ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ В БРОНЗЕ И СТАЛИ

Таня Л. Гольдина, фото В. Гинзбурга

Стройный мост из железа ажурного,

Застекленный осколками неба лазурного.

Попробуй вынь его

Из неба синего –

Станет голо и пусто.

Это и есть искусство.

Давид Самойлов

Выбирая подарок газете и ее читателям к Новому году, я подумала о тех местах Хьюстона, которые дарю всем своим гостям. О многих из них я уже писала на страницах газеты. А эта, относительно новая, украсившая театральный центр города скульптурная группа “In Minds”, все ждала своего часа.

Она появилась чуть более 5 лет назад, после открытия в Хьюстоне в мае 2002 года здания Hobby Center for the Performing Arts, встав на углу улиц Бегби (Bagby) и Уолкер (Walker) так органично и естественно, как будто всегда здесь стояла.

Отлитые в Германии бронзовые фигуры на стальной арматуре прибыли в Хьюстон на корабле из голландского порта Роттердам. При современной технике их доставка и установка никоим образом не были уникальны. Это доказывается, прежде всего тем, что в новостях тех дней о них и не упоминается. Скульптура, что повыше, размером 8,4 на 1,2 метра весит 800 килограмм, а та, что пошире (6,6 на 3,3 метра), – 1,7 тонны.

Эти статуи можно рассматривать долго. Сначала воспринимаешь их как просто ни с чем не связанные абстрактные фигуры, потом начинаешь различать лица, с каждой стороны свое, да и одно ли? Потом приходит ощущение, что в высокой и изящной скульптуре лица, похоже, женские, а во второй – скорее мужские. И начинаешь воспринимать их как гимн женской и мужской половинам человечества. Стоящие рядом, они как бы любуются и одновременно не замечают друг друга. Жизнь, театр, игра…

И становится понятно, почему они были выбраны именно для этого места, почему расположились в театральном районе рядом с театрально-концертными залами.

Автор композиции – один из наиболее знаменитых в мире современных скульпторов Тони Крэг (Tony Cragg), родился в Ливерпуле (Великобритания) в 1949 году. Проработав около трех лет лаборантом, он круто изменил свою жизнь, в 1968 году поступив в Челтнемский институт Gloucestershire College of Art and Design. Затем он учился в Wimbledon School of Art и в Royal College of Art. В 1977 году, после окончания учебы Тони переехал в немецкий город Вупперталь, где живет до сих пор. С 1978 года он преподает в академии Kunstakademie в Дюссельдорфе, в 1988 году получил там звание профессора.

Первые персональные выставки Тони Крэга прошли в 1979 году в Лондоне, Берлине и Гамбурге. С тех пор по всему миру ежегодно проходят выставки его новых работ. И это всегда очень интересно, поскольку он все время новый, неожиданный, не похожий на себя прежнего.

Про него пишут, что он един в ста лицах. И это соответствует действительности. Никто из мастеров не экспериментировал столько с различными материалами. Он начал с конструкций из бросовых материалов, вставляя в свои работы все, что мог подобрать – от домашних обломков и консервных банок до строительных отходов. Затем он перешел к более традиционным материалам – дереву, бронзе, мрамору.

Был период, когда Тони Крэг увлекался воспроизведением в бронзе модифицированной химической посуды -колбы, реторты разных видов и ракурсов своим происхождением явно восходят к периоду лаборантского опыта. Тони уверен, что будущее скульптуры только начинается, что ее потенциал в настоящее время выше, чем когда-либо что у нее все впереди, что язык и формы ее только сейчас проявляются.

Заслуги Тони Крэга признаны во всем мире. В 1994 году он был избран действительным членом Королевской академии искусств Великобритании, в 1996 году получил звание почетного профессора в Будапеште, а в 2001 году – звание профессора в берлинском Hochschule der Kunste, почетное звание доктора Суррейского университета и почетное членство Ливерпульского университета им. Джона Мура. В 1988 году Тони Крэг получил премию Тернера, а в 2001 году – Шекспировскую премию.

Работы Тони Крэга известны по всей Америке. Его работы можно увидеть в Вашингтоне и Чикаго, в Атланте и Миннесоте. Давно знают его и в Техасе. В 1992 году с успехом прошла его персональная выставка в Музее современного искусства Хьюстона, его работы вошли в коллекции Музея современного искусства Форт_Уэрта (“Ball Contact”, 1990), Далласского скульптурного центра им. Нэшера (“Glass Instruments”, 1987 и “Solid States”, 1995), Музея изобразительных искусств Хьюстона (“New Forms”, 1991-1992).

Я не профессиональный художественный критик. Очень многое из творчества Тони Крэга, особенно раннего, оставляет меня равнодушной. Но эти две скульптуры, украсившие центр Хьюстона, с самого своего появления не перестают радовать. И каждый раз, бывая около них, я нахожу в них что-то новое, открываю для себя еще какой-то не уловленный раньше нюанс.