ПАМЯТИ ВЕЛИКИХ МУЗЫКАНТОВ

Беседовала Ольга Вайнер, фото автора

moores_school_after_concert1В воскресенье, 5 мая в Moores Opera House университета Хьюстона состоялся примечательный концерт камерной музыки. Два величайших сочинения русских композиторов прозвучали в исполнении трио в составе: Ваграм Сараджян, виолончель, Анджей Грабец, скрипка и Татьяна Герасимова, фортепиано.

Трио «Памяти великого артиста» (op.50) – это памятник дружбе двух больших музыкантов: П.И.Чайковского и Н.Г.Рубинштейна. Импульсом для создания трио стал для Чайковского трагический уход из жизни Николая Рубинштейна, друга и наставника композитора, воспринятый им как большое личное горе. Это произведение – философское обобщение проблем жизни и смерти, окрашенное чувством личной утраты. В музыкальном плане Чайковский открыл в трио особые выразительные возможности различных по тембру и краскам инструментов – сочетание концертной виртуозности фортепиано и певучести струнных.

Чайковский этим произведением заложил традицию эпитафных трио, получившую продолжение в творчестве композиторов ХХ века, в том числе и С. Рахманиновa.

Элегическое трио № 2 «Памяти великого художника» (ор.9) написано Рахманиновым на смерть П.И.Чайковского в 1892 году. Рахманинов не только посвятил это сочинение одному из лучших композиторов XIX века, но и воспользовался образной и композиционной схемой трио «Памяти великого артиста». Чайковский в своём трио воссоздал образ друга, используя жанры, любимые Рубинштейном. Рахманинов же наделяет главную тему первой части чертами своего собственного романса «О, нет, молю, не уходи!» и цитирует траурный церковный напев царя Феодора Иоанновича: «Век твой кончается и конец приближется», как бы рисуя скорбь земную и небесную.

На концерте музыканты продемонстрировали сыгранность, техническое совершенство, темперамент и удивительную красоту звучания. Трио Грабец – Сараджян – Герасимова – поистине великолепный ансамбль музыкантов-соратников. Это редкое сочетание страстного ансамбля с абсолютным пониманием трактовки романтической музыки русских композиторов. Их исполнение вызвало восторг у слушателей. Беспрерывный поток меняющихся эмоций захватил слушателей, оба эти масштабные сочинения воспринялись на одном дыхании.

Виолончелист Ваграм Сараджян – известный и почитаемый в Хьюстоне музыкант, выпускник Московской консерватории, ученик Мстислава Ростроповича. В 1969 году состоялся его дебют с оркестром Киевской филармонии под управлением Ростроповича – виолончельный концерт Дворжака. Он сыграл со многими выдающимися дирижёрами – Гергиевым, Темиркановым, Кондрашиным, Светлановым, Федосеевым. Ваграм Сараджян – лауреат международных конкурсов, в том числе Конкурса им. Чайковского (1970г) и Женевского международного конкурса виолончелистов (1975 г). Звукозаписывающие фирмы «Мелодия» и «Art & Electronics» выпустили записи виолончелиста, среди них концерты Шумана и Онеггера (оркестр Московской филармонии, дирижёр В. Гергиев), «Вариации на тему рококо» Чайковского (оркестр Российского радио и телевидения, дирижёр В. Федосеев). Сараджян был первым исполнителем сочинений многих современных композиторов – А.Чайковского, Г.Канчели, К. Хачатуряна, А. Бабаджаняна. До профессорства в University of Houston он преподавал в Оберлинской консерватории, консерватории имени Аарона Копленда (Queens College -CUNY, NY), на нескольких крупных фестивалях и мастер-классах.

После концерта в беседе с корреспондентом «Нашего Техаса» профессор Сараджян поделился личными впечатлениями о трио Чайковского и Рахманинова: «Эти трио связаны между собой общей идеей и, на первый взгляд, было бы логичным исполнить эти произведения в хронологическом порядке – сначала трио Чайковского, потом Рахманинова. Но по-моему, после трио Чайковского больше ничего играть невозможно, после него нужно уходить домой. Этим произведением всё сказано».
Идея включить в концерт два «траурных» трио русских композиторов была неслучайной. «Я это трио играл раньше со многими замечательными музыкантами – с Третьяковым и Слободяником, с Максимом Венгеровым и с Вагом Папяном. Я люблю русские трио – эти два и трио Аренского. Жанр трио для меня оптимальный вариант камерной музыки, когда все споры можно решить простым большинством (в отличие от квартета) и когда все инструменты являются солирующими, – признаётся профессор Сараджян. – Играя эти трио я получаю несказанное удовольствие, ведь насколько каждое из них ярко и разнообразно по характерам. Такое жанровое изобилие – и мазурка, и вальс, и фуга, и медленные вариации невероятной красоты – Чайковский как бы рисовал портрет своего ушедшего друга, он хотел показать, что любил Рубинштейн в жизни – а он любил всё это – мазурки и фуги».

У некоторых музыкантов любовь к музыке Чайковского приходит с возрастом. Ваграм Георгиевич признался, что пронёс эту любовь через всю жизнь: «К музыке Чайковского у меня вечная, непрекращающаяся любовь. Так же, как и к Рахманинову. Кстати, я считаю, что Рахманинов недостаточно оценён в Америке. К примеру, Дворжак здесь более почитаем. Может потому,что Дворжаком в Америке написано множество сочинений, а Рахманинов больше выступал здесь как концертирующий пианист. Когда я был на его могиле в штате Нью-Йорк, меня поразила её заброшенность. Мне долго никто не мог сказать, где эта могила. Это очень больно и грустно. Если бы Рахманинов был похоронен в России, то у его могилы всегда бы были люди и цветы. Мне не хватает большего признания Рахманинова в Америке. Поэтому я часто играю его виолончельную сонату. Поэтому одной из ключевых идей было включение в нашу программу «Элегического трио».
Желания сыграть эту музыку совпали у всех троих музыкантов, и получилось очень важное музыкальное событие. «Такая музыка не может не трогать, не может не зацепить любого человека, – говорит профессор Сараджян. – Думаю, если в Москве или в Петербурге объявить трио Чайковского – неважно, кто играет – это всё равно будет аншлаг. Это произведение, которое вызывает потрясающий интерес у слушателей.

Теперь слово пианистке Татьяне Герасимовой.

Татьяна закончила Санкт-Петербургскую консерваторию у профессоров Вишневского и Арзумановой. После окончания Татьяна провела 14 лет в Германии, преподавая в Кёльнском университете и Дюссельдорфской консерватории. Она много концертировала и руководила серией камерных концертов. Татьяна Герасимова до сих пор выступает в ансамбле с певицей Мариной Пруденской. Ими сделано несколько записей для Германского Национального радио. В Хьюстон Татьяна приехала два года назад со своим мужем, который получил работу в одной из нефтяных компаний. Такой поворот событий оказался крайне удачным: «Нисколько не жалею, что переехала в Хьюстон. Это очень активный город, жизнь в нём бежит быстро. Я познакомилась со многими интересными людьми: мои коллеги по хьюстонскому университету очень тёплые симпатичные люди. Настоящим подарком для меня явилась встреча с Ваграмом Сараджяном».

Хьюстонским зрителям наверняка запомнился прошлогодний концерт дуэта Сараджян-Герасимова, составленный из произведений Бетховена, а нынешний концерт русских трио превзошёл все ожидания.

«Я очень люблю эту музыку, – признаётся Татьяна. – Для меня сыграть трио Чайковского и Рахманинова – некий «спортивный» интерес, поскольку я их не исполняла раньше. К тому же Ваграм особенно замечательно исполняет русскую музыку, и идея сыграть с ним вместе эти трио воодушевила меня».

В состав трио органично вписался скрипач Анджей Грабец, также профессор University of Houston, дополнив ансамбль темпераментом и особой теплотой тембра. «Мне кажется, что славянское ощущение этой музыки Анджеем было очень созвучно нашему ансамблю», -считает Татьяна. «Славянские корни Анджея делают его настроенным на волну русской музыки»,- сказал профессор Сараджян.

«Нам бы хотелось поддерживать контакт с Русским культурным центром,- сказал в заключение профессор Сараджян.- 9 апреля мы будем играть с Татьяной и со скрипачом Олегом Сулыгой на вечере, посвящённом Сергею Рахманинову. Приглашаем всех на этот концерт. Также я желаю всем читателям газеты процветания и хорошего настроения».