НЕ ОБИЖАЙТЕ ЧИНОВНИКА!

Г. Трубников

Надоели пустые слова о коррупции. Привлекал бы каждого, кто ими сорит, к ответственности. Откуда знаете, что коррупция достигла больших размеров? Сам давал взятки? Тогда отвечай за это. Лично я взяток не давал. Совал, правда, в кармашки медицинским работникам, но это не взятка, а, скорее, чаевые.

Мне нравится новая генерация чиновников. Они не унижают тебя начальственным взглядом, а это многого стоит. Они корректны, они прекрасно обращаются с компьютерами, они быстро выделяют суть твоего вопроса и умеют толково объяснить ее тебе. Это особенно заметно в тех ведомствах, которых при советской власти практически не было: всё, что связано с собственностью, с имуществом. И еще там, где существуют окошечки в прозрачных стеклах. За окошками приятные девушки за компьютерами. Наверное, они уже и не называются чиновниками, это просто операторы, но тебе важно, что твое вынужденное обращение к государству началось и кончилось у этого окошка.

Это и есть идеал, к которому надо стремиться. Ты получаешь от государства то, что тебе положено по закону, и роль чиновника в том, чтобы проверить твои права. Эту задачу можно формализовать, и здесь нет почвы для взяточничества . Но случаются более сложные задачи, которые пока не формализованы. Например, государственные заказы или вопросы использования государственного имущества. Вот тут-то одного окошка нет, и ты приходишь в кабинет к чиновнику, который РЕШАЕТ ВОПРОС. Вот в этом вся соль. ЧИНОВНИК НЕ ДОЛЖЕН РЕШАТЬ ВОПРОСЫ! Его задача – только проверить законность, и здесь нет вопроса. Можно и помочь человеку, если он плохо понимает свои права.

Кому отдать городской заказ – вот это вопрос. И для его решения проводится конкурс, в котором комиссия играет роль жюри. Так должно быть и к этому нужно постоянно стремиться. Комиссия должна быть прежде всего объективной, неподкупной. Когда депутаты Ленсовета 1990-93 гг. делали первые шаги в конкурсах, они скрупулезно отрабатывали все детали. Так, если комиссия по положению состояла из, скажем, шести человек, то создавался резерв из восемнадцати человек, и конкретный состав определялся буквально накануне жеребьевкой. Такую комиссию невозможно подкупить.

Совершенно убежден, что теперешние инструкции по проведению конкурсов таких строгостей и подробностей не содержат. Думаю, что сейчас многое упрощено, поэтому имеются «дыры», используя которые можно выхолостить суть конкурса, избежать реальной конкуренции. Так что все претензии по коррупции нужно адресовать не чиновникам, а тем, кто утвердил инструкции.

Другим источником коррупции является непосредственное участие государства в экономике, набирающее силу в последние годы. О пагубности этого пути много сказано и написано, но политическим руководством почему-то не усвоено.

А чиновники наши – нормальные люди, такие же, как мы. И работу эту избрали не совсем уж корысти ради. Просто это интересная работа, вернее, ее можно сделать интересной.