ДЕКОРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Анатолий Гержгорин

gМожно ли соединить отвертку с ружьем? Не спешите с ответом. Драматизм нынешнего времени в том, что к быстро меняющейся жизни приспосабливаются немногие. Большинство вписаться в нее не в состоянии, но и возвращаться к прошлому не желает. В Америке новое явление: кризис съедает не только сбережения, но и пенсионные накопления, однако никто и слышать не хочет о «плохих новостях».
Как тут не вспомнить старую хасидскую байку? Одному молочнику, который постоянно разбавлял молоко водой, стало однажды стыдно, и он решил больше не обманывать покупателей. Однако к его изумлению они стали жаловаться на некачественный товар. Тогда молочник пошел за советом к ребе. «Таков наш мир, – успокоил он его. – Люди так долго привыкали ко лжи, что забыли вкус правды. Поэтому и относятся с отвращением к настоящему молоку».

4 июня Барак Обама решил соединить отвертку с ружьем. Это символическая дата. В этот день началась Шестидневная война, в которой арабы потерпели сокрушительное поражение. Все прошедшие с тех пор 42 года они жаждут реванша. Но на свои силы уже больше не рассчитывают, поэтому сейчас на кон поставлен главный козырь – «международная общественность», от имени которой выступал американский президент. Мне его речь живо напомнила другую. Ту, в которой Михаил Горбачев объявил о «перестройке».

Помните, сколько было восторгов? А чем все кончилось? Исчезновением Советского Союза. В меду тонет гораздо больше мух, чем в уксусе. Теперь есть все основания беспокоиться и за Америку. Она тоже может не пережить собственной «перестройки». Тем более, если ее краеугольным камнем станет «совместная борьба против тех, кто сталкивает Америку с мусульманским миром». От неразбавленного молока приходит в расстройство не только желудок.

Говорят, в бесплодное дерево камни не бросают. «Америка не ведет и никогда не будет вести войну с исламом», – торжественно заявил Барак Обама. Эти его слова, как поспешила сообщить «The Washington Post»,
были восприняты с воодушевлением. В Египте. Саудовский интернет-журнал «Elaph», проводивший опрос в исламских странах, сообщил, что лишь 11% мусульман надеются хоть на какие-то позитивные изменения. Перемены, в их понимании, возможны лишь в том случае, если Соединенные Штаты перестанут поддерживать Израиль.

После «исторической» речи Барака Обамы газета «Christian Science Monitor» решила проверить готовность мусульманского мира к кардинальным переменам. И вот что из этого получилось. В саудовских школах дети подробно изучают «Протоколы сионских мудрецов», и менять учебники минпрос не собирается. Любой просвещенный мусульманин скажет вам, что разрушительные цунами вызваны индийскими подводными ядерными испытаниями, которые помогают проводить американские и израильские специалисты. В Египте, Индонезии, Иордании и Турции все еще не верят в то, что сентябрьские теракты 2001 года – дело рук арабов. А в потрясающей бедности большинства мусульман виноват «западный империализм».

Из детей мясников вегетарианцы не вырастают. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал воспринял примирительную речь Обамы как сигнал к общеизраильскому бойкоту, предложив Вашингтону заморозить отношения с еврейским государством до тех пор, пока оно «не выполнит требований международного сообщества». Европейцы тоже ждать не стали, пригрозив ввести санкции, если Израиль немедленно не прекратит «строительство в Иерусалиме и на остальных территориях».

Спецпосланник Барака Обамы на Ближнем Востоке Джордж Митчелл привез из Вашингтона директиву, требующую немедленных израильско-палестинских переговоров, поскольку у президента лопнуло терпение и он «определил окончательный срок провозглашения независимости Палестины – 1 января 2012 года». Но одного волевого решения мало. Махмуд Аббас выдвинул собственные условия для начала переговоров – полное замораживание строительства в поселениях, открытие палестинских офисов в Иерусалиме и вывод израильских войск из Иудеи и Самарии.

Пресс-секретарь ХАМАСа Абу-Мазрук, в свою очередь, заявил, что у Абу-Мазена нет мандата на ведение переговоров. Похоже, Митчеллу придется самому представлять «палестинскую» сторону. Свое видение ситуации обрисовал на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и Авигдор Либерман. «Израиль больше всего интересуют вопросы безопасности, а для Палестинской автономии нет ничего актуальней, чем состояние экономики и рост благосостояния», – определил он собственный порядок приоритетов. – Достижение этих двух целей и приведет к стабилизации обстановки в регионе. После чего можно приступить и к переговорам об окончательном урегулировании».

В этом, безусловно, есть рациональное зерно. Но это лишь вершина айсберга. Палестинскую проблему породил не Израиль, а арабские страны, оккупировавшие Газу, Иудею и Самарию. К 1960 году они решили в основном и «еврейский вопрос». Из Алжира было изгнано 140 тысяч, из Египта и Туниса – по 100 тысяч, из Ирака – 150 тысяч, из Йемена – 80 тысяч, из Ливана – 6000, из Ливии – 33 тысячи, из Марокко – 300 тысяч, из Сирии – 40 тысяч евреев. В общей сложности около миллиона человек. Их не только изгнали, но и отобрали собственность и имущество.

Не мешало бы заодно напомнить арабам и некоторые подзабытые страницы истории. Скажем, Махмуд Аббас, который так горячо ратует за возвращение «палестинских беженцев», писал в 1976 году в газете «Filastin A-Thawra»: «Арабские армии заставили палестинцев оставить свои дома». Впервые вопрос о беженцах нашел отражение в параграфе 11 резолюции Генассамблеи ООН № 194, принятой 11 декабря 1948 года. На нее сегодня ссылаются и короли, и шейхи, и денно и нощно обрабатывающие свою паству скромные «служители культа», запамятовав, по-видимому, что сами арабские страны голосовали тогда против этой самой резолюции. Как бы то ни было, созданное в итоге Агентство ООН для помощи палестинским беженцам истратило за 60 лет десятки миллиардов долларов. Еврейские беженцы не получили ничего. Пришло время потребовать вернуть им ту же сумму, какая пошла на помощь «палестинцам».

Справедливость начинается с элементарной вежливости. Посему правила вежливости требуют, чтобы арабские страны извинились перед Израилем за десятилетия ненависти, войн и террора. За дискриминацию евреев и еврейские погромы. За разрушенные святыни и синагоги. А заодно извинились и перед «палестинцами». За то что превратили их в беженцев, лишили элементарных человеческих прав, подвергали унижению и дискриминации, натравляли на евреев, которые ничего плохого им не сделали.

«Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну», – признавался третий президент Америки Томас Джефферсон. За что дрожит и дрожит ли вообще сорок четвертый президент, сказать трудно. Впрочем, Израиль это должно интересовать меньше всего. У него своих забот выше головы: как удержать в узде распоясавшихся соседей, как выбраться из тисков экономического кризиса, как бороться с постоянной нехваткой воды? Как, наконец, разместить и согреть миллионы беженцев, которые хлынут из Европы и Америки, когда Барак Обама объявит о банкротстве страны и назовет виновных – многочисленных советников моисеева закона, которыми он себя окружил.

Но это будет потом. А пока Обама хочет, чтобы Израиль стал независимым. От здравого смысла. Для этого его надо вернуть в границы 1948 года. Как можно быстрей и любыми средствами. Джорджу Митчеллу уже тесновато в пределах Израиля. Хочется вырваться на сирийско-ливанский простор. Однако в Бейруте победивший на выборах Саад Харири сразу же предупредил, что сама возможность любых переговоров с Израилем «исключена».

Зато в Дамаске Митчелла ждут с нетерпением. Вашингтон уже заверил Сирию, что она может рассчитывать на Голанские высоты. Взамен на… продолжение ядерных экспериментов. Израиль напрасно расслабился, уничтожив ядерный реактор в Эль-Кабире. Теперь инспекторы МАГАТЭ обнаружили следы обогащенного урана еще на одном «подозрительном» объекте – «учебном» реакторе в сирийской столице.

Наверное, экономический кризис породил еще один – мозговой. Кто сомневается, может присмотреться, а еще лучше прислушаться к политикам. В интервью телеканалу ABC Хиллари Клинтон «подбодрила» израильтян: «Ядерное нападение Ирана на Израиль будет расценено, как удар по американской территории». В общем, не волнуйтесь: в случае вашей гибели Соединенные Штаты в качестве возмездия сотрут супостата с карты. Израильтянам, в принципе, тогда уже будет все равно. «Палестинцам», между прочим, тоже. К тому же американское обещание нынче почти ничего не стоит. Джордж Буш тоже много чего обещал Ариэлю Шарону, а сейчас та же Клинтон эти обещания не признает.

Oпыт учит, что самое надежное – полагаться на себя и Б-га. Полностью избавиться от зависимости в густо населенном всечеловеческом общежитии, видимо, невозможно. Поэтому надо уйти хотя бы от декоративной независимости. И Джордж Митчелл будет благодарен, поскольку не останется без работы. И Хиллари Клинтон, которой не придется выполнять невыполнимые обещания. И Барак Обама, которому с таким «багажом» можно смело идти на второй президентский срок. Если, конечно, Америка переживет первый.