ШЕДЕВРЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ЖИВОПИСИ ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ В ХЬЮСТОНЕ

Ирина Берман

ВЫСТАВКА «СТАРЫЕ МАСТЕРА, ИМПРЕССИОНИСТЫ И МОДЕРН»

Этот сезон в музее изобразительных искусств Хьюстона радует жителей города небывалым количеством передвижных выставок мирового класса. Среди них выставка, привезенная из московского музея изобразительных искусств имени Пушкина, является уникальной и по значимости вошедших в нее полотен, и по редкости показа этих работ в США. «Возможность увидеть выставку такого калибра выпадает необыкновенно редко», – сказал на её открытии директор хьюстонского музея Питер С. Марзио – инициатор долгосрочного сотрудничества двух музеев – имени Пушкина и хьюстонского.

Сотрудничество это началось несколько лет назад с обмена отдельными полотнами. Затем в декабре 2001 года из Хьюстона в Москву была отправлена выставка африканского золота. И, наконец, в Хьюстон по программе сотрудничества двух музеев прибыла выставка «Старые мастера, импрессионисты и модерн», которая по количеству и ценности представленных работ стала самой значительной экспозицией за всю историю культурного обмена двух стран. Это первая выставка, демонстрируемая в Соединенных Штатах Америки, составленная целиком из полотен, принадлежащих Пушкинскому музею. Американской стороной было отобрано 76 полотен лучших французских мастеров 17 – 20 столетий, из которых 53 никогда ранее не демонстрировались в США.

Об уровне выставки говорила и презентация, устроенная для журналистов в день открытия: ни одна из выставок, открывавшихся одна за другой до неё, не собирала такого количества народу. Особенный интерес вызвало выступление директора Пушкинского музея Ирины Антоновой – человека-легенды, которая работает в музее с 1941 года, из них 41 год – на посту директора. Филиппу де Монтебелло – директору Метрополитен-музея с 25-летним директорским стажем далеко до Антоновой. В свои 79 лет она поражает энергией, ясностью мысли, чувством юмора. «Я никогда не предполагала, что это будет на всю жизнь», – говорит Ирина Антонова: «Я всегда думала о себе, как о человеке, любящем перемены, поэтому не представляла, что способна к такому постоянству. Но так случилось, что у меня всегда был только один муж и один музей».

Это при ней музей, задуманный как университетский музей слепков с древних призведений искусства, превратился в музей мирового класса. Основанный профессором Московского университета Иваном Цветаевым в 1912 году, музей не имел средств на приобретение подлинников. Главную подлинную экспозицию составила удивительная коллекция древнего искусства, подаренная Голенищевым, которую он привез с археологических раскопок в Египте. Затем было приобретено несколько картин итальянских мастеров XII – XVI веков, принадлежащих российскому консулу в Италии М.С. Щёкину. Оригинальные полотна стали пополнять коллекцию музея в 1920 – 1930 годах из Румянцевского музея, из частных коллекций Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Брокарда и других. В 1948 году был расформирован музей современного западного искусства в Москве, где хранились, в основном, работы французских художников конца 19-го, начала 20-го веков из коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина.

Владелец текстильных фабрик, Сергей Щукин начал коллекционировать живопись, бывая по делам в Париже. Поворотный момент произошел в 1897 году, когда Щукин попал на выставку французских импрессионистов в галерее Дюран-Руэль в Париже. Он немедленно приобрел «Лилии» Моне – это картина стала первой работой Моне в России. К 1914 году его коллекция состояла из 221 картины, среди них 13 – кисти Моне, 37 – Матисса, 16 – Гогена и 50 – Пикассо. Иван Морозов, рожденный в семье богатых промышленников, начал коллекционировать французский авангард в 1903 году, собрав таким образом 150 лучших работ французских авангардистов начала 20-го века. После революции обе коллекции попали в музей современного западного искусства, а когда музей расформировали – его экспозицию разделили между Эрмитажем и музеем Пушкина. «Я не знаю, почему коллекцию разделили, но слава Б-гу, что её не продали и не уничтожили», – говорит Ирина Антонова: «Так как в те годы, эти картины были признаны буржуазными, плохими и вредными». И лишь во времена Брежнева с 1970-х годов работы импрессионистов были представлены публике.

Выставке в Хьюстоне предшествовала большая подготовительная работа. Директор Хьюстонского музея рассказал о том, как трудно приходилось при составлении контракта, как таможенные правила российской стороны менялись на протяжении работы над соглашением. Неоценимый вклад в подписание контракта внесла адвокатская фирма «Винсон и Елкинс» и руководитель её филиала в Москве Наталия Морозова. «Такой контракт должен был удовлетворить не только администрацию Пушкинского музея, но и правительство России», – говорит Морозова: «Ведь живопись такого ранга является национальным достоянием». В проект было также вовлечено правительство Соединенных Штатов. Оно должно было официально признать культурную значимость такой выставки, чтобы оградить её от малейшего риска. Как заявил на одной из предыдыщих презентаций директор хьюстонского музея, после трагедии 11 сентября страховые полисы на произведения искусства возросли почти в три раза. Такая выставка стала возможной благодаря финансовой поддержке американской компании «Филип Моррис», а также при поддержке фонда Хамилтона в Хьюстоне.

«Соглашаясь на предоставление картин другому музею, мы должны прежде всего убедиться в том, что дело в музее поставлено профессионально. Мы проверяем, каков музей, каков его статус, как он охраняется в дневное и ночное время, нас интересует проблема пожарной безопасности», – объясняет Ирина Антонова: «То есть существует огромный комплекс параметров, который мы изучаем перед тем, как согласиться на выставку наших картин. Для этого я сама дважды выезжала в Хьюстон. Мне здесь очень понравилось. Музей необыкновенно хорошо содержится, все тщательно продумано: от освещения и окраски стен до прекрасной, со вкусом выполненной инстоляции – во всем видна большая тщательность, видимо, очень хорошо работает персонал музея».

Вместе с Ириной Антоновой в Хьюстон на открытие выставки Пушкинского музея приехала из Москвы телевизионная группа, готовившая передачу об этой выставке. Между презентациями, официальными приемами и обедами Ирина Антонова снималась для телевидения, при этом ходила по огромному новому зданию музея и его переходам так стремительно, что не каждый за ней поспевал. Рассказывая будущим телезрителям о музее изобразительных искусств Хьюстона и проходящих там передвижных выставках, она остановилась у двух полотен: «Завтрак лодочников» Ренуара из коллекции Дункана Филлипса и, конечно же, у «Дамы с горностаем» Леонардо Да Винчи из коллекции польских музеев. Поделившись своими впечатлениями о выдающихся картинах, Ирина Семеновна была удивлена тем, что рядом с картиной Леонардо Да Винчи никого не было. «Я не могу в это поверить. Ведь в Москве на второй день открытия выставки в музей тянулась бы длинная очередь из желающих взглянуть только на это полотно».

День был будний, 11 часов утра, в новом здании музея, где расположились все три выставки импрессионистов, было довольно оживленно. «Даме с горностаем» не повезло тем, что она выставлена в старом здании музея, куда утренняя публика, наверное, еще не дошла. «Нельзя привозить столько шедевров одновременно», – говорит со знанием дела Антонова: «Теряется ощущение уникальности».

Нам же, тем не менее, необыкновенно повезло. Ведь сегодня в музее изобразительных искусств Хьюстона можно увидеть подлинные шедевры мировой живописи. А с картинами, привезенными из музея Пушкина, встречаешься, как со старыми добрыми друзьями, с которыми давно не виделся. Выставка «Старые мастера, импрессионисты и модерн: французская живопись из государственного музея имени Пушкина» продлится до 9 марта 2003 года. Билет на одну передвижную выставку, демонстрируемую в музее, стоит (включая аудио тур). Билет на две выставки – , а на три и больше – . Для детей, студентов и пенсионеров вход на одну выставку – , на две – .50, на три и больше – . По четвергам, когда вход в музей бесплатный, вход на выставку – .50, для студентов и пенсионеров – .25.

17 и 24 января в 1:30 дня Давид Е. Брауер – расскажет о двух русских коллекционерах Иване Морозове и Сергее Щукине, о том, как они стали собирать картины французских художников еще до того, как их начали покупать во Франции и о влиянии французского авангарда на ранний русский авангард, в частности на Малевича, Татлина, Ларионова.

Дополнительная информация по телефону 713-629-7300, для групповых посещений звоните по номеру 713-639-7574.