НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ОБ АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЕ

Ольга Виттингтон

sПисьмо в редакцию. Без цензуры. Без комментариев.

Мы приветствуем все точки зрения и отвечаем лишь за уровень дискуссии. Редакция оставляет за собой право сокращать публикуемые письма и статьи.


Вспоминаю с иронией популярную в советские времена песню «Я люблю тебя, жизнь!» в исполнении Марка Бернеса. Действительно, я люблю тебя, жизнь, и жизнь любит меня! Наша взаимная любовь полна горечи, утрат, но и веры, надежды, неожиданных поворотов в моей судьбе.

Две профессии – учителя и врача, всегда вызывали у меня уважение. Непосредственное служение людям – занятие часто неблагодарное, и я была уверена, что быть врачом или учителем – призвание. Совершенно неожиданно судьба преподнесла мне сюрприз: я стала учительницей в американской школе.

Меня приняли на работу в качестве замещающего учителя (substitute teacher) в один из самых больших школьных районов Техаса – CCISD – Clear Creek Independent School District. Безусловно, благодаря моему диплому Московского университета и великолепным отзывам американцев о моей волонтёрской работе и личности.

Обучение работе учителя завершилось в течение одного дня. Я подписала множество документов, получила на руки справочник или указатель с подробным описанием моей новой профессии с уклоном в отношении запретов, значок с удостоверением личности и возможностью посещения специального сайта, где размещаются учительские вакансии.

За 5 месяцев я замещала учителей и их помощников почти во всех школах моего района, включая дошкольные классы начальной школы, классы для умственно отсталых учеников, уроки физкультуры, английского, испанского, драмы и прозы, алгебры, геометрии, химии, биологии, анатомии и заканчивая преподаванием математики в старших классах на уровне колледжа. Каждый мой учительский день – сюжет для небольшого рассказа. Как можно преподавать английский язык младшим школьникам, говорящим только по-испански? Как могла я преподавать английскую литературу в 7 классе и проводить репетицию пьесы в учебном школьном театре? Ведь преподавала, проводила и получила отзыв с 5 звёздами от учительницы английского языка за урок драмы и прозы.

Не имея ни малейшего представления об учебном процессе, я училась на ходу с помощью учителей и учеников. Могу с уверенностью сказать, что заслужила любовь детей, получила сокращенное имя от фамилии Виттингтон – Ms. W и влюбилась в мою новую профессию.

Самое сложное в замещении – незнание, что и кому ты будешь преподавать.
Самое замечательное – помощь и сердечность учителей, их благодарность и, как следствие, подробные инструкции и план по проведению уроков. Самое неприятное – желание студентов отыграться на тебе, развлечься и отдохнуть на твоих уроках.

К моему удивлению, мой акцент вызывал доброжелательность и интерес, особенно, в средних и старших классах. Как всегда случалось в моей жизни в США, ученики считали, что я родом из Германии. А узнав, что я из России, засыпали множеством вопросов, просили научить нескольким словам на русском языке. Я быстро приспособилась играть на интересе студентов к России и моей персоне: давала им время на выполнение учительского плана и оставляла 5 минут в конце уроков на вопросы. Вопросов было множество: о зиме, холоде, Сталине (видела ли я его?), Москве, Питере, положении женщин в России, как я попала в США, где лучше жить. В зависимости от возраста просили научить произносить некоторые фразы. Мне очень нравится вопрос старшеклассников: «Как сказать на русском языке – I love you?»

Первые месяцы мой учительский хлеб был очень тяжел, но интересен. Средняя школа – 6 и 7 классы в смысле дисциплины были самыми трудными. Бывали моменты, когда хотелось всё бросить или закричать на студентов : «Shut up!» Я не знала, какими словами, выражениями можно заставить студентов замолчать и слушать меня, мои объяснения, пока моя новая знакомая – американская учительница русского происхождения – не прислала мне список выражений, пригодных к употреблению в школе. Я буквально впитывала в себя всю информацию, манеру поведения учителей. В результате на одном из моих уроков в старшей школе, по-моему, истории в 11 классе, настала такая тишина, что я не поверила своим ушам! С этого момента мне не составляет труда поддерживать дисциплину в классе, заинтересовывать студентов изучаемым предметом. Я благодарна нашей советской школе: в моей памяти легко всплывают полученные знания по математике, физике, не говоря уж о химии, гуманитарных науках. Наш советский уровень школьного обучения был очень высок! Например, я получила самый лестный официальный отзыв от учителя за преподавание алгебры в 10 классе на уровне колледжа. Американский учебник по алгебре я открыла только на этом уроке.

Обучая разным предметам в разных школах, пришла к убеждению, что мне больше всего нравится работать со старшеклассниками и преподавать математику. С моей степенью возможно получение учительского сертификата в течение 6 месяцев, правда, при условии сдачи экзаменов по английскому языку и профилирующему предмету – математике.

А самое главное в преподавательской работе в школе – любовь к детям, и они возвращают её тебе так полно, с такой отдачей, что иногда твоё сердце рвётся на части, если умственно отсталая девочка рисует для тебя и пишет каракулями фразу, что она любит тебя. Или старшеклассники невзначай говорят, что если у Вас, Ms. W, будут проблемы на 6 уроке, зовите нас, мы быстро наведём порядок! И, конечно, греют сердце слова: «А Вы прийдете к нам завтра?» Не могу и не приду – такова работа учительницы замещения – экстренная помощь!

Чем же, на мой взгляд, американская школа отличается от советской? Полагаю, что российская школа не претерпела больших изменений в лучшую сторону по сравнению с советской школой!

Лежащее на поверхности основное отличие – материальное и техническое оснащение. Компьютеры установлены в классных комнатах дошкольного возраста, малыши слушают сказки или играют в примитивные игры. Они владеют мышкой и знают, как открыть файл. В старших классах – специальные компьютерные лаборатории (около 40 компьютеров) и у каждого старшекласника есть свой пароль для входа в систему. Во всех классных комнатах установлены проекторы, у каждого учителя свой компьютер, не говоря о канцелярских принадлежностях, учебниках, всевозможных вспомогательных материалах – калькуляторах и так далее. Прекрасно оформленные учебники по всем предметам для каждого школьного уровня.

Второе лежащее на поверхности отличие – регламентция школьного процесса и порядок. Я называю этот порядок дрессировкой. Ни один щкольник не выйдет из класса, пока не прозвенит звонок. Старшеклассники вылетают стремглав после звонка, а младшие школьники выстраиваются в линейку и идут с учителем. Причём дойдут до поворота, останавливаются, ждут сигнала от учителя, затем идут дальше.

Школа старших классов, как правило, больше по площади, во время перемены противоположные потоки студентов в длинном холле напоминают две бурлящие независимо текущие реки, среди которых вдруг возникают островки обнимающихся или целующихся школьников.

У каждого учителя на столе лежат бланки для дисциплинарных взысканий. Заполняешь его и отправляешь студента к руководству школы. Поверьте мне, ученики боятся этих взысканий. Я воспользовалась этим наказанием всего один раз, когда ученик демонстративно отказался выполнять задание, работать во время урока, а уселся на парту и нагло смотрел на меня. Пришлось выдворить его из класса и спокойно продолжить урок.

Третье отличие, замечаемое почти сразу – множество учителей и их помощников, регламентированные дежурства во время перемен, в кафетериях, в утреннее время и во время окончания занятий, конечно, наличие полиции.

И наконец, одно из самых главных отличий от российской или советской школы – присутствие умственно отсталых учеников и учеников с физическими недостатками. У них специальные классные комнаты, с туалетами, ваннами, кухнями. Например, в классе с 11-12 школьниками работают два учителя и от 4 до 6 помощников, что обеспечивает индивидуальную работу с каждым из них. Цель – подготовить ученика к самостоятельной жизни, если это возможно, при его физических и умственных данных. Они окружены любовью, заботой. Их стараются не отрывать от общего школьного процесса, школьной жизни.

Кроме того, существует специальная группа учителей в школах, прикрепляемая к проблемным ученикам для индивидуальных занятий и помощи. Прекрасная практика!

Какие же они, в основной массе, американские школьники по своим умственным способностям и знаниям? Как готовит их школа, обычная общественная школа? Прекрасно готовит, давая разносторонние знания. Не верьте распространенному мнению о тупости и отсутствию знаний у американских школьников. Кто не хочет иметь знаний, естественно, не владеет ими, так же как и в России.

За это время в школе я чаще всего преподавала естественные науки, алгебру, геометрию, так как старалась по возможности выбирать замещение учителей по этим предметам. Американские студенты получают такой же объём знаний, как и в советской школе, но отсутствие логического подхода, постоянная тренировка для сдачи единого экзамена не позволяет развивать их ум, сообразительность, искать нестандартные решения. Студенты получают прекрасные знания, но без калькулятора, таблиц не могут решать задачи, иногда не могут сообразить простейшие математические операции, логику в решении задач. По-моему, учителя просто не учат их этому, система не позволяет.

Полагаю, что в американской высшей школе не хватает часов для преподавания точных наук, не только математики, но физики, химии. Точные науки развивают ум молодых людей. Колледж, университет выполняют эту работу вместо школы в выбранной молодыми людьми профессии.

Как говорила моя профессор в Московском университете Наталья Сергеевна Тамм, в 19 лет все студенты – потенциальные гении, но без развития способностей, упорной работы в этом возрасте, гений превращается в посредственность. Кто знает …