ДЕТСКОЕ ЧУДО

Таня Л. Гольдина

Переезд в Америку для многих из нас стал поворотным пунктом биографии. Оказалось, что смена места жительства зачастую приводит к необходимости смены профессии даже у тех, кто, на первый взгляд, мог проявить себя в знакомой специальности. При этом, как это ни парадоксально, у многих начинают проявляться таланты, так глубоко скрытые, что о них ни они сами, ни окружающие даже и не догадывались.

Так в Хьюстон 11 лет назад приехала женщина с четырьмя детьми. Ей, врачу-невропатологу, практически, без английского языка, кем только ни пришлось работать, чему ни обучаться. Наконец, новая профессия – массажист, о которой она говорит с сердечной теплотой, новая семья, подрастающие дети. Жизнь, вроде, устроена… И тут она попадает на репетиции спектакля “Самоубийца” и своими глазами видит, как целый спектакль собирается, складывается из отдельных кусочков, как пазл. Вдохновленная этим действом творчества, Люда Вайнер загорается идеей включить в этот процесс детей.

Так начиналось это чудо, это место притяжения детей, проблем родителей и радости бабушек и дедушек, которое называется детским театром “Радость”.

О нем не раз писали, но есть такие области нашей жизни, о которых сколько ни пиши, всего не скажешь, потому что на них отзываются какие-то особо теплые струны сердца.

Для Люды Вайнер детский театр – это полет в неизвестное, туда, где творчество десятков людей соединяется каждый раз в чудо спектакля. Ее вдохновенный и образный рассказ о детях, театре, репетициях слушаешь, затаив дыхание:

– Мы, на самом деле, не театр. Мы играем в театр. Все дети – такие хорошие, такие яркие. Когда распределяются роли, самое главное – защитить самолюбие детишек. В детском спектакле все должны быть первыми. Даже самая маленькая роль делается так, чтобы ребенок почувствовал, что только он ее может сыграть и никто больше. Поэтому у нас, как правило, нет дублеров.

Самое интересное – это репетиции, когда из ничего возникает спектакль. Детям надо дать образ. А дальше только смотреть, что они на каждой репетиции фантазируют. Их переиграть невозможно. Им надо рассказывать сказку – на каждой репетиции с новыми интонациями, чтобы им было интересно. С детьми надо работать быстро. Через 4 – 5 месяцев им в эту сказку играть надоедает.

Мы ставим спектакли не для публики, а для детей. Чтобы в их жизни был этот праздник – выход на сцену, аплодисменты благодарных зрителей. Спектакли мы играем для публики обычно не более двух-трех раз. Детям театр должен быть в радость, в удовольствие. Он не должен превращаться в скучную работу.

Я вовсе не считаю, что дети должны участвовать во всех спектаклях. Я тут недавно посчитала – в нашем театре на сцене играли более ста детей. Это замечательно. Ведь театр дает детям уверенность в себе, раскованность, очень важное умение держаться естественно на публике. Кем бы они ни были потом, это им очень пригодится в жизни.

Здорово, когда в детском спектакле участвуют взрослые. Артисты всех возрастов становятся как бы равными. Во взрослых вдруг открывается детское озорство. А дети поднимаются до уровня взрослых. Это такая радость для всех!

Но за кулисами этой радости стоят часы серьезной работы, пронизанной, пропитанной творчеством… и переживаниями. Это и поиск темы очередного спектакля, и разработка сценария, подбор песен и диалогов и постановка танцев, создание костюмов и декораций, не говоря уже о подготовке каждой репетиции и решении проблем с родителями.

В детском, особенно малышовом театре, есть одна очень важная особенность – готовых сценариев, практически, не существует. Разве что “Теремок” Маршака сделан так, что по нему можно прямо ставить спектакль. А все остальные – в основном, Людино творчество. Так же как и костюмы к спектаклям – подобранные и сшитые, как правило, самой Людой.

Но одна Люда, к которой детишек притягивает, как магнитом, театр создать не могла. Светлая идея детского театра оказалась притягательна не только для детишек, но и для взрослых. Кто-то приходит, чтобы помочь с одним-двумя спектаклями, а кто-то прикипает к театру всей душой. Как не порадоваться, что вокруг “Радости” собралась группа настоящих энтузиастов, отдающих ему силу, время и вдохновение.

Владимир Штерн и Светлана Хассен помогают с режиссурой. Татьяна Рахманова из Израиля и Анна Гринберг из Нью-Джерси сочиняют песни, придающие каждому спектаклю особую индивидуальность, а Слава Надворецкий, Игорь Муратов и Татьяна Каждан – обучают детей этим песням, готовят музыкальное оформление всего спектакля. Алла Шарий, Алена Кочурова и Оксана Чернюк ставят украшающие спектакли танцы. Настя Миронычева, Аня Макарова и Елена Филипс создают очень простые и одновременно емкие декорации. Ольга и Андрей Казанцевы – неизменные звукооператоры, на работе которых все держится во время представления. Инга Грин, Саша Поминов и Герман Генин занимаются лицом и историей театра: полиграфия, фотографии, видеозаписи спектаклей и репетиций. Очень интересный фоторассказ о каждом спектакле готовит и Владимир Штерн. А всего, что делает Ефим Вайнер, и не перечислить. Прежде всего, на нем вся организационная и деловая часть “Радости” – его бюджет, договоры о помещениях, оборудовании… Но, главное – он всегда рядом, всегда и во всем готов помочь и физически и, что иногда гораздо важнее – морально.

С каждым днем расширяется число друзей театра. Москвич Дмитрий Морозов и Татьяна Пеккер из Остина написали стихи специально к “Сказке о потерянном времени”. Юрий Трушин из Далласа создал картину-эмблему к этому спектаклю, а московский художник Евгений Камзолов – к будущей постановке сказки о Дюймовочке. Хьюстончане Владимир Потоман с Ириной Зильберфайн придумали слова заключительной песни к спектаклю “Глупый мышонок”.

Детский театр сам пока находится в детском возрасте – ему чуть больше трех лет. Мало кто помнит домашний, как называет его Люда, спектакль “Золушка”, который появился в зале старого здания пансионата “Синяя птица” – в мае 2005 года. А вот показанный в ноябре того же года спектакль”Кошкин дом” помнят очень и очень многие. Успех постановки не только среди взрослых, но, главное, у детишек, смотревших на сцену горящими глазами, привел к тому театру, который мы знаем сейчас. За эти 3 года поставлено 11 спектаклей – любой взрослый театр позавидует. Да и мало какому театру удается доставлять столько радости и артистам, и их родным, знакомым и незнакомым зрителям!

В этом году “Радость” повернулась к нам новой гранью – начал работать хор под руководством Славы Надворецкого. Значение песни для растущих в Америке русскоговорящих детишек переоценить невозможно. Это не только обучение искусству пения, но и уникальная возможность расширения словарного запаса, гораздо большего, чем предоставляют спектакли театра, и для гораздо большего количества детей.

В этом году впервые за историю “Радости” театр пригласили участвовать в благотворительном концерте – на Новогоднем празднике, устраиваемом Генеральным консульством Российской Федерации в Хьюстоне специально для адаптированных американскими семьями российских ребятишек. Кстати сказать, на этом концерте зрители увидят не только первую часть спектакля “Глупый мышонок”, но и выступление танцевального ансамбля “Узоры” под руководством Алены Кочуровой.

А в следующем году – первые в жизни “Радости” гастроли. Они пройдут не где-нибудь, а в Вашингтоне, куда 24 человека из театра и 12 сопровождающих – дети все-таки – едут с 9 по 11 января. Люда очень благодарна Светлане Соколовой, руководителю гейтерсбургского детского театра-студии “Алые паруса” (штат Мэриленд), предоставившей возможность показать спектакль “Двенадцать месяцев” за пределами Техаса.

Есть договоренность выступить с этим спектаклем в Далласе 1 февраля. Организацию гастролей взяла на себя Елена Гораль.

А Люда уже вовсю работает над сценариями к следующим постановкам – спектаклю “Дюймовочка” и мюзиклу для малышей “Семь музыкальных козлят” и мечтает поставить спектакль, в котором принимали бы участие зрители.

Дорогая наша “Радость”! Мы желаем тебе расти, набираться опыта, обрастать друзьями, но оставаться все тем же местом радости и притяжения для хьюстонских ребятишек.