АЗАРТНАЯ ИГРА

Анатолий Гержгорин

Лучший способ проверить свою память – вспомнить, на что вы жаловались ровно год назад. Мне легче. Заглянул в архив, и сразу все ясно. Год назад я писал в статье «Спасти президента»: «Не позавидуешь нынешним политикам. То ли дело раньше было – избрали в Конгресс и отдыхай. А за все пусть президент отдувается. Пенсию, так сказать, зарабатывает. И хоть президентам молоко за вредность не давали, чувствовали они себя тоже вполне комфортно. У каждого, конечно, были свои грешки, но кто безгрешен? Главное – не перейти границу. Можешь даже лгать, но не завирайся. И не настраивай против себя “четвертую” власть».

Как раз год назад Вашингтон впервые принимал Абу Мазена. Джордж Буш жил предстоящими президентскими выборами. “Невыездной” Арафат сидел в Мукате, а Ариэль Шарон еще не был “беременен” идеей одностороннего размежевания. И только один из наиболее ярких лидеров христиан-евангелистов Гарри Бауэр, консультировавший Роналда Рейгана по внутриполитическим вопросам, оставался над схваткой. Вернувшись из Израиля, он камня на камне не оставил от ближневосточной политики Белого дома. “Мы должны поддерживать союзников, а не быть посредниками между ними и их врагами”, – сказал, как отрезал.

В отличие от всех остальных христиане-сионисты и сегодня верны себе. Они выступили против помощи Израилю, предназначенной для эвакуации поселений из Газы и северной Самарии. Речь идет о 2,2 миллиардов долларов, которые будут поступать частями в течение четырех лет. Средства предназначены на частичное покрытие расходов по эвакуации и развитие Негева и Галилеи. Ричард Хеллман, возглавляющий Христианско-израильский комитет по общественной деятельности (CIPAC) – ярый противник финансовой помощи палестинцам, которые до сих пор “не отчитались за уже полученные десятки миллиардов долларов”. Но еще непримиримей относится он к шароновскому плану эвакуации поселений: “Если Израиль, при всем моем уважении к нему, оказался настолько глуп, чтобы дать ХАМАСу, ФАТХу и “Исламскому джихаду” повод приписать себе очередную победу, это его дело. Но Америка не должна оплачивать чью-то глупость”.

Для ознакомления с обстановкой на месте в Израиль прибыла группа конгрессменов от Демократической партии. В конце августа приедет представительная делегация республиканцев. Евангелистов среди них не будет. Они не хотят участвовать в этом «шоу». Ведь уже сейчас ясно, что примерно треть этих денег пойдет на укрепление границ с сектором Газа (во имя мира?), остальное – на развитие Негева и Галилеи. Причем львиную долю американской помощи получат бедуины и израильские арабы. На оставшиеся средства завершат строительство объездного шоссе и протянут новую железнодорожную ветку. Прав все-таки Бернард Шоу: «Самопожертвование дает нам возможность жертвовать другими без угрызений совести».

Ариэль Шарон умудрился дважды попасть в одну и ту же штанину. Он все еще верит, что все в его руках, поэтому их нельзя опускать. Но, даже теряя голову, не стоит терять хотя бы лица. В интервью газете “Едиот Ахронот” Шарон уверял, что крупные поселенческие блоки останутся за Израилем и мировому сообществу придется с этим “смириться”. На это глупокомысленное заявление Махмуд Аббас среагировал мгновенно, заявив, что “не принимает” диктата Шарона, поскольку “никто не имеет права отменить обсуждение какой-либо проблемы, по которой израильтяне и палестинцы должны договориться, чтобы прийти к окончательному постоянному урегулированию”. И в который раз напомнил, что ни при каких условиях не откажется от Иерусалима и права на возвращение беженцев. Без этих “главных проблем” бессмысленно говорить о создании независимого палестинского государства.

Белый дом благоразумно отошел в сторону. Дэвид Уэлч, ответственный за координацию в палестино-израильских переговорах, заявил, что Вашингтон не намерен вмешиваться в диалог по поводу “окончательного статуса”. Тем самым он дал понять, что наиболее болезненные вопросы израильтяне и палестинцы должны будут выработать самостоятельно, то бишь под диктат «международного сообщества».

В бизнесе есть правило: доверяй лишь тем, кто может потерять столько же, сколько ты сам. Оно распространяется и на политику. Джордж Буш не хочет ничего потерять, но больше самих палестинцев ратует за их независимость. А палестинцам нужна вся Палестина, вплоть до иракской границы. Поэтому они никуда не торопятся. Информированная арабская газета “Аль-Хаят” сообщает, что Абу Мазен не случайно ездил в Бейрут. Он договорился о переброске в Газу ливанских боевиков. Это позволит Бейруту рапортовать о выполнении резолюции ООН № 1559 о разоружении экстремистских группировок. А Газа станет основной базой «Хизбаллы».

Если бы Шарон был не политиком, я назвал бы его выдающимся врачом: он не только придумал новые болезни, но и даже сумел заразить ими всю страну. Автономия уже пестрит плакатами: “Сегодня Газа – завтра Иерусалим”. Но журналисты «Едиот Ахронот», взявшие интервью у премьер-министра, этого не замечают. Они подсчитывают число мандатов, которые может получить новый партийный блок, если в него войдут Ариэль Шарон, Шимон Перес и Йосеф Лапид. Опрос, проведенный по заказу газеты институтом «Дахаф», вполне обнадеживающий – 38 депутатских мандатов. Лапид не отвергает такую возможность. В интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ» он сказал, что «идея “Большого взрыва” уже витает в воздухе». Интерес к этой теме подогрело сообщение, что «Шарон выйдет из “Ликуда”, если проиграет выборы председателя партии Беньямину Натаньягу.

Веселая подбирается кампания, ничего не скажешь. Ровно год назад Шимон Перес уже озадачил нас своей новой инициативой – передать Иерусалим под управление ООН, сделав его “столицей мира”. Ну а поскольку и Шарон начинал в «Мапай» (нынешняя «Авода»), то тоже не чужд идей социнтерна. Невольно вспоминается Зеев Жаботинский, хранителем наследия которого когда-то объявил себя «Ликуд». 80 лет назад в статье “О железной стене” он писал, что надежды лево-социалистических сионистских идеологов на добровольное согласие арабов Палестины с еврейским заселением страны в обмен на те блага прогресса и цивилизации, которые оно сулит арабским жителям, утопичны: “Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды… Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки”.

Но чем больше зеркало, тем меньше человек. Первый израильский телеканал провел интервью с Джорджем Бушем. “Я надеюсь приехать в Израиль и объявить об успехе смелого решения, которое принял премьер-министр Ариэль Шарон, и, думаю, что смогу это сделать”, – поделился своими планами президент. В Израиль он, возможно, и приедет, если обстановка позволит.

Только надежд на это немного. Выход из Газы любви к Израилю не прибавит. К Америке тоже. На днях один из авторитетных в исламском мире богословов Абд аль-Сабур в интервью государственному телеканалу Саудовской Аравии заявил, что мусульмане не имеют никакого отношения к терактам 11 сентября. За ними, по его утверждению, стоят “грязные сионисты”. Профессор – декан факультета шариатского права в каирском университете “Аль-Ахзар” – ведущем учебном заведении, где изучаются основы ислама суннитского толка. Высший совет по шариатскому праву этого университета уже постановил, что “правоверные” имеют право убивать иностранных служащих в Ираке брать их в заложники, а в случае невыполнения “неверными” предъявленных требований, убивать.

И все-таки главные события на прошлой неделе развивались на иранском направлении. Совет управляющих МАГАТЭ единогласно проголосовал за подготовленную Францией, Великобританией и Германией резолюцию, которая, выражает «серьезную озабоченность» возобновлением работ по обогащению урана на ядерном центре в Исфахане. В ответ Тегеран объявил, что строит реактор на тяжелой воде, который способен вырабатывать оружейный плутоний. Для реализации проекта Ирану потребуется еще, как минимум, четыре года. Но к тому времени политику будут определять совсем другие люди, поэтому эта отдаленная угроза пока не беспокоит так Запад, как программа по обогащению урана. Хотя реактор на тяжелой воде еще более опасен. Аналогичные по мощности урановым плутониевые заряды гораздо компактней. Следовательно, ими легче начинить боеголовку баллистической ракеты.

Тем не менее, Джордж Буш высоко оценил принятую МАГАТЭ резолюцию, хотя в ней нет и намека на передачу “иранского досье” Совету безопасности ООН. А что ему оставалось делать? Кофи Аннан настаивает, чтобы проблема решалась в рамках Международного агентства по атомной энергии. Но Тегеран занял бескомпромиссную позицию, категорически отвергнув резолюцию МАГАТЭ. Вице-спикер иранского парламента Мохаммад-Реза Бахонар заявил, что переговоры с Евросоюзом могут идти только о судьбе ядерного реактора в Натанце. В середине сентября Махмуда Ахмадинежада с почестями встретят на очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН. После долгих раздумий Белый дом решил выдать ему въездную визу, дабы не обострять отношений.

Азартная игра по имени политика подходит к патовой ситуации. Журналисты вновь стали гадать на кофейной гуще. Британская газета Daily Telegraph под леденящим душу заголовком “Israeli hawks circle Iran’s N-plants” («Израильские ястребы кружат над иранскими ядерными заводами») опубликовала статью своего иерусалимского корреспондента Тима Бутчера. В ней рисуются картины израильских атак против Ирана с применением “крылатых ракет”. Свои рассуждения Бутчер завершает напоминанием о том, что Израиль обладает ядерным оружием. И Тегеран отдает себе отчет в том, что попытка ядерной атаки против Израиля приведет к тому, что Иран просто будет стерт с лица Земли.

Но Daily Telegraph читают далеко не все. Поэтому можно было об этом и не говорить. Однако тему неожиданно продолжил Джордж Буш, который в интервью израильскому телевидению не исключил применение силы как последнего средства “убеждения” Ирана прекратить реализацию его ядерной программы. “Использование силы – это последний выбор для любого президента, и, как вы знаете, мы применили силу в недавнем прошлом, чтобы обеспечить безопасность нашей страны”, – сказал президент. В Тегеране эти слова восприняли с явной нервозностью. Министерство иностранных дел Великобритании поспешило откреститься от этого высказывания: “Мы не думаем, что при каких-либо обстоятельствах военные действия против Ирана были бы оправданы. Такой подход не отвечает интересам британской внешней политики”.

Лондонская Sunday Times, продолжая тему, обращает внимание на один важный нюанс. Сейчас, когда цены на нефть достигли заоблачных высот и продолжают расти, Иран приобретает для Джорджа Буша особое значение. “Он может реализовать все свои ближневосточные мечты, – пишет газета. – Это ключ к Ираку, Сирии, Ливану и Палестине. Это регулирование нефтяных цен. И, наконец, это дополнительная возможность держать в узде все возрастающие амбиции России и Китая”. Только время покажет, правильную ли стратегию избрал Джордж Буш. История знает немало примеров, когда и великие политики спотыкались на ровном месте, потому что не учитывали, что опасность всегда подстерегает там, откуда ее не ждешь.