«ПОДРУЖИТЬ РЕМЕСЛО И ИСКУССТВО»

Беседу вела Оксана Сергиево-Посадская

В Русском Культурном Центре «Наш Техас» по адресу 2337 Bissonnet, Houston, TX 77005 до 19 февраля продолжится выставка скульптора Олега Закоморного, любезно ответившего на несколько вопросов нашей газеты.

В американской культуре существует понятие «self-made man». Под этим подразумевается человек скромного происхождения, добившийся успеха собственными силами. Вы попадаете в эту категорию или, напротив, у вас с детства были благоприятные условия для карьеры в искусстве?

Наверное, меня можно отнести к этой категории, поскольку никакого протежирования и каких-то особых условий для развития карьеры у меня никогда не было. Напротив, в основе всего лежал настоящий энтузиазм и огромное желание, даже страсть к изобразительному искусству. Мне очень повезло в том, что мои родители поддерживали мое увлечение и нашли возможность дать мне хорошее специальное образование (Московская средняя художественная школа им. Томского и Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова) и всегда оказывали большую человеческую поддержку. Я и теперь всегда опираюсь на своих близких во всех жизненных вопросах и в профессиональном развитии. У меня удивительно понимающая, дружная семья, и это мой основной двигатель как в искусстве, так и в жизни. Например, скульптурные и графические портреты моих близких выполнены с натуры (портреты отца, мамы, Ирины, Сони, Андрюши), а также многие скульптурные композиции темы детства – это живые наблюдения за моими детьми («Мужичок с башмачок», «Чуть не поймал», «Взрослая песня», «Большие друзья»). Все эти работы можно увидеть на сайте, некоторые из них находятся в музеях. Сейчас в работе находится еще несколько скульптур на тему детства, и в начале следующего года я представлю их московскому зрителю.

Перечислите этапы работы над бронзовой скульптурой от замысла до конечного результата. В чем состоит удовлетворение и трудности каждого этапа?

Изначально я должен хорошо представлять себе будущую скульптуру, т.е. то, что я хочу сделать. Тогда я начинаю работу в мягком материале – пластилин, глина. Обычно я параллельно веду несколько композиций, работаю сериями в какой-то одной теме. Законченную работу в пластилине необходимо отформовать (сделать гипсовую форму) для изготовления восковой модели. Восковая скульптура впоследствии отливается из бронзы, проходит детальную механическую обработку, тонируется. Весь процесс трудоемкий, порой занимает несколько месяцев, и автор должен пройти все эти технические этапы создания скульптуры, чтобы донести изначальный художественный замысел до зрителя. И в этом многоэтапном процессе существует множество нюансов, технических и творческих, и автор обязан иметь необходимый опыт, чтобы подружить ремесло и искусство, заставить их идти параллельно, не мешая друг другу, создавая гармонию.

Прокомментируйте какие-нибудь особенности техники или композиции скульптур, представленных на выставке в Хьюстоне, или, может быть, с какой-нибудь из работ связана интересная история, случай? На что обратить внимание?

Все эти работы создавались в разное время, с различным настроением, состоянием, пониманием мною искусства и жизни, но, безусловно, все они – часть меня. Некоторые работы выполнены с обнаженной натуры, иные – созданы под впечатлением танца и балета («Балерина», «Струна», «Полнолуние», «Баллада»). Есть ранние вещи на мифологические сюжеты («Флора», «Даная»). Одна из последних работ, «Чуть не поймал», посвящена теме детства. Серия «Скорпионы» – чистейшая фантазия, стилизованное понимание формы, попытка создать образ острый, сильный, загадочный. Все работы разные, говорить о каждой можно долго, но люди находят в них что-то свое и воспринимают по-своему.

Чем для вас отличается выставка в России и выставка за границей?

Принципиальных отличий нет, язык искусства не требует перевода, общение идет на эмоциональном уровне восприятия. Разница лишь в том, что в России я имею возможность делать выставки намного более полные, развернутые, представлять все самое новое.

О вас достаточно лестно отзывается печать: «Закоморный «заковал» балет в бронзу. Его мастерская наполнена не танцовщицами – танцем…» (Литературная газета); «…трехмерный мир, отчасти фантастический, отчасти современный и понятный нам» (Искусство народов мира); «His sculptures have won critical acclaim…» (Guardian)… Как чувствуется для вас признание других людей?

Мне всегда очень приятны признательность и поддержка совершенно незнакомых людей – это знак моей удачи, определенный показатель моих трудов. Приносить людям радость, дарить добро – для меня огромное счастье. Безусловно, это помогает, вдохновляет, дает силы и указывает на то, что я не зря живу и работаю.

Общеизвестно, что зарабатывать искусством на жизнь проблематично. Многим ли вашим сокурсникам по институту повезло так же, как вам? Какое применение своим навыкам находят остальные?

Конечно, многие люди, с кем я учился, растерялись по жизни. Я не могу сказать точно, кто и чем занят, но могу сказать определенно, что фактор везения совершенно не определяющий не только в области искусства, а вообще в жизни. Почти все решает желание добиться той или иной цели, посвятить свою жизнь какому-то делу. Пожалуй, область искусства не является здесь исключением. Зарабатывать на жизнь искусством, действительно, непросто, и если при этом думать только о заработке, не стоит заниматься искусством вообще – есть более прибыльные занятия. Я не богат, но имею возможность работать по-настоящему творчески, так, как мне это представляется. Не работаю под чью-то диктовку, не нахожусь под чьим-то давлением, не иду на компромиссы, не считаю деньги дороже творческой независимости. Я благодарен судьбе за то, что у меня есть возможность жить и развиваться дальше, кормить семью за счет реализации своих творческих работ. Правда, работать всегда приходилось и приходится очень много.

Были ли у вас конфликты на почве творчества, когда из-за вашего видения вещей вы что-то или даже кого-то теряли в материальной жизни?

Слава богу, жизнь проходит без потерь, и это главное, но всевозможных трудностей, конечно, всегда было немало. Пожалуй, и конфликтов особых не было, но поскольку, как я уже говорил, в искусстве существую самостоятельно и автономно, ни на чью поддержку не привык рассчитывать, и всего добиться самому непросто. В искусстве я опираюсь на реалистические традиции, затрагиваю темы вечные, благородные, близкие и понятные всем людям, стараюсь создавать эмоциональное, человечное искусство, нести доброту – мое творческое видение вполне традиционно, неагрессивно, понятно и близко обществу. Поэтому нередко жизнь меня сводит с хорошими людьми, новыми друзьями, приобретающими мои произведения, дающими мне моральную и материальную поддержку.

Вы живете в Москве, где культурная жизнь бьет ключом, а мы здесь отстаем от российских событий, хотя нам все интересно. Поделитесь какими-нибудь свежими впечатлениями, будь то книга, спектакль, музыка, выставка или что-либо другое, заинтересовавшее Вас в последнее время.

Москва, действительно, – не город, а целая страна, жизнь в которой проносится очень быстро и перенасыщена всевозможными культурными событиями – и спектаклями, и концертами, и выставками, и музейными экспозициями. Везде успеть побывать практически невозможно. Приобрел большую книгу – монографию очень уважаемого мной художника Николая Фешина, кстати, прожившего половину жизни в Америке. В Третьяковской галерее осенью проходила выставка классика нашего искусства Дмитрия Жилинского. Недавно посещал с детьми Оружейную палату Московского Кремля, музей-панораму «Бородинская битва», уникальный дом-музей Виктора Васнецова и не перестаю удивляться, насколько богата Москва уникальными музейными коллекциями и шедеврами культуры.

Но Москва – это еще не вся Россия. Летом в творческой поездке по Сибири посетил свой родной город Новосибирск, где в Новосибирском художественном музее провел выставку и преподнес в дар одну из своих работ. Открыл для себя уникальную деревянную архитектуру старого Томска и сейчас веду переговоры с руководством области о создании соответствующего монумента. В Томском художественном музее принимал участие в III Томской триеннале «Рисунок России», где оставил в дар музею одну из своих графических работ. Много происходит интересного, и творческие планы многообразны. Сердечно приглашаю всех на выставку!!