ВАЛЮТА БУДУЩИХ ВРЕМЕН

Борис Немировский

В последнее время, на волне интереса к биткоину, стали появляться публикации и о других криптовалютах: в конце концов, их в мире насчитывается уже не одна сотня. Но вот первая и покуда единственная украинская криптовалюта, карбованец, до сих пор мало известна. Историю ее возникновения и развития можно с чистой совестью назвать историей успеха: приблизительно за год стоимость карбованца выросла с трех украинских копеек до (приблизительно) одного доллара США.

Впрочем, радоваться тому, что «наша криптовалюта – самая криптовалютная криптовалюта в мире», украинцам не приходится. Потому что оказалось, что жесткая привязка к одной стране идет ей не на пользу: курс карбованца довольно ощутимо «просел» в последнее время. Так что теперь уже и карбованец – не карбованец, а «карбо», и на своей «украинскости» международная команда разработчиков не особо настаивает. Более того: полагает, что карбо в скором времени заменит собой биткоин, который, по их мнению, «скомпрометировал себя медленными транзакциями и возможностью отслеживать движение валюты». То есть, планы у карбо – прямо-таки глобальные.

Впрочем, чего ждать от карбованца – да и вообще, от криптовалют – «среднестатистическим» пользователям, не отягощенным особыми знаниями о системе блокчейн, программных кодах и криптобиржевых хитростей? Об этом мы поговорили с одним из разработчиков карбо. Невзирая на то, что живет он в США, Сергей (так просил он себя называть) все же не захотел опубликовать свое настоящее имя: по его словам, слишком уж много развелось всяких проходимцев, усложняющих жизнь тем, кто занимается криптовалютами.

– Сергей, а зачем вы вообще назвали вашу криптовалюту карбованцем? Гордитесь украинским?

– Я не националист. Хотя, в нашем сообществе много и таких. Но гордиться происхождением? Разве что историей…

– Хм… А почему же тогда «карбованец»? Команда у вас, в конце концов, интернациональная. Случайный каприз или какая-то маркетинговая стратегия?

– Ну, к названию я отношения не имел, присоединился к проекту через пару месяцев после старта. Был бы с самого начала – был бы против такого названия. В конце концов, я рад, что удалось убедить большинство и сменить название, так что теперь мы уже Карбо. Можно сказать, что я был инициатором этой смены. Хотя, для украинских пользователей часто используется название «карбованец». Наверное, своего рода афтер-эффект, как когда-то с гривнами после рублей, их еще долгие годы по привычке называли «рублями».

– То есть, радость в украинской прессе по поводу «первой украинской криптовалюты» – ошибочна?

– Да нет, «украинской» она остается, но в том смысле, что ее запустила украинская команда. Сейчас так говорить будет правильнее. Хотя, по факту, проект в самом деле запускался исключительно в качестве национальной криптовалюты. Но следует понимать, что национальная валюта любой страны не получит спроса за ее пределами. То есть, назвавшись «национальной украинской криптовалютой», мы автоматически наложили ограничения на географию применения и заинтересованность пользователей из других стран. Жаль, что на убеждение сообщества в необходимости изменений ушло больше года и вот эта стартовая националистичность еще до сих пор аукается и не дает полноценно развиваться за пределами Украины. Вот вы, например, были бы заинтересованы в использовании зимбабвийской криптовалюты «тумба-юмба»? То же самое и с другими – им не интересен украинский карбованец. Украинский рынок слишком мал для поддержки такого некоммерческого проекта. Технологически Карбо давно уже переплюнул сотни, а, может, и тысячу других криптовалют, но очутился в гораздо худшем положении в плане признания.

– Вот это, кстати, весьма интересный вопрос, насчет использования. Среднему пользователю вообще-то все равно – что эта ваша тумба-юмба, что карбо, а что биткоин – он не знает, где его брать и на что тратить, не так ли?

– В данный момент криптовалюты лишь начинают свое становление. Лично я рассматриваю криптовалюту, как способ платежа и безопасный способ сбережения накоплений. А в этом случае криптовалюта должна обладать свойствами денег:

1) Разделение – возможность делиться на части. У Карбо она есть.
2) Узнаваемость – легко отличить между другими и сложно подделать. Подделать Карбо суперсложно, это придется потратиться вдвое против его стоимости.
3) Портативность – то есть, удобство. Более удобных кошельков, чем у Карбо, нет, пожалуй, ни у одной криптовалюты.
4) Устойчивость к сносу – жизнеспособность. Ну, тут понятно – все криптовалюты электронные, они от времени не портятся.
5) Стабильность – более-менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра. С этим – проблемы, особенно, в начале становления. Курс скачет очень сильно (на момент выхода материала курс Карбо упал до 66 центов США – прим. ред.), но есть определенные наработки, как уменьшить колебания его в будущем.
6) Однородность – одинаковые объемы денег имеют одинаковую ценность. Вот с этим у Карбо как раз все отлично, не то что у некоторых других криптовалют. Как приобретать, так и тратить Карбо – очень удобно.
И от себя бы еще добавил, что весьма важным свойством должна быть невозможость узнать, сколько же у вас на счету денег. Технологически, Карбо не дает возможности узнать баланс в вашем кошельке, в отличие от большинства других криптовалют – таких, как биткоин, ХЕМ и любая криптовалюта из списка топ-100. Вы бы хотели, чтобы ваш сейф был прозрачным или в банке на главной странице сайта высвечивались номера счетов и суммы, которые там сберегаются?
Что же вопроса «где тратить», то уже сейчас Карбо засунул многих за пояс. У Карбо есть «барахолка» для купли-продажи любых вещей или услуг, называется karbo-store. Там продается и покупается все – от электроники до автомобилей, в продаже есть даже собственный остров в Исландии. И это лишь начало, таких сервисов будет становиться больше.

– Я посмотрел на эту площадку. Ну, да – там много чего можно купить за карбо. Полагаю, люди, которые там торгуют – энтузиасты, вроде того знаменитого чудака, который в 2011 году открыл пиццерию, в которой можно было платить биткоинами. Теперь он миллиардер, но вот карбо-энтузиасты на этой площадке предлагают все же либо нечто более-менее солидное, либо нечто виртуальное. А вот как мне за карбо, проще говоря, хлеба купить?

– Этому сервису всего несколько месяцев, у него нет бюджета, чтобы рекламировать себя. То есть, о нем узнают пользователи от других пользователей. Я полагаю, скоро объем покупок и продаж за карбо может дойти до уровня приличной рассылочной компании. Почему бы и нет?

Есть энтузиасты, владельцы реальных бизнесов, которые давно уже добавили карбо в качестве одного из способов оплаты за свои товары или услуги. Перечень этих сервисов есть на сайте карбо, есть в группе Телеграмм «карбо.ярмарка». Хлеб – не хлеб, но кое-какие продукты и в самом деле можно купить.

– То есть, энтузиастов прибывает? Отныне карбо можно использовать, как обычные деньги? Как доллар, как гривну – хотя бы частично?

– Да, этот процесс уже начался. Что радует – люди, пользуясь карбо в качестве средства платежа, знакомятся и с другими свойствами, которые я уже перечислил. А еще добавлю, так как это важно – у карбо очень ограниченная эмиссия, что не может не отразиться на его стоимости в недалеком будущем. То есть, с каждым новым пользователем его стоимость растет, а это дает возможность использовать карбо в качестве инвестиции. Эдакий аналог пенсионного счета, но гораздо более надежного, потому что его никто не сможет списать или потратить, кроме вас.

– Ну, насчет стоимости… примерно за год ваша валюта просто страшно поднялась в курсе – от трех копеек до полутора евро… а потом резко затормозила и откатилась назад. Вы называете это хорошей инвестицией? А не получается ли, что она была бы хорошей для тех, кто «успел первыми», а для тех, кто хотел бы присоединиться к карбо сейчас, все становится весьма сложным и крайне неуверенным?

– Карбо не является проектом «быстрые деньги». Я не просто так провел аналогию с пенсионным счетом. Сегодняшняя стоимость карбо не имеет значения для долгосрочной перспективы Я часто, по возможности, подкупаю карбо на биржах, если есть свободные деньги. Покупал и по 1,8 доллара, и по 1,6, недавно докупил по 1,25. Даже, если цена откатится до 0,5 – для меня это неважно, потому что я уверен, что через год-два его стоимость вообще может быть двух- или трехзначной. Это неминуемо, как следствие ограниченной эмиссии и роста популярности. Поэтому все пользователи на данный момент – те, кто «успели первыми». При отсутствии рекламы, карбо весьма недооценен. В данный момент информация уже начала распространяться, появились желающие англоязычные спикеры, готовые представлять карбо на международной арене, на различных конференциях по криптовалютам и блокчейну. Также проектом начали интересоваться программисты мирового уровня, я не хочу о них говорить заранее, но они присутствуют в нашем чате разработчиков. Есть энтузиасты в разных странах мира, они популяризируют карбо у себя. Недавно появился активный «карбонат» в Нью-Йорке, есть энтузиасты в Сиэттле. То есть, сообщество растет, как количественно, так и качественно. Все еще впереди.

– Выходит, с одной стороны – карбо можно тратить на какие-то реальные вещи, с другой – можно накапливать в надежде, что он вырастет в цене и принесет какие-то ах-какие-большие деньги? Ну, по крайней мере, вы это обещаете. Насколько я знаю, вы недавно выпустили электронный кошелек, который можно установить на смартфоне и – теоретически – сберегать там крабо, как в простом кошельке. Остается вопрос – а где ж его брать, этот карбо?

– Мы ничего не обещаем, все зависит от сообщества. Но, исходя из технических возможностей Карбо, все обстоит именно так, как я сказал. Да, недавно мы представили релиз кошелька для мобильных телефонов, которые работают под операционной системой Андроид. В данный момент карбо можно купить на криптобиржах – они представлены на нашем главном сайте. Появились несколько обменников, там тоже можно их купить за электронную валюту. Из «фиата» – то есть, из традиционных валют – их можно пока покупать только за гривны.

– Обменников в Интернете?

– Да, есть обменники, в которых можно купить карбо. Кстати, в Украине с активным сообществом связался один из производителей цифровых киосков – хочет установить за свой счет 200-300 так называемых карбоматов – чтобы можно было покупать карбо за наличные. Правда, все это – в Украине, в Америке до них еще дожить надо. Но с Украины все лишь начинается.

– О таких автоматах я слыхал – правда, речь шла об Австрии, там где-то уже полгода как можно купить биткоины за наличные евро в почтовых отделениях.

– Ну, в Украине с этим вообще все весьма продвинуто. Криптовалюты давно уже используются в качестве средства платежа. Законодательно это не запрещено, но для большей перестраховки это делают методом конвертации через подарочные сертификаты. Если украинские законодатели захотят это жестко запретить – вся крипта уйдет в тень, как сейчас доллар, а также начнется дополнительный отток IT-специалистов.

– Не запрещено, но и не разрешено, не урегулировано. Вам не кажется, что это дает возможность для всяческих мошенничеств или, как минимум, злоупотреблений?

– Со стороны властей? Ну, им кажется, что они нашли себе новую беззащитную жертву, так что мы полагаем, что законодательное урегулирование криптовалют крайне необходимо. Это просто дикость, когда в Давосе официальные лица хвастаются развитием технологий блокчейн и Финтех, а в стране устраивают охоту на майнеров. Они просто уедут в другие страны.

– Ну, вам и карты в руки: вы изобрели и развили карбо, вы понимаете необходимость криптовалютного законодательства и представляете себе, что должно стоять в законе, чтобы это было на пользу всем. Ничего не хотите предложить?

– Карбо был, есть и будет, независимо от запрета либо легализации криптовалют. Его физически невозможно уничтожить, тем более – он выходит на мировую арену. Так почему мы должны концентрироваться на украинском законодательстве?

– Мы о разных вещах говорим. Карбо есть. Но из-за отсутствия законодательства, как с ним, так и с его разработчиками, майнерами, энтузиастами – можно делать все, что угодно. Если бы вы взялись за разработку закона – вы бы помогли создать надежную гавань самим себе, разве не так? Не думаю, что это сложнее разработки криптовалюты, как таковой.

– Сложнее. Написание законов и, тем более, их лоббирование – это темный лес для нас. Мы можем внести свои поправки, если к нам обратятся, но влиять на создание закона мы не можем. Карбо – это не корпорация, не фирма, не офис… это сообщество независимых друг от друга энтузиастов. В качестве кого мы можем выступать официально? В качестве какого-то Васи Пупкина, который пользуется карбо? Там пишут предложения майнинговые фирмы, юридические конторы… А мы – децентрализованная группа.

– Децентрализированная группа, желающая установить карбомат в Украине. А без законодательства, например, карбоматы можно будет грабить – и это не будет считаться преступлением. Так же, как сейчас, без закона, не считается преступлением, например, получение взятки в карбо? Это, мол, игрушки какие-то, кто этим станет заниматься?

– Карбоматы будет устанавливать конкретное юридическое лицо, а не сообщество. Все должно быть по закону – договор аренды, подключение, инкассация и т.д. А с проектом она не имеет ничего общего, кроме меркантильных бизнес-интересов заработка на разнице курсов или собственных комиссий за операции купли-продажи. Сообществу – плюс: улучшится доступ к покупке карбо, бизнесу плюс – прибыль от комиссий.

– Ясно. Впрочем, судя по тому, что члены вашей группы – и те, кто живут в Украине, и те, кто, как вы, живут за ее границами – стараются не афишировать свои имена, жить криптовалютчикам все же тяжко…

– Есть такое. Еще и потому, что у многих преступников просто отсутствует представление о том, что такое криптовалюты. Они думают, что это – легкие и быстрые деньги, куча денег. А это далеко не так. Многие члены сообщества владеют, скажем, всего пятью карбованцами – то есть, по нынешнему курсу – тремя с половиной долларами. Поэтому всем страшно, что за три доллара могут, условно говоря, с утюгом или паяльником пытаться получить доступ к кошельку.

– А что, были случаи?

– Насчет карбо – мы в курсе лишь об одном случае похищения электронного ключа к кошельку, но это было из-за необдуманного выбора его сохранения на аккаунте в российской сети Вконтакте. Украли около 5 тысяч карбо. Но вот похищения людей и запугиваний с целью получить доступ к кошелькам с биткоинами – уже полно по всему миру. Даже правоохранители в разных странах не против при случае завладеть этим доступом. Потому что потом иди докажи, что украли оттуда именно они – все же анонимно…

– То есть, опять-таки возвращаемся к вопросу законодательства…

– С законом лучше, чем без него, однозначно.

– Что ж. Давайте посмотрим, что у нас с вами получается. Вы выпустили довольно успешный проект (это можно утверждать, карбованец себя доказал), собственную криптовалюту. Так как вы – просто группа энтузиастов, то не разрабатываете и не хотите разрабатывать никаких правил пользования и обращения с ней – по крайней мере, не технических, а, если можно так выразиться, обыденных. Тем не менее, «ребенок» жив, растет и даже кому-то приносит прибыль. Что дальше?

– Развитие сервисов, инфраструктуры. У карбо, полагаю, нет шансов вытеснить фиат (наличные – прим.ред.), но предложить добротную альтернативу можно. Все равно – всех не убедишь, что свободная валюта лучше централизованной. Я никогда не держал и не буду держать свои сбережения в банке, это я решил окончательно. То есть, я стараюсь для себя как можно меньше иметь дело с системой наличных денег. Они давно уже превратились в инструмент контроля над человеком – достаточно заблокировать кому-нибудь все банковские счета, карточки, чтобы заставить его выполнять чью-то волю. С криптовалютами, в частности, с карбо, это невозможно физически – технология не позволяет.

– О, это уже целая философия вырисовывается. То есть, у вас – не только финансовый проект, на котором можно заработать, но и своеобразный протест против системы?

– Естественно! Возможность заработать, используя карбо – это побочное явление, а не цель. Рост курса, связанный с ограниченной эмиссией – это неминуемый фактор. Но тот, кто не понял главного преимущества криптовалюты – тот, в конце концов, проиграет, так как, закупившись дешево и продав дорого, выйдет из нее в тот самый фиат – тут же утратив свою независимость от действующей системы тотального контроля и принуждения!

– Но ведь пока это неминуемо? Именно к этому ведут все возможности купить что-либо за карбо или купить сам карбо за реальную валюту?

– Это лишь начало. Хотя, уже сейчас карбо можно получить, не купив его, а продав какую-то вещь за него. А потом можно купить другую вещь за карбо, не связываясь с наличной валютой. И эта тенденция со временем будет расти.

– То есть, ваша главная цель – совсем не обогащение, а что-то вроде революции?

– Не секрет, что все криптовалюты – это своего рода революция, так как финансовая система после появления биткоина уже не может оставаться такой, как была раньше.

– Что же делать с вашими карбо? Держать и покупать, доверяя «долгосрочной инвестиции», или тратить, как обычные деньги, покупая на них что-то полезное?

– Использовать карбо так же, как гривны. Вот наша цель. То есть – покупать за них, продавать за них, накапливать в них… Это надежнее обычных валют. Даже оплачивать налоги в них – так, как это в скором времени хотят законодательно позволить в штате Аризона и нескольких других штатах.

– В штате Аризона – в карбо?

– Пока речь шла о биткоине, но в законе будут записаны криптовалюты, как таковые.

– А я уж было подумал, что «Аризонанаш»…

– Не все сразу… может, когда-то так и будет.

– Вы сами так делаете?

– Конечно, у меня есть определенные сбережения в карбо. Но я много докупаю, когда у меня есть свободные деньги, и продаю, если мне нужно получить наличные. В данный момент в США нет такой возможности, как в Украине, иначе я бы уже купил себе множество вещей там же в «карбо-сторе».

– Что ж, скажу вам откровенно: звучит довольно интересно, но одновременно – довольно шатко. Посоветуете читателям рискнуть?

– Риск пользования карбо не больший, чем пользования наличными – это я могу сказать с уверенностью. Если ваши читатели будут рассматривать карбо только с точки зрения инвестирования и преумножения своих денег – тогда однозначно советую не вкладывать больше, чем вы можете позволить себе потерять, так как возможны большие колебания курса на данном этапе эмиссии и популяризации. Лично я купил значительную часть моих накоплений в карбо за кредитные деньги. Но ни в коем случае не повторяйте за мной! Для меня карбо – идеология, философия, поэтому я смотрю на это, как на долгосрочную инвестицию, года на три или на пять, не меньше.

– То есть, можем сказать, что криптовалюты – это для терпеливых? Валюта завтрашнего дня?

– Однозначно – более других будут вознаграждены те, кто уверует и не предаст. Неплохо звучит, нет? Но так же и на фондовом рынке с акциями. Криптовалюты сейчас пишут новую историю, новую ступень финансовой системы.

– Что ж, если ориентироваться на ваши слова – вольно или нет, а все мы станем свидетелями этой истории. Не могу сказать, что это совершенно не пугает, но интересно – в любом случае. Благодарю.