НА УЛИЦЕ ШЁЛ ДОЖДЬ, А У НАС – КОНЦЕРТ…

Н.Т. Фото Ольги Вайнер

khachaturian114 мая в Русском культурном центре состоялся концерт, посвященный дню рождения Арама Хачатуряна. Состоялся, несмотря на чудовищный дождь за окном..

Музыканты, порадовавшие нас прекрасным исполнением, уже второй раз выступали в стенах центра. Это профессор виолончели в университете Хьюстона Ваграм Сараджян и замечательная пианистка Татьяна Герасимова.

О личности Хачатуряна мало известно широкой публике. Благодаря показанному в начале вечера документальному фильму, композитор стал ощущаться как живой человек, а не просто один из тех, чья биография помещена в музыкальной энциклопедии. Похоже, что несмотря на видимое благополучие и благосклонность властей, жизнь музыканта не была так уж легка и безоблачна: об этом говорит грусть в его глазах, заметная в каждом кадре.

khachaturian2Рассказы профессора Сараджяна, лично знавшего и часто исполнявшего музыку Хачатуряна, добавили красок к образу композитора. Здесь были и рассказы о первой их встрече, и забавные случаи из жизни Арама Ильича – о том, как утвердилось за ним прозвище «Мистер «Танец с саблями» , о встрече композитора с экстравагантным Сальвадором Дали, о его дружбе и работе с Мстиславом Ростроповичем.

Запомнилась такая байка. Во дворе дома, где проживали композиторы, прямо под окном Хачатуряна располагалась парковка. Композитора это сильно раздражало, поскольку шум мешал ему творить. По его просьбе при въезде во двор был установлен знак «въезд запрещён» (известный в просторечии как «кирпич»). Из-за этого Мстислав Ростропович, приехавший к кому-то в этот дом, не смог заехать во двор. На вопрос музыканта, откуда взялся знак, ему объяснили, что, вот уважаемый Арам Ильич попросил поставить. С того момента и на протяжении долгого времени Мстислав Леопольдович, встречая композитора в консерватории или в других публичных местах, шумно приветствовал его: «Здравствуйте, Арам Кирпич!»

Трогательным был рассказ о том, как 18-летний Хачатурян, сдавая экзамены в Московский музыкальный техникум, заметил стоявшую в углу виолончель и заявил, что хотел бы учиться «на этой большой скрипке».

khachaturian3Профессор Сараджян рассказывал также и о похоронах композитора, на которых он присутствовал. Хачатуряна хоронили в Армении невероятно торжественно. Гроб привезли из Москвы. Был страшный дождь. На аэродроме на ступеньках стояли хоры, как это бывает в греческих трагедиях, и под диким дождем пели. А на другой день, после похорон, вся дорога от оперного театра до кладбища была усыпана розами.

Вечер в культурном центре назывался «Хачатурян и его окружение». В связи с тем что большинство произведений композитора для виолончели написаны для исполнения с оркестром, а камерных сочинений относительно немного, в концерте прозвучало одно из них – «Токката» для фортепиано соло. Также прозвучали две части из виолончельной сонаты Д. Шостаковича – одного из ближайших друзей и современников Хачатуряна; «Ария» Арно Бабаджаняна и «Адажио» Карена Хачатуряна – племянника Арама Ильича. Последние два произведения композиторы посвятили в свое время Ваграму Сараджяну.

После концерта гости охотно общались с музыкантами. Вечер стал более непринуждённым благодаря шампанскому, предоставленному нашим спонсором, фирмой Svyturys.

Мы хотим поблагодарить наших гостей, не побоявшихся плохой погоды и заглянувших к нам на огонёк.
С наступлением летней жары нам придется устроить перерыв в наших музыкальных вечерах, но они обязательно продолжатся в Русском культурном центре с наступлением осени.