ПОПЫТКА ОБРЕСТИ ПОТЕРЯННОЕ

Беседовала Ольга Вайнер. Фото Владимира Фрумина

В Русском культурном центре «Наш Техас» открылась выставка известного хьюстонского фотохудожника Владимира Фрумина «Потерянный горизонт» и другие истории».

Большинство чёрно-белых фотографий, представленных на выставке, сняты на плёнку. Фотограф создает экспрессивные образы, отражающие его интерес к окружающей среде и его ностальгию по детству.

В интервью газете «Наш Техас» Владимир Фрумин рассказал о каждом из циклов работ и объяснил, как он строит диалог между запечатленным образом и зрителем: «Я солидарен с точкой зрения известного мексиканского фотографа Мануэля Альвареса Браво, который говорил, что никогда не объясняет свои работы. Отношение фотографа к снятому материалу, его чувства и истории, связанные с фотографиями, не обязательно будут совпадать с чувствами зрителя. Когда я вижу то, что меня трогает, то уже представляю приблизительный конечный результат. Так бывает у большинства фотографов.

Я пытаюсь дать человеку «отправную точку», а дальше он сам придумает свою «историю», связанную с той или иной фотографией, и эта история будет отличаться от моей. Обычно человек тратит на просмотр фотографии на выставке около 3 – 7 секунд. Если я вижу, что в мои фотографии человек вглядывается более 10 секунд, значит эта фотография снята удачно».

«ПОТЕРЯННЫЙ ГОРИЗОНТ»

Фотографии из цикла «Потерянный горизонт» сняты в манере экспрессионизма. Враждебное небо, изломанная пластика сухих умирающих деревьев, холодные, скользкие скалы, резкий переход от темноты к свету. «Я хотел через состояние природы показать состояние общества и то, что мы теряем нашу «среду обитания», – комментирует Владимир. – Я попытался внести в каждую работу ощущение времени и места. Живя в нашем мире, где общество разъединено, как никогда раньше, где группы людей враждуют по расовым, финансовым, религиозным и прочим признакам, где люди не доверяют друг другу, где преступность зашкаливает, где процветает коррупция во всех правительственных учреждениях, где уровень жизни не становится лучше, мораль падает, учеников расстреливают в школах – мы теряем надежду на будущее.

Природу я показал не как декоративный антураж, а как реальное состояние оцепенения, умирания. Я немного «сгустил краски» на небе, чтобы показать, будто бы оно «падает», давит. Это именно то состояние подавленности, которое настигает меня, когда я думаю о современных проблемах».

С этим циклом перекликается работа из серии «Вмешательство» («Intervention»), снятой в Национальном парке Биг-Бенд. На фото огромный полиэтиленовый пакет оборачивается вокруг карликовой пальмы. «Эта работа о наших отношениях с природой, – говорит Владимир. – Человек вносит большие изменения в природу. А природа борется за своё существование и, в конечном счёте, побеждает».

НЕМНОГО ПАНТОМИМЫ

Серия «Пантомима» была снята в студии с участием модели. Поскольку значение слова «пантомима» – «немая актёрская игра, с выразительными жестами и мимикой», я часто предлагаю моделям, приглашённым на съёмки, показать ту или иную эмоцию, разыграть сценку или придумать какую-нибудь историю. Я даю им возможность самим выбрать бутафорские предметы из моей обширной «коллекции». То, как человек выбирает вещи, как он к ним прикасается, как их держит, и диктует идею будущей фотографии. Модель, которую вы видите на фото из серии «Пантомима», выбрала почему-то старый аккордеон (хотя не умеет на нём играть), шляпу и манекен. А историю должен домыслить зритель, рассматривая фотографии».

МАЛЕНЬКАЯ «ГОФМАНИАДА»

«В детстве, в 4-5 классе я много времени проводил в библиотеке, иногда даже сбегая с уроков, – рассказывает фотограф. – Меня очень увлекали сказки зарубежных авторов (они были интереснее оформлены), в том числе, «Алиса в стране чудес» Л.Кэролла и новеллы Э.Т.А.Гофмана. Меня привлекло не только само повествование, но и стилистика, сюжет, в котором сосуществовали вымышленные персонажи, переплетённые с совершенно реальными, «тёмными» явлениями. Для меня это уединение в библиотеке было своеобразным побегом от контролируемого социального процесса.

Не так давно мне захотелось отразить воспоминания от детского прочтения этих книг с помощью причудливых натюрмортов. В поиcках пластинок, которые я коллекционирую, и всевозможной бутафории для моих будущих работ я люблю ходить по разным барахолкам и так называемым магазинам «секонд-хэнд». Постепенно я стал собирать, как паззл, натюрморты, где у каждой вещи был свой смысл. Так получился цикл «Побег в детство».

Одни и те же вещи в разных натюрмортах играют разную роль. Фрукты на фотографиях – с одной стороны – символ благоденствия, а с другой стороны – символ быстротечности времени. Музыкальные инструменты – символ гармонии. Я снимал на чёрно-белую плёнку, затем, проявив фотографии, раскрашивал их вручную, оставляя чёрный фон, нарочито давая понять зрителям, что это не реальный цвет вещей.

Для меня детство – светлая пора, когда проблемы маленькие, а деревья и дома – большие. Нередко выходцы из СССР говорят, что в 1970-е в СССР было лучше. А всё потому, что им самим было тогда лучше – они были молодыми, они любили, встречались, ходили в походы, пели песни, выпивали, и всё было здорово. А очереди за колбасой, в которых надо было стоять по полчаса, и прочая неустроенность были второстепенными. У людей остаются только светлые воспоминания. Так и у меня «Побег в детство» – это попытка снова обрести «Потерянный горизонт».


Выставка «Потерянный горизонт» и другие истории» продлится в Русском культурном центре по адресу 2337 Bissonnet Houston, TX 77005 до 2 марта.