ПОЙМАТЬ ТЕНЬ ПРОШЛОГО, ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ И … НАСЛАДИТЬСЯ НАСТОЯЩИМ

Ассоль Кавторина

Заметки о трех художниках

С 7 марта по 20 апреля в Хьюстоне проходит Фотофест. На эти полтора месяца наш промышленный, далекий от искусства город совершенно преображается: бурлит выставками, презентациями, тусовками, и в деловом его облике даже местами начинают блистать приятные богемные черты. Надо только знать места.

Основная тема Фотофеста 2008 – Китай, дополнительная – «Метаморфозы» (Transformations). Вот в рамках-то этих самых «Метаморфоз» и проходит в Русском культурном центре «Наш Техас», в галерее «Caviart» выставка работ талантливого фотохудожника, нашего с вами соотечественника Владимира Фрумина.

На выставке представлены фотографии, снимавшиеся на Кубе, в Техасе и в России. Фотографии очень разные. Объединяет их, пожалуй, лишь одно – стремление автора запечатлеть приметы уходящего времени. Ведь прошлое никогда не проходит бесследно. Частички его продолжают существовать в настоящем, остро и болезненно напоминая всем нам, что мы не вечны. Тени и призраки прошлого будоражат не только нашу память, но и совесть, побуждают задуматься о том, какой след в истории цивилизации оставим мы сами, какой причудливый облик в будущем обретет наша тень.

Куба, по словам Владимира Фрумина, – потрясающая натура. Она удивительно многослойна, в ней смешались не только напластования различных архитектурных стилей от 15 века до наших дней, но и приметы различных общественно-политических формаций.

– С чего началась Ваша любовь к Кубе? Как Вам в голову пришла идея поехать поснимать именно туда?

– Мой интерес к Кубе начался, как ни странно, просто с того, что мне в руки попала книга об этой стране. Потом стал собирать материалы, искал статьи. Так и вызрела идея создать кубинское портфолио. Я поехал на Кубу, бродил там по совершенно нетуристским местам. Выходил из дому ранним утром и снимал до самого вечера. Я побывал в Гаване и в Тринидаде – городе на самой южной оконечности острова. И в старой Гаване, и в Тринидаде сохранилось немало старинных зданий в стиле испанского барокко. Вся эта лепнина, колонны, фрески, балконы, решетки, – все это разрушающееся великолепие, и на фоне его – голодающие люди, для которых нищета уже стала будничной рутиной. Они к ней привыкли, с нею сжились, и даже не представляют себе какой-то иной жизни.

– Люди не возражали против того, что Вы снимаете их изнаночную, непарадную жизнь?

– Да нет. Там же знаете как? Идешь по улице, двери всюду нараспашку.

– Так и живут?

– Да, так и живут. Воровства там нет. Запираться не от кого.

– Воровства нет, в смысле, что воровать все равно нечего?

– Нет. Просто воровство карается, как убийство. Плюс к этому система всеобщего доносительства. В каждом квартале есть свой комитет защиты революции, в котором состоят все жители квартала. Оружие на руках, все расписано, типа, кто достает пулемет в случае высадки американского десанта и далее в том же духе. Вся жизнь на виду, и люди всего боятся. У них на Кубе милиция – это двадцати-, двадцатидвухлетние парни. Самый бесстрашный и самый максималистский возраст – ни жалости, ни прощения.

– При всем при этом фотографа-иностранца не боялись?

– Ну мне задавали по-русски контрольный вопрос: «Как живешь, товарищ?» Я соответственно по-русски отвечал. После такой небольшой лингвистической проверки снимать обычно разрешали.

– Вас привлекают приметы ускользающего времени, тени прошлого, каким-то чудом задержавшиеся в настоящем. Поэтому Вы снимали на Кубе?

– Куба – это одна из моих фотосерий. Я много снимаю в Техасе, в России, есть у меня Чернобыльская серия. Я снимаю везде. В одних местах время мчится со сверхзвуковой скоростью, в других – останавливается, как будто засыпает, но превращение прошлого в настоящее – процесс непрерывный и неостановимый. Признаки временных метаморфоз живут вокруг нас. Надо их только суметь разглядеть и заснять на пленку.

Выставка фотографий Владимира Фрумина производит очень интересное впечатление. Поначалу, когда бродишь по залу среди его работ, ничего тебя особо не поражает: вот высохший куст, вот склоненный подсолнух, вот портрет сморщенной старухи… На первый взгляд, ничего особенного. Но когда выходишь из зала, его фотографии продолжают оставаться с тобой. Дует ветер, усмехается старуха – образы не хотят уходить. Вспоминаешь строки Иосифа Бродского: «Остановись, мгновенье; ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо». И ты понимаешь, что из этих-то неповторимых мгновений и соткано время.

Интересно, что если работы Владимира Фрумина построены на драматургии отражения прошлого в настоящем, то работы другого русскоязычного фотографа, приехавшего на хьюстонский Фотофест из Израиля, Геннадия Меергуса, совершенно футуристические и урбанистические по стилю, как раз-таки посвящены тому, чтобы разглядеть в настоящем знамения будущего.

Геннадий Меергус – молодой фотограф и программист из Израиля. Фотографией занимается давно, но на хьюстонский Фотофест прибыл впервые, поучаствовать в портфолио ревю, и сразу завоевал сердца зубров американской фотографии. Одной из его работ, «Цветная фактура» (Чикаго. 2006 год), заинтересовался Хьюстонский музей изобразительных искусств, и Геннадий эту работу музею подарил. Ведущая тема Геннадия Меергуса – современная архитектура, как он сам ее обозначает, взгляд программиста на городскую среду, на современный город как на большую операционную систему, порой вырывающуюся из-под контроля.

Русский культурный центр «Наш Техас» планирует организовать персональную выставку Геннадия Меергуса и надеется, что его неординарные фотографии будут интересны нашей публике.

Одновременно с выставкой Владимира Фрумина в русском культурном центре «Наш Техас» проходит и выставка живописи всем нам хорошо известной молодой художницы Анны Атаевой.

На выставке представлены работы из новой серии, которая называется «Магия воды». Рыбки, лилии, водоросли и вода, вода, вода. Сказочный, экспрессивный водный мир, красочный, сочный, радующий взгляд.

– Я писала в этих работах декоративного японского карпа, – рассказывает художница, – потому что это рыба, которую никогда не едят. Их разводят только для украшения жизни и окружающей среды. Эти рыбки олицетворяют собой откровенную декоративность. Вообще-то вся эта серия – чисто декоративная, интерьерная живопись. Здесь главенствуют яркие краски, южный колорит, магический покой подводного царства, струящееся сквозь воду солнце и хорошее настроение.

Эти две выставки – черно-белых, строгих фотографий Владимира Фрумина и плещущих яркими красками полотен Анны Атаевой, – несмотря на разительный контраст стилей, удивительно дополняют друг друга. Отображенный с этих двух полярно противоположных точек мир становится неожиданно полным и объемным.

Обе выставки продлятся до середины апреля.

Приходите – не пожалеете.