ТАНДЕМ АРХИТЕКТУРЫ И ФОТОГРАФИИ

Ирина Берман

Когда Валентин Герцман, иммигрант из Москвы, впервые в 1974 увидел впечатляющий даунтаун Хьюстона, он ничего не знал об именах архитекторов, проектировавших эти здания. Он по-прежнему ничего не знал о них и через 5 лет, когда увлекся этой захватывающей архитектурой и начал фотографировать. Валентина Герцмана впечатлили необыкновенные современные формы, уже тогда он считал Хьюстон городом 21-го века.

Позднее он узнал, что создатель его любимых зданий Pennzoil Place, RepublicBank Center – теперь Bank of America) – величайший архитектор США Филип Джонсон.

Филип Джонсон начал свою архитектурную карьеру с создания стеклянного дома в духе Корбюзье. В 1948 году его пригласили в Хьюстон известные в городе меценаты Доменик и Джон де Менилл для строительства их дома. Плоская крыша, простые кирпичные стены – дом был построен в стиле послевоенного модернизма. Позднее с легкой руки Джона де Менилл Джонсон возвратился в Хьюстон для создания генерального плана университета Св. Томаса. Многочисленные связи семьи Менилл принесли архитектору заказы по всей Америке, зарубежом и, прежде всего, в Техасе. Среди них Музей западного искусства Эймон Картера (1961 г.) и Водные парки – оба в Форт-Уэрте, Музей изобразительного искусства Южного Техаса (1972 г.) в Корпус-Кристи.

Музей западного искусства в Форт-Уэрте весьма интересен своим генеральным планом. Если, находясь на последней террасе перед музеем, посетитель захочет оглянуться, он увидит перед собой в отдалении на фоне этой грандиозной системы террас и лестниц панораму самого Форт-Уэрта с его зубчатым силуэтом небоскребов – картину, которая, по словам очевидцев, является самым лучшим “экспонатом” музея.

Многие из вас, дорогие читатели, часто бывали в местах, созданных знаменитым архитектором, не зная имени автора. Среди таких известных мест «Сад скульптур» при Музее современного искусства в Нью-Йорке (1953-1964), театральный комплекс Линкольн-центр (1962) в Нью-Йорке, небоскреб “American Telephone and Telegraph” (АТТ) в Манхэттэна.

Его проекты высотных зданий в Хьюстоне изменили облик коммерческой архитектуры второй половины 20-го века. Это прежде всего, высотное здание из темного стекла с закругленными углами на улице Post Oak – Post Oak Central, построенное в 1973 г.; Pennzoil Place (1976 г.) – чистые геометричекие формы башен перекрываются ближе к основанию стеклянной стеной под углом 45 градусов; 65-этажное Transco Tower, ставшее ориентиром центра Хьюстона (1983 г.), RepublicBank Center (1983 г.), напоминающий своими остроконечными зубцами готические соборы; корпус архитектуры в университете Хьюстона (UoH) (1986).

Когда друг Валентина Герцмана архитектор Gerald Moorhead сообщил, что в Хьюстоне будет строиться еще одна жемчужина архитектуры Джонсона – церковь Св. Базиля на территоррии университета Ст. Томаса, Валентин начал фотографировать её в процессе строительства. Это место стало одним из самых любимых для фотохудожника.

В 1970-е годы Джонсон работал в столь многообразных и несопоставимых одна с другой манерах, что его творчество невозможно охарактеризовать какими-либо определенными стилистическими терминами. В эти же годы фирма “Джонсон и Берджи” стала для американской архитектуры рупором грядущей архитектурной моды, авторитетом, утвержденным не только собственным мастерством, но и освященным признанием правящей элиты. В середине 1980-х годов Джонсон был не только признанным патриархом американской архитектуры, но также самым модным, самым дорогим, самым светским и влиятельным архитектором, долгие годы связанным с миром рафинированной роскоши и больших денег.

В 1979 Филип Джонсон стал первым лауреатом Притцеровской премии, которую учредили, подобно Нобелевской премии, для достижений в архитектуре.

2006 год в мире архитектуры назван годом Филипа Джонсона в связи со 100-летием со дня рождения титана архитектуры 20-го века. 25 января, накануне дня смерти мастера, в здании D. Hines College of Architecture University of Houston в 6 часов вечера откроется выставка «Филип Джонсон – четыре фотографа». На этой выставке будут представлены работы четырех совершенно разных авторов, объединенных общей тематикой: Пола Хостера, Ричарда Пэйна, Франка Велча и Валентина Герцмана. Пол Хостер и Ричард Пэйн – знаменитые архитектурные фотографы. Франк Велч сам является архитектором. Он автор книги «Филип Джонсон и Техас». Его работы представляют жанровые фотографии, связанные с жизнью архитектора.

Валентин Герцман – единственный автор, представляющий художественную фотографию. На выставке будет представлено 16 работ художника. Здесь же на выставке будет представлена новая книга Герцмана, только что вышедшая в свет «Филип Джонсон в Хьюстоне – изображение и воображение».

Так случилось, что Валентин Герцман и Филип Джонсон никогда не встречались лично. После знакомства с первой книгой Валентина Герцмана «Архитектурная баллада Хьюстона», Джонсон надписал книгу так: «В этой книге Хьюстон Герцмана приглашает в галактику архитектуры Техаса». Эта подпись была сделана в 2000 году за 5 лет до смерти мастера.

После смерти архитектора стали публиковаться материалы о его жизни. В юности Филип Джонсон приветствовал нацизм. В своих поздних интервью архитектор признавался, что нацизм привлек его во время поездок в Берлин в 1930-х годах, когда он был “очарован властью”, которую демонстрировали немецкие нацисты. Меня заинтересовало, знал ли Валентин Герцман, участник Великой Отечественной войны, 17-летним юношей добровольцем ушедший на фронт, о приверженности Джонсона фашизму в 30-е годы.

– Я всегда отделяю творчество от мировоззрения и личной жизни художника. Пабло Пикассо был коммунистом, от этого его творчество не стало для нас менее интересным. Я знаю, что мировоззрение и личная жизнь архитектора были достаточно скандальными. Впоследствии он переменил взгляды и говорил, что приверженность нацизму была “абсолютная, непростительная глупость” с его стороны, он даже строил синагогу, работал в Реховете в Израиле.

Я знаю также, что Филип Джонсон был гомосексуалистом. Я очень отрицательно отношусь к тому, когда личную жизнь делают общественным достоянием да еще начинают добиваться каких-то социальных прав для людей нетрадиционной ориентации. Но, опять-таки, я никогда не смешиваю эти понятия с творчеством и талантом.

Хочется добавить, что выставка в университете продлится до конца марта, а потом, по всей вероятности, поедет в Нью-Йорк и другие города страны.