ДЖАЗ С ХАРАКТЕРОМ

Беседовала Ольга Вайнер. Фото из архива Михаила Смигельского

misha1Певец и дирижер Михаил Смигельский переехал в Хьюстон несколько лет назад и сразу стал заметной фигурой в русской музыкальной общине. Он работает солистом и музыкальным руководителем некоторых спектаклей театра Opera Leggera, музыкальным руководителем детской театральной студии «Браво», преподаёт, выступает с камерными концертами. В Русском культурном центре «Наш Техас» вскоре состоится джазовый концерт с участием Михаила Смигельского, его сестры Анны и трубача Сэма Сингелтари (Sam Singeltary).

Михаил родился в Санкт-Петербурге, где сначала закончил дирижёрско-хоровое отделение училища им. Римского-Корсакова, а затем вокальный факультет консерватории, по окончании которого работал в театре «Санкт-Петербург опера».

«В Советском Союзе в вокальном образовании ценился только голос, к сожалению, русские певцы приобрели противоречивую репутацию, из-за того что плохо читают с листа, не владеют музыкальной грамотой, не могут выучить партию за три дня (как часто требуется в современном театральном мире), не владеют языками, не говоря о том, что они не владеют инструментом. К счастью, ситуация меняется к лучшему, и сейчас те, кто хотят стать певцами высокого класса, много сил уделяют образованию и самообразованию», – считает музыкант.

Михаил рассказывал, что ему хотелось получить европейское образование. Во время гастролей с различными ансамблями ему приглянулась Германия, а именно, Кёльн. Консерватория Hochschule für Musik Koeln, которую закончил Михаил, – одно престижнейших музыкальных заведений в Европе. После получения диплома молодой певец работал в нескольких оперных театрах Германии.

misha_aniaНо «охота к перемене мест» взяла своё. Следующим пунктом назначения стала Америка. «В США уже жили мои младшие брат и сестра, которые и уговорили меня туда перебраться. Мой брат, Серафим, сейчас живёт в Нью-Йорке, он виолончелист в Tesla Quartet. Я выбрал Хьюстон, где, кроме сестры Анны, живут несколько членов нашей семьи. Аня – прекрасная пианистка, она получила степень бакалавра в Sam Houston State University, а сейчас учится в магистратуре Университета Хьюстона.

В Хьюстоне я решил получить диплом магистра по специальности хоровое дирижирование. Считаю, что в хоровом плане Америка – более поющая страна, чем Россия. Здесь имеется множество церквей с хорошего уровня любительскими хорами, а в каждой школе существуют серьёзные хоровые программы, особенно, в Техасе. Так что дирижёр – востребованная профессия, при условии, что человек хочет работать с детьми или любителями. Мне хотелось найти работу в церкви, которую было возможно получить, если будет диплом. Сейчас одна из моих работ – музыкальный директор церкви в Вудландсе.

Дирижирование – самое универсальное образование: хороший дирижёр-хоровик владеет и музыкальной грамотой, и голосом, и фортепиано почти на том же уровне, что и пианист. Мне кажется, что из дирижёров-хоровиков часто получаются хорошие инструменталисты и оперные певцы. Благодаря дирижёрскому образованию, 3 – 4 года назад я буквально с нуля выучился игре на гитаре. Вопрос заключался только в упорстве и количестве потраченного времени».

Михаил признался, что ему по душе многие музыкальные жанры: «Я с одинаковым удовольствием слушаю тяжёлый рок и хэви-метал и авангардную, экспериментальную классическую музыку. Мне интересно менять сферы деятельности. Предстоящий джазовый концерт в Русском центре – яркий тому пример. Джаз я любил всегда. К тому же хотелось сломать стереотип, что «классические музыканты плохо поют и играют джаз». Из чувства упрямства я хочу доказать себе, что могу играть джаз не хуже классики. Это, конечно, требует определённых навыков и определённого исследования, которое я и проделал».

misha_serafimМихаил считает, что их с Анной концерт – не совсем джазовый. В программе прозвучат по сути классические произведения, на которые джаз повлиял непосредственно, а также номера из ранних американских и европейских мюзиклов. «Композиторы, музыку которых мы исполним: американские – Копленд, Гершвин, французские – Дебюсси, Мийо – никогда не позиционировали себя как джазовые. В начале ХХ века, когда джаз хлынул в Европу, его влияние было настолько сильно, что многие композиторы стали писать «под джаз», некоторые, кстати, в весьма пародийном ключе – издеваясь над «грязной», неточной интонацией джазовых музыкантов.

В СССР к джазу было очень сложное отношение, его либо очень любили, либо презирали. С одной стороны джаз был запрещён, его называли американской пропагандой, а с другой – эту музыку игнорировать было невозможно. С появлением Утёсова и других известных эстрадных исполнителей джаз стал очень популярным, хотя официально «джазом» такую музыку не называли.
Программа, которую мы будем исполнять в Русском центре – для нас своего рода эксперимент. Мы с Анной составили её из композиций как для фортепиано соло, так и для различных сочетаний голоса, фортепиано, гитары и трубы. К нам присоединится наш друг – трубач Sam Singeltary, который играет и на ударных тоже. Должно получиться хорошо! В конце программы мы сыграем несколько джазовых стандартов.

У нас, Смигельских, есть мечта – сделать семейный концерт – два брата и сестра, но пока эта мечта неосуществима, потому что наши расписания никак не совпадают. Может, мы сможем осуществить этот проект, когда будем на пенсии, – шутит Михаил. – Но с сестрой мы живём в Техасе, так что совместный концерт оказался возможен, чему мы очень рады».