РЕКВИЕМ НЕПОКОРНЫХ

Ольга Вайнер

 

Дирижёр Мюррей Сидлин
Дирижёр Мюррей Сидлин

Студенты хьюстонской консерватории Moores School of Music исполнили вердиевский «Реквием» в необычной трактовке.

«Реквием» Джузеппе Верди – «революционное» произведение великого итальянца, пользующееся такой же популярностью, как и лучшие из его опер. «Реквием» был написан в год смерти писателя Александро Манзони – одного из видных деятелей итальянского национально-освободительного движения. Композитор боготворил Манзони, называл его «великим гражданином», «святым человеком», «славой Италии». Смерть писателя потрясла Верди, и он посвятил его памяти одно из своих величайших сочинений. Премьера «Реквиема» состоялась в Милане в соборе Сан-Марко 22 мая 1874 года под управлением Верди и прошла с огромным успехом.
«Реквием» Верди – произведение довольно парадоксальное. С одной стороны, оно глубоко духовно, но духовно не в религиозном смысле, а в общечеловеческом. Базируясь на литургическом тексте, «Реквием» по сути является оперой (его часто называют 27-й оперой композитора), во всяком случае музыкальный язык – мелодика, гармония и оркестровка произведения характерны именно для опер Верди. Фанфары на сцене и на балконах в части «Tuba mirum» напоминают о фанфарах «Аиды». Вокальные партии в «Реквиеме» сравнимы по сложности с труднейшими партиями опер Верди. Интересен тот факт, что часть, озаглавленная Lacrymosa – это музыка, которая изначально была написана для оперы «Дон Карлос» (1867), но по каким-то причинам в оперу не вошла, а перекочевала в «Реквием». Всё это свидетельствует в пользу светской направленности произведения.
Драматичность и яркость, граничащая с театральностью, делают «Реквием» Верди одним из наиболее исполняемых и любимых произведений по сегодняшний день. Оно по праву одно из самых ярких, эмоциональных и интеллектуальных сочинений ХIХ века.
re0На прошлой неделе хьюстонцы стали свидетелями необычного исполнения «Реквиема» на сцене оперного театра консерватории Moores School of Music. Дирижёр Мюррей Сидлин создал концертную драму «Реквием непокорных», соединив сочинение Верди с дневниками заключённого концлагеря Терезин – дирижёра Рафаэля Шехтера, кинохроникой и воспоминаниями уцелевших узников. Спектакль был исполнен силами студентов хьюстонской Moores School of Music. На сцене собралось более 250 музыкантов.
Спектакль-оратория повествует об одном из трагических событий в истории мировой музыки времен Холокоста – исполнению «Реквиема» Верди в Терезинском гетто, когда, несмотря на ужас и жестокость, царившие вокруг, дирижёр Рафаэль Шехтер решил подготовить и исполнить это грандиозное музыкальное произведение.
В лагере Терезин, недалеко от Праги оказались около 60 тысяч художников, поэтов, музыкантов со всей Европы. В гетто образовался крупнейший центр европейской культуры. В Терезине творились невероятные вещи: организовывались ансамбли, оркестры, исполнялись оратории Гайдна, оперы Моцарта, Сметаны. Феномен Терезина в том, что люди черпали силы в искусстве, для того чтобы выжить. Эти события стали легендой. Но лагерь выполнял функцию своеобразной перевалочной базы – оттуда потом заключённых отправляли в Аушвиц и другие лагеря уничтожения. Рафаэль Шехтер неизбежно терял своих певцов, их увозили в лагеря смерти. Но одержимость музыканта не позволила ему сдаться. Для заключённых «Реквием» стал настоящим спасением, музыка помогала пережить горе и унижения, продлевала надежду.
«Реквием» Верди стал апофеозом музыкальной деятельности Рафаэля Шехтера. Дирижёру пришлось выдержать не только ужасы концлагеря, но и борьбу с ортодоксами и с сионистами – где это видано, чтобы евреи пели католическую заупокойную мессу? Но для Шехтера идея исполнениея Реквиема была вне религиозного контекста – в конечном счёте для него, как и для Верди, самым важным была сила и красота человеческого духа на пороге смерти. Более того, в контексте страданий еврейского народа, произведение Верди в исполнении узников Терезина обрело новый смысл, стало более революционным.
Шехтер начал репетиции в середине 1943 года с хором из 150 человек и четырьмя солистами. Дожившие до сегодняшних дней бывшие певцы терезинского хора вспоминают, как он говорил им: «Старайтесь, пойте, как ангелы, авось, кто-нибудь в небе и услышит вас!» После первого представления эшелоны увезли на смерть половину ансамбля. Шехтер набрал новую труппу, провел репетиции, и «Реквием» был дан снова и снова – всего 16 раз.
«Реквием непокорных» передает всю важность музыки для узников Терезина через воспоминания и саму музыку, – сказал маэстро Сидлин о созданном им спектакле. – Многим и многим из этих людей суждено было погибнуть в нацистских лагерях. В мире много музыкантов, которые всецело посвятили свои жизни музыке, однако никто из них не способен прочувствовать это так остро, как те, обреченные на смерть».
Мюррей Сидлин – декан музыкальной кафедры вашингтонского Католического университета снискал славу разностороннего дирижёра. «Реквием непокорных» – его любимое детище и главный музыкальный проект. Концертная драма впервые увидела свет в мае 2006 года и с тех пор неоднократно исполнялась в США. В этом проекте неизменно участвуют прекрасные музыканты. Молодой оркестр и хор Moores School of Music показали свое глубокое понимание партитуры Верди. Солисты – сопрано Синтия Клэйтон, меццо Мелани Сонненберг, тенор Джозеф Эванс и бас-баритон Гектор Васкез являли собой слаженный и страстный, поистине вердиевский ансамбль.

Как уже упоминалось, спектакль-оратория «Реквием непокорных» – это синтетическое музыкально-литературное полотно. После каждой из частей «Реквиема» Верди звучали отрывки из дневников Рафаэля Шехтера и других заключённых в исполнении двух драматических актёров – Рассела Дэниэла и Патрика Эрла. На экране зрители «Реквиема непокорных» увидели интервью трёх уцелевших участников терезинского хора и кинохронику – кадры из документального фильма, снятого о концлагере. Известно, что 23 июля 1944 года лагерь Терезин посетила комиссия Международного Красного Креста. Накануне, «ликвидируя перенаселенность», нацисты отправили в Освенцим тысячи узников. Потом построили «потёмкинские деревни» – открыли магазины и кафе, банк, детские сады, школу. Визит сняли на пленку. Фильм, названный «Новая жизнь евреев под защитой Третьего рейха», многократно использовался в качестве пропаганды.
В Терезинском гетто нашёлся только клавир «Реквиема» Верди – хоровая партитура в фортепианном сопровождении. Реконструируя этот факт, Мюррей Сидлин выстроил каждую часть так, чтобы она начиналась с вступления аккомпанирующего фортепиано, а оркестр подключался позже. Но самым волнительным моментом был финал спектакля. Только отзвучал унисон последней части Реквиема «Libera me, Domine» («Освободи меня, Господи»), как вступил кларнет-соло с печальной народной еврейской мелодией. Первая скрипка заиграла второй голос, и хор, напевая мелодию с закрытым ртом, вдруг начал покидать сцену, за ним и оркестр – точно как в «Прощальной симфонии» И.Гайдна. Музыканты один за другим покидали сцену, пока на ней не остались кларнетист, дирижёр и скрипачка, потом ушли и они, и на экране появилась надпись: «Дорогие зрители, воздержитесь от апплодисментов в память Рафаэля Шехтера и узников Терезина». Так – в полном молчании – закончился концерт.