МОСКОВСКИЙ ГОСТЬ – ДМИТРИЙ ЛЕГУТ. ДЛЯ ЧУДА НУЖЕН ЧУДОВИДЕЦ

Анастасия Мурзич, «Петербургский Каприс»

lМы живем в таком быстром и равнодушном времени, все куда-то бегут, торопятся. Как тебе удается оставаться поэтом и музыкантом в жизни?
Сам я живу не особенно быстро, то есть с какой-то собственной скоростью. Если обстоятельства заставляют ускоряться – путаюсь, теряюсь. Что до равнодушия нашего времени – стараюсь сам быть менее равнодушным. Заниматься тем, чем занимаюсь, удается в первую очередь потому, что судьба ко мне добра. А «поэт и музыкант» – это перебор. Пора круто оговориться. Я сочинитель и исполнитель песен. Все наши разговоры о природе творчества – только догадки и теории. На самом деле речь идет о вещах непонятных, непознаваемых. Вот оно есть и все. Понять нельзя, только принять, или не принять. Не знаю, почему. Знаю, что так надо и что без песен мое существование ничем не освещено и не оправдано.

Скромный… Считается, что люди творческие – немножко не от мира сего. Ты согласен?
Может быть, и лесоруб не от мира сего. И музыкант абсолютно мирской и земной. То есть лесоруб может быть более творческой натурой, чем иной музыкант. По большому счету, всякий человек должен быть хоть немного не от мира сего.

Творчество – это что-то вроде очистительной молитвы. Создал произведение – и полегчало. Тебе это свойственно?
Есть в одной молитве слова: «Научи меня молиться, Сам во мне молись». Так что скорее не «создал», а «создалось». А ты поучаствовал. И полегчало, и удовлетворение, и радость…

Есть еще один стереотип: мол, творцы творят, спасаясь от одиночества. Это не про тебя?
Спасаясь от одиночества, от многих других грустных вещей. Ключевое слово тут «спасение». А если это вопрос о моей личной жизни, то в ней я благополучен и счастлив.

Что значит, по-твоему, выражение «профессионально заниматься музыкой»? Профессионал обязательно должен получать деньги за свое творчество?
Давным-давно, когда жизнь людей была более натуральной и суровой, занятия искусством не были ремеслом, профессией: мамонтов на стенах пещер рисовали в свободное от охоты на мамонтов время. Можно только пожелать талантливым и упорным людям счастья кормиться своим творчеством. А еще вспомнилось, как один артист, вопреки известной поговорке, заметил: «Быть хорошим человеком – это и есть самая главная профессия».

Прекрасно! А присутствует ли у тебя белая или черная зависть, когда ты открываешь для себя нового настоящего поэта, музыканта, исполнителя?
Я очень радуюсь этим открытиям. Найти нового артиста, который попал прямо в твои мысли и чувства, найти на записи, сделанной полвека назад, или рядом, в сборном концерте – после этого просто именинником ходишь, празднуешь. А зависть касается более земных вещей – у кого-то лучше ангажемент, кто-то легче собирает залы. Тут и позавидуешь, грешным делом.

Скорее тебе понравится автор, играющий в твоей традиции, или прямо противоположной? Кто из современников-соратников тебе близок?
Я вроде как записан в некие блюз-барды. Это совсем не значит, что другие формы побоку – меня в равной степени впечатляют Александр Вертинский, Блайнд Вилли Джонсон и Эдит Пиаф. Талант и смелость, настоящесть, явный знак, подаваемый тебе автором – это главное. А романс это, или рок-н-ролл – не суть важно. На нынешней независимой отечественной сцене есть замечательные артисты. Большая их часть почти не востребована издателями, арт-дирекцией всех уровней и, соответственно, слеповато-глуховатой зрительской массой. Совсем без имен не обойтись?.. Хорошо. Ольга Ступина из Егорьевска. Услышал ее песни в Интернете. Списался. Сыграли совместный концерт в одном маленьком клубе. По-моему, ее поэтической одаренности просто невозможно не заметить. Однако Ольга принципиально не занимается самопродвижением. Гражданам же некогда тестировать нерекламируемый ноу-нейм-продукт. В итоге большей части встреч Ступиной с теми, для кого она пишет и поет, состояться не суждено.
Для того, чтобы в жизни случались художественные открытия, надо быть готовым к ним. Как кто-то сказал: «Красота в глазах смотрящего». И как кто-то еще сказал: «Для чуда нужен чудовидец».

Несмотря на активную концертную деятельность, ты производишь впечатление человека не слишком открытого, погруженного в собственные глубины. Так ли это?
Я не считаю себя закрытым и погруженным, хотя слышу подобные замечания нередко. Наверное, в этом впечатлении виноваты мои нежелание и неумение активно и умышленно нравиться залу. Я не люблю смотреть в глаза, что называется, без спроса, не владею искусством управления улыбкой и не говорю со сцены о том, что «впервые пою для такой потрясающей публики». На первом плане песни, которые открывают меня будь здоров как со всеми глубинами и мелями.

Что ты делаешь с удовольствием?
Очень многое: даю это интервью, готовлю завтрак, перемещаюсь с места на место, наблюдаю за людьми, пью фастфудовский кофе из пластикового стакана… Много и с удовольствием играю на гитаре.

К счастью, в последние годы «хочу» и «надо» заключили какой-то мирный договор и действуют, почти не противореча друг другу. Это не значит, что я совсем не ленюсь и не унываю. Однако эти вещи привычно преодолеваются усилием воли. А потом смотришь – то, что было надо начать, оказывается, хочется делать.

Что может выбить тебя из колеи?
Достаточно стать объектом хамства, обмана, не жертвой даже, а свидетелем чьей-то беды, и ты уже выбит из колеи. Благо, с возрастом устойчивость к этому бытовому драматизму крепнет.

Что, наоборот, может окрылить?
Надежда, доброе слово, внезапное ощущение свободы и единства мира, пойманная строчка, осознание того, что на этот раз играешь лучше, чем умеешь… В общем, окрыляет то, что имеет крылья – всевозможные проявления Божественного.

Почему ты живешь – здесь и сейчас? Как ты считаешь, для чего ты родился на свет?
Осознать свою задачу в этом мире и решить ее – это самое главное и самое трудное для человека. Я свое призвание и так и эдак прощупывал, оценивал, проверял и выверял. Я пытался все изменить и переиграть. И двадцать лет назад и сейчас все указывает на песни.

Что тебя привязывает к земле?
Страсти, несделанные дела и нерешенность моей дальнейшей судьбы.

Хорошо ли ты знаешь сам себя? Можно ли сказать о тебе, что ты способен изменить свою точку зрения?
В общем и целом, наверное, знаю. Хотя, случалось и удивлять. А точка зрения – штука, которая постоянно и непрерывно потихонечку меняется – редактируется, уточняется, совершенствуется. Кардинально я ее менял единожды – с эдакого безбашенного нигилизма на христианство.

Что ты желаешь себе?
Дать концерт, в котором все от начала до конца было бы так, как надо. Идеальный концерт.


Выступление Дмитрия Легута состоится в Хьстоне 22 января в 8 часов вечера в клубе Merser, расположенном по адресу 3302 Mercer St. Houston, TX 77027 (дверь открывается в 7:30 вечера). Билеты – $15 у входа или в Русском культурном центре «Наш Техас». В Остине – выступление пройдет 24 января в 7:30 вечера в Darwin’s Pub по адресу 223 Е. 6 St. Austin, TX 78701.

2 комментария

  1. Вот карта расположения клуба Merser: http://www.yelp.com/map/mercer-houston-3

    Mercer is the old Uropa, better known as Houston’s best hideout club. I remember the days when Uropa wouldn’t event publish their address, you just had to know where it was! Well its back and better than ever. Mercer still oozes seduction and mystery is with its low ceilings and dark candlelit nooks.

  2. Собираюсь пойти. Талантливый, на мой взгляд, молодой исполнитель. Да и Mercer lounge оч приятное место!

Комментарии закрыты.