ИСТОРИЯ ДОМА ГОЛЬДБЕРГА

Зоя Патрунова

Часть 2. Билли, который построил дом

Продолжая работу над историей дома, в котором живу, я снова обратилась к его официальному названию. GBBT – Goldberg B’nai B’rith Tower переводится на русский язык как “Башня Гольдберга Бнай Брит”.

Почему в названии сказано “Башня”, когда наш 9-этажный дом вытянут больше

в длину, чем в высоту? Заглянув в словари, я нашла иное толкование английского “Tower “, а именно “Oплот”. Это понятие открывает истину – дом стал надежным оплотом для 300 семей пожилых людей и инвалидов.

Но почему именно в Хьюстоне была построена наша башня, кто её задумал и нашел деньги? Казалось, что ответ прост – Гольдберг! Но кем же он или они были?

ПОРТРЕТ В ФОЙЕ

Прямо у входа в просторное фойе нашей башни задумчиво смотрит на вас с портрета пожилой интеллигентный человек в безупречном костюме. Подпись гласит:

Josef Goldberg (Джозеф Гольдберг)

Dreamer and Doer( Мечтатель и деятель).

Отличная характеристика, но даты жизни не указаны. А попробуйте что-нибудь узнать о человеке, зная только его имя и фамилию, которые, к тому же, очень популярны.

“Причастных” к строительству дома оказалось двое: Джозеф Гольдберг и его сын Билли, последний умер всего год назад.

Когда мы спрашивали о Билли Гольдберге пожилых людей в JСС и в других еврейских организациях Хьюстона, все оживлялись и говорили:

– Его знали все!

– Он был первым парнем среди нас!

Еврейская газета Хьюстона «Jewish Herald Voice» прислала мне некролог о Билли Гольдберге. Другим источником информации стала его вдова Розали.

ИСТОРИЯ СЕМЬИ ГОЛЬДБЕРГ

Билли Гольдберг родился в Кливленде штат Огайо 12 сентября 1915 г. Отец Джозеф Бернард Гольдберг (Joseph Bernard Goldberg) был парикмахером, мать Анна Вейсфелд (Anna Weisfeld) – домохозяйкой. Северный климат не подходил Анне, она часто болела пневмонией. В 1920 г. семья переехала в Фарр (Pharr), маленький город в долине реки Рио-Гранде (Rio Grande) на юге Техаса. На купленной земле Джозеф основал ферму по выращиванию цитрусовых, тогда как Анна вела успешный бизнес в торговле. Семья брата Джозефа помогала на ферме.

У Джозефа и Aнны было двое детей – дочь Елена (Hellen) и сын Билли. В 1931 г. Билли было 16 лет, когда он окончил среднюю школу San Juan-Alamo (Сан-Хуан -Аламо) и в том же году поступил на юридический факультет Техасского университета в Остине. На старших курсах он был избран президентом Фонда Hilel (юношеского подразделения Бнай Брит) и был награжден премией Литературного общества Раска (Rusk Literary Society) как лучший оратор.

В это же время он принимал участие в предвыборной кампании Джеральда Манна (Gerald G.Mann), который был избран на пост Генерального прокурора (Attorney General) Техаса.

При том что отец финансово поддерживал сына-студента, Билли вспоминал позднее: «Я занимался многими работами, служил и официантом».

В 1937 г., закончив университет, Билли возвратился в Фарр и начал там работать адвокатом, но уже в 1939 г. прошел по конкурсу на должность ассистента Генерального прокурора Джеральда Манна. Билли Гольдберг был на госудаственной службе, когда грянула 2-я Мировая война.

В день нападения Японии на Перл-Харбор Билли записался в американскую армию, где дослужился до чина майора, находясь при штабе генерала Дугласа МакАртура в Маниле на Тихом океане. Он оставался в армии до последнего года войны.

В Остине Билли встретил Розали Аккерман (Rosalie Ackerman) родом из Далласа, ставшей его любовью на всю жизнь. Они поженились в 1943, а в 1946 переехали в Хьюстон, где Билли открыл юридическую фирму по операциям с недвижимостью.

Удачливый адвокат и банкир Билли Гольдберг успешно выступал на общественном и политическом поприщах. Морально и финансово он поощрял многих способных людей баллотироваться на выборные должности, что заметно улучшило стиль управления на уровнях графств и штатов и даже государства. В то же время Билли много брал на себя лично.

Пиком политической карьеры Б. Гольдберга было его избрание в 1976 г. Председателем Демократической партии Техаса – ни один еврей не поднимался до него так высоко в истеблишменте США! Вот одно из его заявлений на этом посту:

«Демократия не работает, если вы сами не участвуете в ней. Надо привлечь к нам зарегистрированных избирателей, принадлежащих нацменьшинствам. Надо разъяснять людям, как важно их участие в голосовании».

27 марта 1980 г. в хьюстонском отеле Хайят Редженси (Hyatt Regency) состоялся торжественный обед «Билли», на котором присутствовали 9 сенаторов, в том числе Эдвард Кеннеди, 2 посла и 2 губернатора. Присутствие высоких гостей и их выступления свидетельствуют о том, как высоко они ценили деятельность Билли Гольдберга.

БИЛЛИ ГОЛЬДБЕРГ И БНАЙ БРИТ

Еще в студенческие годы Билли активно сотрудничал с Бнай Брит. Став председателем этой организации в Техасе, он сделал своей главной задачей воспитание юношества. Он разработал молодежную программу Б’най Брита для 7 юго-западных штатов, за что был назван в 1968 г. “Человеком года” и получил награду – золотой семисвечник – от Национального Совета организации. Только во время торжественного вручения награды на продолжение программы было собрано дополнительно $150000.

Огромную помощь от Бнай Брит и себя лично Билли Гольдберг оказал Израилю. В 1959 году на собрании Бнай Брит Техаса Билли Гольдбергу были вручены “Свитки почета” от правительства Израиля как признание его выдающихся заслуг в сборе пожертвований молодому государству. На собрании присутствовал сенатор Линдон Джонсон .

Билли высоко ценил роль государства Израиль в укреплении национального самосознания евреев. Он говорил: «Теперь уже никто не сможет говорить об евреях как о жалких трусах, загнанных в угол. Весь мир теперь знает, что значит еврейский характер!»

Супруги Розали и Билли Гольдберг посетили Израиль более 20 раз. По случаю 40-летия женитьбы Билли назвал именем своей любимой жены основанное им отделение в госпитале Адасса (Hadassah hospital) в Иерусалиме.

МИССИЯ В ХЬЮСТОНЕ

Мне все время казалось, что собранных документов мало, и хотелось больше узнать о Билли Гольдберге в повседневной жизни; в этом могла помочь только его вдова Розали. С некоторым волнением – нас разделял не только возраст, но и совершенно разное социальное положение – я набрала нужный номер и быстро получила согласие на встречу.

Однако мы увиделись далеко не сразу: то пожилая женщина болела, то вклинивались еврейские праздники. К тому же Розали проявила понятную осторожность и сначала приехала в дом Гольдберга в сопровождении своего шофера. Видимо, она хотела сначала взглянуть на нас и оценить наши намерения. Моя работа над биографией Билли была в разгаре, когда, наконец-то, Розали пригласила посетить её.

И вот мы подъезжаем к высотному дому, расположенному в центре престижного района Хьюстона – Галереи, где нас радостно встречает Розали. Я начинаю понимать, что нахожусь в пансионате для богатых (или очень богатых) пожилых людей, где Розали живет в своей квартире одна – типичная особенность уклада жизни в Америке.

И вот мы имеем доступ к архиву Билли: письмам, грамотам, пригласительным билетам. На фото, как и положено, Билли и Розали в разном возрасте, а также их дети, которых у них четверо. Сейчас двое из них живут в Хьюстон, двое других – в Остине.

Билли считал. что у него в порядке значимости 4 страсти – семья, бизнес, сионизм и спорт. Когда корреспондент одной из газет спросил Б. Гольдберга, каким было самое главное событие в его жизни, он, не задумываясь, ответил:

«Женитьба на Розали Аккерман». В делах у него был девиз: «Если возникает какая-либо новая задача, я всегда думаю, почему бы мне с моей командой не решить ее!»

Свою преданность Израилю Билли самоотверженно продемонстрировал в 1991 году, когда полетел туда во время обстрелов Саддамом Хусейном Иерусалима.

Как страстный фанат спорта Билли Гольдберг приложил много усилий для перевода команды «Рокетс» (Rockets) в Хьюстон, а себе брал места на стадионе не ближе 4-го ряда.

ДОМ , В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Долго проводя операции с недвижимостью, Билли обратил внимание на тогдашнее отставание строительного бизнеса в Техасе. Даже люди среднего достатка испытывали трудности при обзаведении жильем, а что говорить о пожилых людях и инвалидах? И тогда он направил свои усилия на строительство нашего здания.

Это была мечта отца Билли, Джозефа, но последний не успел её осуществить до конца. И Билли принял эстафету. Пользуясь своим громадным авторитетом главы Демократической партии и организации Бнай Брит в Техасе, он сумел собрать необходимые средства, хотя это было непросто даже в богатой Америке…

Позже Билли скажет: «Однажды я построил дом, – а после драматичной паузы добавит – Но он обошелся мне вдвое дороже, чем я думал!»

В декабре 1978 г. первый дом в 150 квартир был сдан – это был рекорд, так много жилья Бнай Брит еще не строила!

Но очередь на субсидируемое жилье в Хьюстоне все еще длилась несколько лет.

Это поставило вопрос о 2-й фазе строительства – другого такого же здания рядом.

“Ошеломляющий успех воздвижения первого дома,” – по выражению сенатора Билла Арчера (Bill Archer), – был главным фактором быстрого получения кредита в $ 4735700 уже в сентябре следующего года. В 1982 г. была закончена 2-я фаза строительства, и еще 150 счастливых семей получили надежную крышу над головой. Билли Гольдберг, сделавший основной вклад в строительство, благородно посвятил дом памяти своего отца Джозефа.

Увы, недолго держится в наших головах память даже о самых выдающихся современниках, уходящих в мир иной… Было бы справедливым больше сделать для увековечивания памяти Билли Гольдберга и для начала повесить и его портрет в фойе нашего дома.

Моя глубокая признательность госпоже Розали Гольдберг за предоставленные материалы и моему мужу Владимиру Патрунову за компьютерные работы.