Брюссельские саммиты Евросоюза и России – явление, которое трудно назвать из ряда вон выходящим: они проводятся раз в полгода и давно уже стали рутиной. Не является исключением и нынешний саммит, прошедший 7 декабря, – тем более удивительно, что официальная пресса в РФ подает его, как «прорыв в отношениях» и событие исторических масштабов. Ведь, по сути, никаких конкретных результатов нынешний саммит не принес.
С одной стороны, определенный прогресс в отношениях между Россией и Европой можно констатировать: после «пятидневной войны» 2008 года с Грузией, после двухлетних заморозков, нынешний декабрь явно и недвусмысленно принес политическую оттепель. Тем не менее, до реального политического сотрудничества еще очень далеко. Несмотря на победные реляции корреспондентов ТВ, невзирая на заголовки в газетах о том, что «Россия уже одной ногой в ВТО», а «В Европу вот-вот – без виз», ни одно, ни другое утверждение не соответствует истине. Европа не собирается делать России рождественские подарки – ни на католическое Рождество, ни на православное. Уж скорее, в своем стремлении во что бы то ни стало войти в ВТО, что называется, «по самые Нидерланды», а также получить бессрочную визу в ЕС «для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным», российское руководство в очередной раз пошло на серьезные уступки своим партнерам по переговорам. К примеру – РФ обязалась снизить экспортные налоги на древесину, а также транзитные сборы на поставку китайской продукции в ЕС через российскую территорию – это означает не только серьезные материальные потери для бюджета, но и вполне прогнозируемый скачок интенсивности вырубки леса на территории страны. Причем, учитывая нынешнюю карту лесной промышленности, можно предположить, что это самое увеличение интенсивности придется аккурат на те районы, где все еще живут несчастные уссурийские тигры, которых так трогательно взял под защиту Владимир Путин. Но это так, мелочи – по сравнению с перспективой вступления в ВТО, не правда ли? Потом можно будет с сожалением констатировать: «Невзирая на активную рекламную кампанию на ТВ, тигров спасти не удалось».
Теперь об отмене виз. Это пожелание давно уже стоит первым пунктом в списке новогодних подарочков, которые хотел бы получить Кремль от дедушки ЕС. Вечером того же дня, как окончился саммит, российские СМИ бодро отрапортовали: была, мол, принята «дорожная карта», ведущая прямиком к отмене визового режима. Реальность, увы, выглядит несколько иначе: эта самая «дорожная карта» не означает ничего большего, чем договоренность о проведении «переговоров о переговорах» по поводу возможной отмены виз в будущем. Накануне саммита российские представители недвусмысленно намекали на то, что ожидают гораздо большего. «Брюссель должен дать процессу необходимый политический импульс», – потребовал российский посол при ЕС Владимир Чижов. В конце концов, Москва дожидается этого самого «импульса» вот уже семь с половиной лет. За минувшие годы чуть ли не все балканские страны в полном составе получили этот самый безвизовый режим, даже Украина эпохи Виктор Федорыча пресловутую «дорожную карту» поимела – а Россия все никак! Как говорится – уникальная страна, «аршином общим не измерить».
Более того – некоторые страны успели даже ужесточить свой порядок выдачи въездных виз российским гражданам. Та же Германия, например. Как известно, чтобы получить немецкую визу, приходится прилагать справку о доходах – а то вдруг, не дай Бог, толпы россиян ломанутся во всякие Мюнхены да Гамбурги на папертях подаяния просить? Gott bewahre, как говорится… С 1 ноября, правда, «адекватный ответ» на такое издевательство дали и русские – теперь и немцам приходится доказывать, что они не какие-нибудь там бомжи, а прилично зарабатывающие люди, но все это так далеко от отмены визового режима, как такового… Впрочем, похоже, что данное ужесточение несет в себе не столько практический смысл, сколько желание усилить давление на Берлин. «Возможно, немцы теперь лучше поймут, как себя чувствуют русские, вынужденные возиться со всеми этими бумажками, чтобы получить немецкую шенгенскую визу», – прямо заявил Владимир Чижов.
Несмотря на эту «визовую перестрелку», многие страны ЕС держатся мнения, что торопиться все же не стоит. Отказ от виз, действительный для всех 25 стран Шенгенской зоны, возможен, как они считают, лишь тогда, когда можно будет с высокой долей вероятности предотвращать различные преступления и злоупотребления в этой области – к примеру, когда станет невозможным купить себе загранпаспорт. Опять же – должен быть налажен пограничный контроль, а у самих паспортов – усилена защита. «Безвизовый режим не может идти первым пунктом в переговорах – скорее, его можно обсуждать лишь тогда, когда Россия примет европейские паспортные стандарты», – подчеркнула в Брюсселе министр внутренних дел Австрии Мария Фектер. Да и вообще – отмена визового режима с балканскими государствами многому научила европейцев. «Если мы отказываемся от виз и Швеция вдруг получает на своей территории 500 сербских беженцев в день, требующих политического убежища – значит, что-то у нас пошло не так», – признал шведский министр по делам мигрантов Тобиас Биллстрём. Похоже, европейцы всерьез опасаются еще более мощного потока соискателей из России.
Ну и, конечно же, не обошлось дело без стандартной для всех саммитов ЕС – Россия темы, а именно – темы энергоносителей. Тут уж вовсе руками развести приходится, настолько экранная действительность отличается от реальной. На экране Дмитрий Медведев говорит умные и важные слова об энергетической безопасности, о бесперебойности и об увеличении газовых поставок – и создается ощущение, что все, что Европа – на нашей «нефтегазовой игле» и никуда уже с подводной лодки не денется. В реальности же все обстоит если не наоборот, то уж точно – далеко не так. Владимир Путин почувствовал это во время своей последней поездки в Берлин: местные бизнесмены почему-то постепенно теряют интерес к разговорам о российском газе. Им все время приходится напоминать о том, что Россия – надежный поставщик, что неплохо бы расширить, углубить, обеспечить… Как отметил комментатор радио Deutsche Welle, произнесенная Путиным с берлинской трибуны фраза «Газу не хотите!» звучала просто криком души: Кремль постепенно выпускает из рук «газовый рычаг» давления на Европу. Политика диверсификации и развития альтернативных энергоисточников, которую европейцы вот уже который год проводят под мощным давлением канцлера ФРГ Ангелы Меркель, наконец-то начала приносить свои плоды: России приходится убеждать европейцев, что наш газ – самый лучший, самый важный и вообще самый-самый. И даже угроза продать его Китаю уже не действует – Китай-то покупать готов, да вот по какой цене?
Так что в самом деле непонятно – с чего бы это так обрадовались наши отечественные комментаторы? В Брюсселе нас в очередной раз «накормили завтраком» – какой уж там праздник? Разве что за чемпионат мира порадоваться – но даже тут у прессы не все «слава богу»: в одном из репортажей было заявлено, что финальный матч ЧМ-2018 в России будут смотреть 8 миллиардов зрителей. Учитывая то, что сейчас на Земле проживает чуть больше 7 млрд. человек – придется, наверное, женщинам по всему миру поднатужиться да повысить рождаемость, чтоб оправдать возложенные на них высокие надежды.