных эффектах по сравнению с обычной терапией. Важным аспектом остается и сложность поиска организации, которая проводит эффективное лечение, и необходимость оплачивать терапию, если больной не участвует в клинических испытаниях.

Все это лишь малая часть современных исследований в области онкологии. С каждым днем ученые всего мира придумывают новые методы для ранней диагностики и лечения рака.