КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ БУДУЩИЕ НАВОДНЕНИЯ

Н.Т. По материалам “Houston Chronicle”

Хьюстон будет затапливать снова и снова. Опять будут идти сильные дожди, речки и овраги будут переполняться, тысячи домов будут затоплены, погибнут люди. Сейчас прозвучал сигнал к действию, но время пройдет, все постепенно забудется. Затем Хьюстон снова затопит, как это уже неоднократно случалось.

КАЖДЫЙ ДОМ ХЬЮСТОНА МОЖЕТ ЗАТОПИТЬ

Но решение этой проблемы есть.

Специалист по борьбе с наводнениями, инженер с большим стажем и бывший президент Ассоциации инженеров-строителей США Вайн Клоц (Wayne Klotz) заявляет: «Мы абсолютно точно знаем, как избежать наводнений».

Член горсовета Стив Костелло считает, что проблема в огромных инвестициях, и сейчас самое время этим заняться. Необходимо решить, согласны ли налогоплательшики на такие расходы. Должна ли дренажная система Хьюстона быть рассчитана на библейский потом? Где именно та граница, которой должен придерживаться город?

«Мы хотели бы спроектировать альтернативную систему, – говорит заместитель директора строительного отдела Городского управления общественных технических работ Carol Haddock, – все зависит от финансирования».

После наводнений 2015, 2016 годов в горсовете появилась должность ответственного за наводнения, ее и занял Костелло. Он, как и другие, считает, что город должен принимать срочные меры. Дожди в Хьюстоне становятся все сильнее. Стоимость наводнений измеряется не только в деньгах.

76-летний инженер на пенсии Роберт Арнолд вселился с дочерью в свой заброшенный, заплесневелый дом на северо-западе округа Харрис и ждал денег от страховки по затоплению несколько месяцев. Тим Раян, инженер в нефтегазовой индустрии, переехал с семьей в квартиру, которую они арендовали, пока семья не обанкротилась, сняв со своего счета $35 тысяч, чтобы заплатить налоги и отремонтировать свой дом в районе Майерленд, затопленный дважды.

После того что в доме на западе Хьюстона в 2015 году было 4 фута воды, психотерапевт Гэйл Кэйман организовала группу для тех, чьи дома затопило. «У меня было несколько человек, которые находились в такой депрессии, что хотели покончить с собой, – рассказывала она, – они не видели впереди никакого просвета».

В 2016 году Майерленд затопило снова.

В большом Хьюстоне практически нет дома, который безопасен. Если последние штормы вызывали наводнения на западе и северо-западе города, то изучение истории наводнений за последние 30 лет показало, что везде может идти сильный дождь, и дом может затопить, даже если он находится вне зоны затопления.

ЧТО ДУМАЮТ ИНЖЕНЕРЫ

Проблема решалась десятилетиями. Пока проектировщики в 1980 годах разработали карты, показывающие, что низкие участки вблизи с реками и оврагами могут затопляться, эти участки были уже густо застроены домами и не отвечающие требованиям дренажными системами.

До 1980 годов инженеры проектировали трубы и придорожные кюветы с расчетом приема воды от шторма, случающегося раз в три года. Сегодня расчет идет на шторм, происходяший раз в 100 лет, т.е. за 24 часа может выпасть 13 дюймов осадков в любой точке округа Харрис, такой уровень определен из статистики наблюдений, ведущихся на протяжении 150 лет.

Но раз в 100 лет было 8 сильных штормов, и все они произошли за последние 27 лет. Так, согласно статистической модели, дождь, выпавший на северо-западе округа в Tax Day 2016 года, случается раз в 100 лет.

Практически ни однa из старых труб ливневой канализации Хьюстона не рассчитана на шторм, случающийся раз в 100 лет. И в то время как городская застройка становится все плотнее, дренажная система устаревает все больше.

Например, в районе Хайтс округа Харрис совсем недавно снесли 3 старых дома, вместо них построили новые, размером в три раза больше. И та дождевая вода, которая раньше попадала на газоны с травой и впитывалась землей, стекает с крутых крыш прямо в ливневую канализацию.

Один-два дома, конечно, не сыграют значительную роль, но когда таких домов построено тысячи, их площадь имеет значение.

Никто в этом не виноват, но кое-что нужно срочно предпринять.

С водой можно сделать лишь две вещи: ее надо либо отводить, либо сохранять в одном месте.

Так, в 1979 году после тропического шторма Клаудетт в округе Харрис компьютерезировали дренажную систему и ввели дренажные нормы и правила для частных застройщиков. Микрорайоны, построенные по этим правилам, в большинстве своем не затапливает.

СУЩЕСТВУЮЩАЯ ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА

В Хьюстоне 2900 миль придорожных канав, 3600 миль труб ливневой канализации, плюс 120000 миль канализации, дорожных сливных решеток и других входов для ливневой воды, чтобы войти в дренажную систему.

Все они ведут в открытые речки и ручьи длиной 2500 миль, которые впадают в залив Галвестона.

Дома затапливает, потому что система переполняется, и вода течет обратно. Чтобы изменить ситуацию, трубы, которые сейчас слишком малы, надо заменить, а речки и ручьи углубить и расширить.

Работы в этом направлении начались в 1999 году, когда был создан первый макет дренажного плана, сметная стоимость всего проекта составляла 2,7 миллиарда долларов. При мэре Ли Брауне финансирование проекта провалилось. При мэре Билле Уайте город утвердил бюджет в $150 миллионов для улучшения дренажной системы в течение 3 лет.

В 2010 году была принята программа, согласно которой налогоплательщики покрывали расходы по ремонту ливневой канализации. Был составлен список, на каких улицах необходимо проложить новые канализационные трубы в первую очередь: заодно надо было перестроить уклоны улиц для лучшего дренажа. Начиная с 2012 года, когда программа начала действовать, город улучшил 900 миль инфраструктуры, в основном на городских улицах, к 2021 году планируется улучшить еще 154 мили дренажных линий.

Но вода, бегущая по новым трубам большего диаметра, проходит через намеренно установленные небольшие отверстия в речки и ручьи, чтобы их не переполнить. Для того чтобы те могли принять больше воды, их надо углубить и расширить.

Округ рассчитывает на федеральных партнеров, чтобы профинансировать свой проект, но прогресс идет очень медленно.

В период между 1986 и 1990 годами было утверждено 5 проектов, согласно которым должны были расширить 60 миль речек и ручьев, обустроить их берега и построить 11 новых отводных бассейна общей площадью 1500 акров. Один проект по расширению Sims Bayou был завершен в 2015 году. Но это лишь один. Проект по расширению Greens Bayou закончен только на 5%.

Самый большой проект по улучшению Brays Bayou первоначально должен был быть завершен в 2014 году, но срок отодвинули на 2021 год.

Когда Конгресс в 2011 году заблокировал средства на определенные цели, солидный источник денег на данные проекты иссяк. Теперь стройка ведется малыми отрезками и посылается счет на оплату. Весь процесс не имеет ни временных рамок, ни гарантий строительства.

При этом данный проект по реконструкции 5 речек – это только начало.

Как мы уже писали, в 2000 году Управление контроля за наводнениями использовало модель дренажной системы, разработанную при помощи лазерного сканирования с самолета, и рассчитало, что необходимо предпринять, чтобы округ не затопило при шторме, который может произойти раз в 100 лет. Выяснилось, что только 41% водных артерий округа может выдержать шторм, случающийся раз в 50 лет, а менее 47% – шторм, случающийся раз в два года.
Чтобы реконструировать всю систему до уровня шторма, случающегося раз в 100 лет, надо выкупить 30 тысяч акров земли, перестроить тысячи трубопроводов, расширить тысячи мостов, вырыть 8,7 кубических футов земли, чтобы углубить каналы и многое другое. Стоимость такого проекта – 27 миллиардов долларов. Исходя из теперешних темпов расходов округа, на такую реконструкцию потребуется около 400 лет.

До тех пор пока это не будет сделано, нельзя увеличивать сброс воды в речки, ей просто некуда течь.

КУДА СПУСКАТЬ ВОДУ?

Ответ на этот вопрос был получен городским советом в 2008 году от специальной комиссии, представившей отчет. Было разработано 49 дренажных проектов общей стоимостью $281 миллионов, которые планировалось завершить к 2013 году. Но вода, согласно этим проектам, должна сходить в речки и овраги, которые будут переполняться во время сильных ливней.

В отчете также было указано 4 общественных парка, площади которых (80 акров) можно превратить в отстойные бассейны ливневой воды для 13 дренажных проектов.

Чтобы из парка сделать пруд, неоходимо сначала его вырыть, окружить откосом шириной в 30 футов и построить небольшой канал, ведущий к ближайшей речке. Эти пруды-отстойники не получают воду напрямую от новых городских строений, они соединяются с речками, чтобы принять на себя лишнюю воду. Но пруды, рекомендованные в отчете в 2008 году, никогда построены не были. Как сообщают городские власти, по каждому дренажному проекту были построены отстойники меньшего размера.

Когда город или другие местные власти строят ливневой отстойник, его официально передают Управлению по контролю за наводнениями. Оно контролирует 200 различных бассейнов площадью 15690 акров, что составляет 1,4% площади всего оркуга.

Округу Харрис необходимо еще около 52000 акров для резервуаров-отстойников, чтобы выстоять шторм, случающийся раз в 100 лет (это в дополнение к расширению речек и оврагов).

На это требуется много земли, никакой местный бюджет не сможет позволить себе отвод больших площадей под данные нужды.

В городской план борьбы с наводнениями 2012 года включены в качестве первостепенной задачи поиски земли под городские парки. В парках, уже принадлежаших городу, не были построены отстойники, но парки не должны перестать быть парками.

Например, пруд Willow Waterhole, построенный на юго-западе Хьюстона в 2014 году, является резервуаром для 600 миллионов галлонов воды. Шесть парков причудливой формы общей площадью 279 акров прилегают к вырытым прудам, соединенным друг с другом и с речкой Brays Bayou подземными трубами. Во время наводнения все покрыто водой, в сухую погоду здесь парк с велосипедными и пешеходными дорожками.

ВЫКУП И СНОС ДОМОВ

Если свободной парковой земли нет, необходимо переселять людей и бизнесы. Для этого городским и окружным властям снова надо прибегать к федеральному финансированию. Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям выберет самые часто затопляемые сооружения и снесет их.

Начиная с 1985 года уже было снесено около 2970 домов стоимостью $218,5 миллиона общей площадью в 1040 акров.
В плане затапливаемых домов Управления по контролю за наводнениями расположено 140 тысяч жилых домов. 8000 из них находятся в особо опасной зоне. Некоторые из них безнадежны, т.е. никакой дополнительный ремонт не может спасти их от повторного наводнения.

Округ должен выкупать дома, как только получит на это деньги. В большинстве случаев FEMA покрывает 90% стоимости. Но у FEMA есть строгие критерии, по которым определяется, какие из пострадавших от последнего урагана дома разрушены более чем на 50% от их оценочной стоимости, те не подлежат восстановлению (подобно автомобилю, попавшему в аварию, который признан “totaled” ) и тогда они подлежат выкупу.

Было также предложено включить в число выкупаемых домов и те, что были затоплены неоднократно. Это приведет к тому, что тысячи хьюстонских домов будут подлежать выкупу.

Если такое произойдет, то вряд ли у агентства найдется достаточно средств. Скорее всего масштаб выкупа домов будет небольшим.

Пока же Хьюстон должен пересмотреть свое новое строительство, чтобы увеличить площади приемных бассейнов ливневой воды. Правила надо изменить таким образом, чтобы, прежде чем строить микрорайон, строился пруд, который сможет принять все ту воду, что стечет с дорог, парковок, а также сольется с крыш вновь построенных домов. Это не так трудно сделать за городом, в черте города при строительстве нового микрорайона или торгового центра сделать это гораздо труднее, ведь там меньше свободной земли.

Даже небольшие по масштабу проекты могут хоть как-то улучшить ситуацию. Надо использовать все возможные средства, а иначе Хьюстон будет затапливать снова, как это случалось раньше.