СЕЗОН 2005-2006 ГОДА В DALLAS OPERA

Марк Зальцберг, фотографии опер "Паяцы" и "Сельская честь" фотографа Karen Almond

11 ноября открывается новый сезон в Далласской опере. Оперный театр Далласа имеет долгую и славную историю. Открылся он впервые в 1957 году, и с того времени на его сцене пели многие прославленные певцы, среди которых Мария Каллас, Джон Виккерс и Пласидо Доминго. В Далласе начинал свою блистательную карьеру как оперный режиссер Франко Дзефирелли. Нам особенно интересно узнать, что в Далласе пели знаменитые на весь мир современные русские певцы: Сергей Лейферкус, Владимир Чернов, Сергей Ларин, Лариса Дядькова, Мзия Ниорадзе и Василий Герелло. В Далласской опере вот уже 15 лет работает наш талантливый соотечественник: хоровой дирижер, композитор и вокальный педагог – Александр Ром, окончивший Ленинградскую консерваторию и создавший в этом театре первоклассный хор. В этом сезоне в Далласе состоится концерт из произведений Александра.

Бывая практически на всех спектаклях оперы Далласа в течение последних 10 лет, будучи знакомым со многими постановками других американских оперных театров, могу сказать, что Далласская опера является своего рода исключительным явлением в нашей стране. На сценах оперных театров Нью-Йорка, Чикаго, Хьюстона или Сан-Франциско наряду с превосходными постановками, сохраняющими замысел композитора и стиль эпохи, к которой оносится действие оперы, можно увидеть и Кармен в кожаной одежде большевистских комиссаров с автоматом в руке, и Гремина в инвалидном кресле, и Катерину Измайлову на автомобильной свалке. Глупостей такого рода не счесть и в европейских, а теперь уже и в русских театрах! Когда я пытаюсь выяснить у постановщиков причину столь бессмысленных и кощунственных “нововведений”, то получаю всегда столь же бессмысленный ответ: “а почему бы и нет?”, либо еще того хуже “а режиссер имеет право!”

Ничего подобного не видел я в Далласской опере! Ее постановки отличаются бережным отношением к автору, старанием соблюсти гармонию не только в музыке, но и в костюмах, и в декорациях. Любую из них можно назвать классической. Ведь даже первоклассные певцы, вроде Лучано Павротти или Рене Флеминг не производят соответствующего их мастерству впечатления, если они одеты в нелепые, из другой эпохи костюмы, либо действуют в совершенно бессмысленных декорациях. Опера – искусство синтетическое, и все части сложного механизма спектакля должны создавать гармонию. Кроме того, композитор всегда подробнейшим образом предписывает и в партитуре, и в отдельных заметках – как должны быть одеты артисты, что должно находиться на сцене, и даже как артисты должны двигаться. Можно ли “исправлять” постановочный замысел гениальных Бизе или Чайковского? Давайте тогда уж и музыку “ подправим”, чтобы она “соответствовала” замыслу режиссера-новатора. Нет ничего безобразнее устрашающей комиссарши с “калашниковым” на животе, поющей обольстительную “Хабанеру” под нежную и страстную музыку Жоржа Бизе.

Следует отметить и далласскую оперную аудиторию. Очевидно, тут наблюдается явная обратная связь. Для настоящего любителя театра, как музыкального, так и драматического посещение спектакля или симфонического концерта – это праздник. На празднике такого рода люди и одеты соответственно, и ведут себя достойно. Не раз в оперных театрах Хьюстона, Нью-Йорка и Парижа я видел расхристанных молодых людей в шортах, футболках и спортивной обуви. “А почему бы и нет?” – скажем мы, если действие классической оперы происходит по прихоти режиссера на автомобильной свалке или в морге. Ни разу не видел я среди зрителей Далласской оперы таких “нарядов”. Очевидно этот театр воспитывает в зрителях вкус и манеры, что считалось когда-то совершенно необходимым в классическом театре. Это само по себе очень хорошо.

Но, перейдем к сезону! Вечером 11 ноября он открывается двумя одноактными операми, идущими традиционно вместе. Это ”Паяцы”- опера Руджеро Леонкавалло (1857-1919), поставленная впервые в Милане в 1892 году, и “Сельская честь”- опера Пьетро Масканьи (1863-1945) , премьера которой состоялась в Риме в 1890 году. Оба сочинения относятся к модному в те годы направлению – веризму (от итальянского слова VERO – правда). Веризм требует изображения жизни героев из низших социальных слоев общества, часто ведущих себя также далеко не возвышенно. Музыка таких произведений подчеркнуто экспрессивна, страсти обнажены и часто ведут к тривиальному и жестокому убийству. Так сюжетом “Паяцев” явилось реальное криминальное дело, и Леонкавалло сам написал либретто на его основании. Сюжет другой оперы “Сельская честь” хоть и основан на литературном произведении Джованни Верги, изображает совершенно бесчестное поведение её героев.

Обе оперы принесли авторам богатство и мировую славу, и не зря. Композиторам удалось соединить низменные страсти и, пожалуй, даже зверские поступки героев с традиционным прекрасным итальянским пением и запоминающейся музыкой. Арии из этих опер стали так популярны, что даже клаксон автомобиля Бени Крика играл мелодию из оперы “Смейся, паяц” (читатель, конечно, помнит “ Одесские рассказы” Исаака Бабеля). Авторы “Паяцев” и “Сельской чести”, да еще Пуччини, автор знаменитых “ Богемы”, “ Чио-Чио-Сан” и “ Тоски” и нескольких столь же известных, завершили эпоху классической оперы, начавшуюся 400 лет назад. Это была эпоха прекрасной музыки, превосходного пения и гармонии. Все это не соответствует сегодняшнему “ духу времени” и, к сожалению, опер такого класса писать больше некому.

Далее в репертуаре театра “Сказки Гофмана” Жака Оффенбаха (1819-1880). Этот гениальный композитор уже в 12–ти летнем возрасте приводил в восторг игрой на виолончели любителей музыки в Кельне. Кроме того, он играл на скрипке и фортепиано. Отец Жака, кельнский кантор, послал сына в Париж для обучения музыкальному искусству. Оффенбах прославился своими невероятно популярными опереттами. Их он написал около сотни. Его знаменитый “кан-кан” известен и теперь всем, кто слушает радио и смотрит телевизор. Всю жизнь Оффенбах мечтал написать серьезную оперу, но обстоятельства его жизни позволили ему сделать это только незадолго до смерти, он даже не увидел ее парижской премьеры в 1881 году, которая прошла с ошеломительным успехом. Спектакль был дан в том же сезоне 101 раз!! Эта превосходная опера идет с тех пор по всему миру. Либретто написано Жюлем Барбье по его же пьесе. Музыкальные и вокальные номера из нее разошлись по концертным эстрадам и известны, пожалуй, каждому любителю музыки. Достаточно назвать знаменитую “Баркароллу”. Повезло далласским любителям оперы!

Следующим спектаклем будет опера Рихарда Штрауса (1864-1949) “Ариадна на Наксосе”. Премьера ее состоялась в Вене в 1916 году. Рихард Штраус является представителем того самого поколения, которое практически порвало со старыми оперными традициями. Очень талантливый и образованный музыкант, он написал несколько опер и множество симфонических произведений. Он был одним из самых видных композиторов и дирижеров Европы начала 20-го века. Его оперы до сих пор весьма популярны – среди них “ Кавалер Розы” и “Саломея”, постоянно находящиеся в репертуаре ведущих театров мира. “Ариадна”… исполняется реже. Музыка Рихарда Штрауса знаменита своей оркестровкой, которая столь изощрена, что может изобразить с точностью живописи любое действие или ощущение. “Ариадна на Наксосе”, (лучше бы назвать ее “Ариадна на острове Наксос”) имеет по существу два разных сюжета, объединенных одним сквозным действием. Ее стоит послушать. Рихард Штраус – гигант среди современных ему композиторов.

Далее следует “Роделинда” великого Георга Генделя (1685-1759). В 7-и летнем возрасте он начал учиться играть на органе, клавесине и гобое. В 12 лет стал ассистентом органиста в городе Галле (Германия), а в 17 лет получил место органиста в родном городе. Крупным успехом ознаменовались его первые оперы, причем ни где-нибудь, а в Италии, где своих оперных гениев было немало. Гендель написал 44 оперы и сотни иных сочинений, среди которых концерты, оратории, кантаты и пр. Наряду с Бахом, Гендель был крупнейшим мастером полифонии. “Роделинда”, премьера которой состоялась в Лондоне в 1725 году, регулярно, хотя и редко исполнялась на оперной сцене и в 20 веке. Любителям гармонии в ее классическом понимании, любителям старинной, не тронутой веризмом и декадансом музыки, эта опера доставит истинное наслаждение.

И последняя опера этого сезона – “Волшебная флейта” Моцарта (1756-1791) на либретто Эммануэля Шикандера .Тут уж эпитеты “гениальный” или “талантливый” просто неуместны. Моцарт один в истории мировой культуры! И весь мир это знает. В 6 летнем возрасте он виртуозно владел клавесином, скрипкой и органом. (Вы представляете себе маленького мальчика, в совершенстве играющего на этом гигантском инструменте?) Успешная премьера “Волшебной флейты”, последней из его опер, состоялась в Вене в 1791 году за несколько недель до смерти композитора. Музыку этой оперы знают все любители и говорить о ней много не следует. Вся опера – торжество гармонии.

Совершенно очевидно, что предстоящий сезон в Далласской опере дает нам возможность познакомиться с шестью шедеврами оперного жанра. Можно не сомневаться также, что все спектакли будут поставлены со вкусом и пониманием замыслов композиторов. Следует в завершение сказать, что вопреки распространенному мнению опера в Далласе все еще остается искусством демократическим, каковым она была когда-то во всех культурных странах Европы. Цены на билеты начинаются здесь с 19 долларов, а кроме того, в начале каждой недели весьма нередко можно приобрести в кассе один билет за полную, а другой за половинную цену.

Много лет работая в Хьюстонском университете, я пытался приобщить к моему любимому искусству своих молодых коллег и студентов. В ответ я часто слышал: “Это все для престарелых миллионеров”. Но мы с вами знаем, что по-настоящему образованные люди вырастают на классической музыке, и что без Моцарта не было бы и Эйнштейна.