ЗЕЛЕНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ХЬЮСТОНА

Подготовила Ирина Берман

herman_2После долгих перепланировок и реконструкций хьюстонский парк Херман наконец-то предстал в полной красе.

Вы никогда не станете слишком взрослым, чтобы получать удовольствие от поездки на миниатюрном поезде по детской железной дороге. Надо заплатить всего $3,25, сесть в вагончик – и независимо от того, делаете ли вы этот в первый или в 55–й раз, катитесь ли в поезде со своими детьми или внуками – вас все равно захватит детский восторг, как только раздастся паровозный гудок, и поезд тронется с места.

Раскинувшийся на 445 акрах Херман-парк является жемчужиной Хьюстона. Он далеко не самый большой в городе, он не значится в реестре выдающихся национальных парков страны, но здесь сосредоточено столько интересного, что его обязательно стоит посетить ни раз и ни два.

Путешествуя по детской железной дороге со скоростью 8 миль в час, вы проезжаете Хьюстонский зоопарк, Музей естествознания, Японский сад, театр под открытым небом Miller Outdoor, озеро МакГоверн и декоративный водоем, в конце которого высится бронзовый памятник Сэму Хьюстону верхом на коне.

20-минутная поездка оканчивается слишком быстро, но сойдя с поезда, можно сразу же попасть в недавно открытые сады МакГоверна. Они открылись для посетителей прошлой осенью и стали завершающей точкой в реконструкции парка к его 100-летнему юбилею.

herman_1На самом деле работы по устройству парка начались в 1913 году, когда его включили в один из самых первых городских генеральных планов. Джордж Херман, богатый фермер, промышленник и владелец земельных угодий, завещал городу покрытую лесом землю. В завещании было написано, что земля эта должна приносить его любимым хьюстончанам «здоровье, комфорт и счастье». Херман умер в 1914 году.

С первого взгляда форма Херман-парка напоминает Центральный парк в Нью-Йорке, который, в свою очередь, похож на модные в свое время променады в Европе. Для проектирования парка был приглашен известный ландшафтный архитектор Джордж И. Кесслер. На генеральном плане, разработанном Кесслером, мы видим озеро с открытыми беседками по берегам, плавательный бассейн с раздевалками, овальной формы сад, погруженный ниже уровня озера, длинный декоративный водоем, окруженный аллеями деревьев. Но разразилась война, а затем – великая депрессия. Строительство парка замедлилось.

В 80-х годах Херман-парк выглядел неважно. Декоративный водоем, так никогда и не законченный, представлял из себя грязную канаву. Земля была слишком густо засажена и чрезмерно эксплуатировалась, кроны деревьев поредели.

Народу в парке было слишком много, особенно по вечерам, когда в театре под открытым небом давали бесплатные представления. Безопасность для посетителей была под большим вопросом. Парк потерял свое первоначальное назначение. Вместо места для отдыха он превратился просто в территорию между Музейным районом и Медицинским центром. Только 17 из 445 акров не требовали того или иного вида оплаты. Между тем город переживал свой собственный кризис, нефтяной бум оставил неизгладимые рубцы, надо было заботиться о 300 парках, а средств на все не хватало.

herman_3Но в Херман-парке произрастало что-то особое, что притягивало к себе людей. Жители близлежащего небоскреба Warwick Tower решили убирать парк: собирать опавшие листья, выуживать мусор из озера. Водитель почтовой машины, живший неподалеку в так называемом 3-ем районе, решил восстановить сильно заросшую старую каретную дорогу для своих друзей-бегунов, он принес косу и стал косить. Бывший декан архитектурного факультета университета Райс О. Джек Митчелл (O. Jack Mitchell), который рассматривал Херман-парк как самое важное общественное место в городе, высказался на страницах «Texas Architect» в 1992 году так: «создавая качественную общественную зону», мы создаем ни больше ни меньше, как «символ нашей коллективной, общественной жизни».

Вскоре, после того как его призыв к действию был опубликован, Митчелл умер от инфаркта. Его друзья точно знали, какой именно проект может быть осуществлен в его честь. В том же году три группы горожан-энтузиастов собрались вместе, чтобы организовать сообщество Друзей Херман-парка (Friends of Hermann Park), которое позже было переименовано в Комитет по охране Херман-парка (Hermann Park Conservancy), и занялись сбором средств. В 1995 году город утвердил генеральный план со сметой в 25 миллионов долларов, согласно которому парк должен быть превращен в единую городскую парковую зону, каким он и был задуман изначально. Из Филадельфии был приглашен знаменитый архитекртор Laurie Olin. Вместе с коллегами он нанес свои разработки поверх старых чертежей Кесслера, создав проект парка «более зеленого и более голубого», увеличив озеро, дополнив парк лужайками с зелеными насаждениями, изменив уклоны на сотнях гектаров земли.

herman_4После этого парк стал расцветать пышным цветом, как полевые цветы весной. Почти каждый год здесь возникало что-то новое. В 2001 году на озере МакГоверн появились три острова (два из них только для птиц). Два года спустя декоративный водоем был наконец-то обрамлен природным камнем и окружен двойными аллеями старых дубов. Тихий уголок имени Джека Митчелла с небольшим фонтаном был открыт в 2004 году. К 2009 году детская железная дорога, прослужившая 52 года, совершенно устарела. Был закуплен новый паровоз и более длинные вагоны. В 2012 году появился подвесной мост для пешеходов и велосипедистов через речку Brays.

Прошлой осенью в честь юбилея Комитет по охране Херман-парка преподнес свой первый подарок – Сады в честь 100-летия (Centennial Gardens), которые стали кульминационной точкой 20-летней реконструкции парка. Ансамбль садовых «зал» – удлиненные клумбы с агавами и юкками, полукруглый розарий, спираль с азалиями и камелиями, общественный огород – все это раскинулось сбоку от луга длиной с футбольное поле, предназначенного лишь для тех, кто любит глядеть в небо и считать облака. Травяное пространство венчает 5-струйный каскадный фонтан, падающий в большой декоративный бассейн с одной стороны, и укладывающийся ярусами, переходящими в водопад, низвергающийся с 30-футовой стены – с другой. Вы можете подняться по спиральной дорожке на самую высокую точку холма, покрытого низкой японской травой цойсия, построенного в виде слоеного торта. Холм выглядит, как натуральный, вопреки высказыванию «Хьюстон – плоский, как блюдце». В момент, когда вы попадаете в Садовый павильон Cherie Flores Garden Pavilion – изящное симметричное здание из стекла и гранита, служащее входом в сады, ваш взгляд сразу притягивает к себе холм впереди. Здание павильона спроектировано Питером Болином (Peter Bohlin). Именно он являлся любимым архитектором Стива Джобса, создателем ультрасовременных фасадов магазинов Apple.

herman_5Но прежде чем войти в павильон, посмотрите налево: специальный знак указывает на двухмильную пешеходную дорогу Marvin Taylor Trail. Она была названа так в 2003 году в честь почтового работника, который помог собрать тысячи долларов на реставрацию и освещение заросшей старой каретной дороги. Его безостановочные петиции и кампании по сбору средств привели к установке 52 фонарных столбов вдоль популярной дороги для пробежек и прогулок. Напротив знака с именем Тэйлора стоит еще и скамья с его именем. Если утром вы увидите человека, сидящего на этой скамейке, то скорее всего, это сам Тэйлор. Ему 90 лет, голова его седа, на ногах беговые кроссовки. Он приветствует пробегающих мимо, и лицо его светится тихой гордостью и любовью к этому месту – символу нашей коллективной общественной жизни.

herman_6