ЗАМЕТКИ ИЗ ЕВРОПЫ

Юрий Пронко, Фото автора

Франкфурт-на-Майне можно смело назвать столицей мира, ибо здесь находится крупнейший главный аэропорт немецкой авиакомпании Люфтганза, и сотни тысяч жителей планеты прилетают и улетают отсюда ежедневно, семь дней в неделю, 365 дней в году. Франкфурт и Люфтганза находятся в состоянии перманентной конкуренции с главным аэропортом авиакомпании KLM Амстердамом и большим международным аэропортом Хитроу в Лондоне. Именно поэтому за последние 30 лет стоимость межконтинентальных рейсов осталась неизменной.

В очередной раз Франкфурт-на-Майне удивил меня и доказал, что даже если ты уже бывал там много раз, всегда можно найти и заметить что-то новое, особенное.

Город нынче наводнили цыгане. Они слоняются по улицам, валяются на травке, греются на солнышке, попрошайничают и неустанно проверяют содержимое всех урн в городе. Бомжи тоже не дремлют, особенно в районе вокзала Хауптбанхоф.

Как только я остановился где-то в парке и поставил рюкзак на скамейку, чтобы достать очки и кепарик, меня сразу же окружили бомжи и стали просить деньги. Вслед за бомжами и цыганами деньги на благие цели у меня в течение дня клянчили на всех языках монашки, уличные музыканты, геи, лесбиянки, мимы и даже девушки, подружки невесты на предсвадебный девичник. Денег наличных у меня не было ни евроцента, поэтому всем был дан стандартный от ворот поворот.

Еще город наводнили попрошайки с милыми собачками. Собачки должны вызывать жалость и умиление. Это новинка сезона. Трюки и способы выманивания денег у еврограждан меняются каждый сезон. Таковы законы жанра.

Город, который в 9 утра был пустынным, уже к полудню оживился, а к трем часам дня превратился в разноцветную толкучку с живой музыкой на каждом углу. День был солнечный и по-весеннему теплый. Я послонялся по улицам и магазинам, сходил на барахолку и в исторический музей. Когда устал, сел на лавочку в центре пешеходной зоны и глазел на людей. Я пил дешевое, отличного качества вино, завернув бутылку в бумажный пакет, ел свой вкуснейший сэндвич из артизанского хлеба с ветчиной и сыром и думал о том, что европейцы все-таки умеют одеваться чертовски стильно и модно. Есть на что и на кого посмотреть.

А еще на ум приходили всякие философские рассуждения о том, что какие-то они, европейцы не такие, как мы, россияне. Все у них не по-нашему. Вместо искренней злобы и хамства, они маскируются фальшивыми улыбками и наигранной вежливостью. Им приходится выживать среди неестественно чистых улиц, их детские площадки и дворы не загажены собаками, остановки и тротуары не заплеваны, велосипедисты не носятся на бешеной скорости по тротуарам, люди держатся друг от друга на почтенном, уважительном расстоянии. Не по-нашински это. Непривычно.

Даже в магазине страшно становится. Продавцы с вежливой улыбкой уступают покупателям дорогу и извиняются, если причинили неудобство. В российских гастрономах все иначе. Работники с каменными лицами прут на покупателя, ожидая, что им уступят дорогу. А уж маленькие машинки-полотеры, которые постоянно ездят по магазинам, разгоняя покупателей, как овчарка разгоняет стадо овец, – это вообще жесть. Мне всегда кажется, что эти монстры гоняются именно за мной.

Даже домики у них все до тошнотиков стильные, красивые, чем-то похожие друг на друга. Летишь на самолете над любым немецким городом, и вся застройка и частная, и коммерческая выглядит красиво, в одном архитектурном стиле. Так и хочется купить там домик. Видно запретов много и проверок ненужных. Ходят по струнке. То ли дело в России, коттеджные и дачные поселки выглядят более привычно, разнокалиберно, от души некрасиво, кто во что горазд. Курятник да и только. Хочется оттуда бежать без оглядки.

Если вы в Европе думаете, что знаете город, и точно рассчитали время поездки в аэропорт, знайте, что всегда вас может что-нибудь задержать. В любой день у них может произойти уличное шествие, акция протеста, политическая демонстрация, гей-парад, или забастовка. Всего за один день я видел акцию протеста диссидентов против компартии Китая, демонстрацию против диктатора Эрдогана и небольшой гей-парад с раздачей бесплатных презервативов и гелей смазок. А на что они мне, старику?

Совсем от рук отбились! Европейцы имеют странную для нас россиян веру в то, что правительство, чиновники и полиция – это скромные, верные слуги народа. Их чиновники позорно ездят на работу на своих личных, скромных автомобилях, живут не лучше других, ничего не воруют у народа, также просто разгуливают по улицам и ходят в те же гастрономы, что и их избиратели. Странно это. Чиновник должен быть толстый, богатый, наворовавший миллиарды, с полным презрением к народу. Тогда и уважение, и страх, и любовь появятся к власти. А как иначе?