Под давлением продолжающихся беспорядков в Греции, направленных против правительственной программы санирования балансирующего на грани банкротства госбюджета страны, общеевропейская валюта продолжает стремительно терять позиции. Хуже того – вслед за евро обрушение грозит еще одной европейской валюте, считавшейся до сих пор исключительно стабильной – швейцарскому франку.
Давненько уже курс евро не опускался столь низко, как в эти дни. Было время – европейские экспортеры буквально стонали и плакали от того, что евро стоил, по их мнению, слишком дорого – почти полтора доллара США, что наносило ущерб объемам продаж европейских товаров на международных рынках. Увы, но сейчас, когда евро «похудел» до отметки в 1,2830 доллара (самая низкая стоимость с 12 марта прошлого года) – это все равно никого не радует. Потому что происходит это не от хорошей жизни.
Греция опускает планку
Виновниками столь стремительного падения курса евро на международных валютных рынках стали, несомненно, два основных фактора: это бюджетный кризис в Греции и связанные с ним многомесячные дискуссии вокруг международной помощи этой стране. Если же говорить о последнем резком скачке вниз, то его причиной послужило очередное объявление рейтингового агентства Moody’s о том, что в течение ближайшего месяца ему, возможно, придется вот уже во второй раз снизить кредитный рейтинг еще одной страны, входящей в еврозону – Португалии. Согласно сообщению газеты Financial Times, специалисты агентства проверяют возможность снижения этого показателя сразу на два уровня – в данный момент Португалии присвоен и без того не блестящий индекс Аа2.
Напомним, что на прошлой неделе другое рейтинговое агентство, Standard & Poor’s, уже «опустило» Португалию в своем рейтинге, что привело к серьезному расшатыванию стабильности еврозоны. Вместе с Португалией в «зоне риска» находятся Греция, Испания и Ирландия (так называемые страны PIGS) – все они считаются в данный момент «трудными детьми» Евросоюза из-за серьезных проблем с государственными бюджетами. Однако нет худа без добра: в последние недели более тщательные подсчеты специалистов вывели из «красной зоны» такого экономического гиганта, как Италию – здешняя ситуация несколько улучшилась, так что итальянцы не принадлежат больше к числу «европейских поросят» (так переводится с английского аббревиатура PIGS). Кроме того, появились обнадеживающие сообщения о том, что из кризиса понемногу стали выходить еще три сравнительно слабые страны Евросоюза – Словения, Латвия и Финляндия. Последняя также относится к еврозоне, однако, похоже, ее укрепление пока никак не отразилось на состоянии общеевропейской валюты.
Что же касается Португалии, то сообщения двух основных мировых рейтинговых агентств послужили здесь причиной обвала на бирже: во второй раз за минувшие две недели биржевой индекс в Лиссабоне рухнул в один день на 2,3%, после того как Moody’s опубликовало свой неутешительный прогноз. Вслед за португальской, потери понесла испанская биржа – индекс акций в Мадриде снизился более чем на 3%. Еще хуже дела обстоят в Греции – афинская биржа «похудела» сразу на 5,4%. Многие специалисты поспешили предречь «европейскую Великую депрессию», однако ситуация, в конце концов, стабилизировалась благодаря влиянию крупнейших европейских бирж – ни Франкфурт-на-Майне, ни Лондон не отреагировали на падение курсов бирж стран Средиземноморья и своей стабильностью удержали другие европейские биржи от «свободного полета».
Нейтральность – не аргумент
Примечательно, что невзгоды еврозоны и падение курса евро затронули даже валюту, которая до сих пор считалась не столь уж сильно подверженной влиянию извне – швейцарский франк. В целом, швейцарцы по традиции старались держаться в стороне от политических и экономических проблем своих европейских соседей, исповедуя вечный принцип нейтральности своей страны – как известно, швейцарцы им очень гордятся, здесь даже бытует поговорка: «Когда начнется Армагеддон и силы Добра сойдутся в битве с силами Зла – Швейцария останется нейтральной». Швейцарский франк считался до сих пор сильной и независимой валютой, однако теперь этому представлению, похоже, приходит конец. Впрочем, у швейцарцев в данный момент прямо противоположная задача – не допустить увеличения стоимости франка по отношению к евро.
С начала 2010 года, как сообщает финансовая пресса, швейцарский Нацбанк SNB использовал 40 млрд. франков, чтобы предотвратить излишнее усиление валюты Швейцарии – он в больших количествах покупает евро и продает франки. Без этого вмешательства экономика страны, в большой степени зависящая от промышленного экспорта и туризма, оказалась бы под мощным давлением. Теоретически, – считает Иоахим Клемент, специалист цюрихской консалтинговой компании Wellershoff und Partner, – SNB и далее может скупать евро, чтобы удерживать франк «внизу», но тогда государству придется в какой-то момент запустить свой денежный печатный станок, а это рано или поздно приведет к инфляции. «Вместо этого Национальный банк пытается, – подчеркнул Клемент, – увеличить свои запасы евро путем уменьшения поддержки коммерческих банков». Это тупиковый путь, – полагают экономисты, – и если ситуация на рынках в скором времени не улучшится, то Швейцарию ожидают серьезные неприятности. Постоянный «вброс» на рынок новых франков автоматически потребует от Нацбанка страны поднять процентную ставку по кредитам, а увеличившиеся проценты сделают франк весьма привлекательным для европейских банкиров, которые ищут «тихую гавань», где можно было бы переждать резкие колебания курса евро. Таким образом, франк может еще более усилиться, сводя на нет все старания SNB.
По мнению экономистов, это самый настоящий замкнутый круг. Уже сейчас сбережения SNB в евро составили 65% от общих объемов валютных запасов Швейцарии. Это весьма проблематичная ситуация, так как Нацбанк страны рискует буквально разориться, если курс евро будет продолжать падать. С другой стороны, если греческий кризис окажется быстро разрешен и евро вновь начнет «толстеть», в частности – по отношению к франку, то SNB сможет продать свои запасы евро с немалой для себя выгодой. До сих пор Швейцария прямо не вмешивалась в действия Евросоюза и Международного валютного фонда по спасению Греции от банкротства, однако факт состоит в том, что эта страна является одним из ведущих членов МВФ и, как таковая, опосредованно участвует в помощи Греции.
Открытой критике эту помощь в Швейцарии до сих пор подвергала лишь пресса. Так, газета Neue Zürcher Zeitung сообщила читателям, что МВФ, как правило, помогает лишь в случае временных финансовых затруднений, но затыкание дырок в бюджете, как в случае с Грецией, никогда не являлось его заданием. Кроме того, ради Греции ЕС проигнорировал собственные правила. Европейский центральный банк заявил, что в виде исключения готов выдать гарантии кредиторам, желающим инвестировать в Грецию деньги, невзирая на то что кредитный рейтинг этой страны оказался на самом низком за всю послевоенную историю уровне, а воодушевленные этим европейские коммерческие банки поспешили объявить о своей готовности предоставлять Греции кредиты. Все это, – высказывает газета свои сомнения, – нарушает установленные на финансовом рынке правила игры и может плохо кончиться. Кроме того, аналитики NZZ сомневается в готовности греков экономить средства. Сравнивая планы правительства в Афинах с реальной ситуацией в стране – демонстрациями, забастовками и тающими на глазах денежными запасами, ведущая швейцарская газета приходит к неутешительному выводу: греки, по ее словам, находясь в свободном падении, пытаются успеть построить из воздуха самолет.