МИККИ МАУС – САМЫЙ СТАРЫЙ В МИРЕ МЫШОНОК

Борис Альтер

В этом году ноябрь оказался просто-таки переполнен юбилеями. Между столетием с момента окончания Первой мировой войны и двадцатым днем рождения Международной космической станции МКС тихонечко пристроился еще один юбилей – в этот раз не совсем круглый, но вполне почтенный – 90 лет исполнилось самому любимому персонажу американских мультиков, Микки Маусу. 18 ноября 1928 на экраны (точнее, на один-единственный экран небольшого нью-йоркского кинотеатра) вышел маленький мультик Уолта Диснея «Пароходик Вилли» ( «Steamboat Willie»), который и знаменовал собой рождение нового культового героя всех времен и народов.

Микки Маус стал для американцев настолько неотъемлемой частью их культурного пространства, настолько проник в сознание, что некоторые футурологи и фантасты считают, что в будущем он будет одним из наиболее узнаваемых признаков человечества. Скажем, в известном фантастическом романе Барри Лонгиера «Враг мой» (по нему еще был снят фильм), инопланетный разумный ящер, стараясь как можно чувствительнее обидеть своего врага, пилота земного космического истребителя, кричит ему: «Иркмаан! (то есть, человек – прим. ред.) Глюпий твой Микки Маус есть!» Даже инопланетные ящеры знают Микки Мауса!

На самом деле, у Микки Мауса был некий предшественник, его звали «мышонком Мортимером», но он, как говорится в анекдоте, «не удался»: сам Дисней впоследствии признавал, что Мортимер у него вышел скучный и неинтересный. Тем не менее, от «мышиной» идеи художник не отказался. «Я надеюсь, – говорил Уолт Дисней на одном из юбилейных праздников своей студии, – мы никогда не упустим из виду это обстоятельство: что все началось с мышонка». Это его выражение заняло теперь свое место на стене в музее Микки Мауса, который был открыт в минувшее воскресенье в Нью-Йорке.

Этот музей просто переполнен «мышиной культурой»: первые сувениры с изображением Микки-Мауса настоящие картины художников, посвященные Микки-Маусу, кассеты с лентами, на которых в очередной раз оживает Микки. Входной билет в этот музей стоит немало – 40 долларов. Сам Дисней говорил, что ему срочно нужны были деньги, и он, не раздумывая, подмахнул соглашение, которое ему подсунул незнакомый дядя, желавший печатать изображения мышонка на каких-то там школьных тетрадях – получив за это аж 400 долларов и потеряв, как выяснилось позже, сотни тысяч, потому что соглашение было эксклюзивное. То есть, десять первых посетителей принесли империи Диснея столько же денег, сколько первый рекламный контракт, но, как и говорил сам «отец» Микки-Мауса, не следует забывать, что с мышонка все только началось. Сейчас же, по крайней мере, в коммерческом отношении, мышь давно уже выросла и превратилась в упитанного слона.

«Пароходик Вилли» был одним из первых звуковых мультиков в истории. Следует отметить, что именно в то время происходила титаническая борьба между сторонниками немого кино и кино звукового, и у апологетов «Великого немого» было немало аргументов, чтобы отказываться от озвучки. Тот же Чарли Чаплин долгое время и слышать ничего не хотел о звуковом кино, позволяя в своих фильмах только музыкальное сопровождение. Зато в «Пароходике Вилли» звучит буквально все: и капитан Микки, и многочисленные предметы на борту, и даже сам пароходик в какой-то момент завывает страшным голосом: «Человек за бортом!» Вся лента занимает чуть меньше 8 минут, но эффект от нее оказался на удивление мощным: буквально в течение пары месяцев Микки Маус завоевывает Америку и Европу, а у художников-мультипликаторов начинается настоящая «мышиная болезнь»: разнообразные мыши и крысы начинают бегать по экранам, как сумасшедшие (впрочем, мода на мышей привела к появлению еще одной культовой мышки и еще одного культового сериала – «Том и Джерри»). Соперник Микки Мауса, хитрющий кот по имени Карло, присутствовал уже в первом мультике, а в следующих Уолт Дисней создал для своего мышонка целое семейство: здесь и подружка Минни, и псы Гуфи и Плуто, и выводок уток – от Дональда Дака в трех его племянников, Тика, Трика и Трака… В течение 90 лет Микки Маус неоднократно менял свой внешний вид, но все же, несмотря на дигитализацию, его характерную внешность можно узнать и по сей день. Собственно, желтые ботинки с красными штанишками на кнопках, а также «фирменные» большие, круглые черные уши присутствовали уже в «Пароходике Вилли».

Правда, в наше время Микки изменил не только свой гардероб, несколько изменился и его характер. Скажем, в культовом мультсериале «South Park Микки» выступает в качестве… жестокого, жадного магната, который подминает под себя мир голливудских развлечений и даже бьет певцов ногами. Впрочем, это уже не столько сам Микки Маус, сколько сатира на нынешнюю компанию Walt Disney Productions: у нее есть немало критиков и далеко не всем нравится то, что она делает, например, со знаменитыми «Звездными войнами», права на дальнейшую экранизацию которых она приобрела пару лет назад.

Но так или иначе, а следует признать, что в деле маркетинга Дисней проявил себя не менее ловким бизнесменом, чем талантливым художником и режиссером: будто из рога изобилия, на американский (а затем и на мировой) рынок посыпались плюшевые Микки Маусы, воздушные шарики, кружки, майки с изображением Микки, бейсболки с ушами. Впоследствии появились отдельные сувенирные лавки Диснея, почтовые, а в наше время – интернетные рассылки сувениров… и, конечно – Диснейленды. Сейчас подобная продукция и мерчандайзинг приносят концерну целых 3,2млрд. долларов в год – причем, без учета тех же собственных магазинов и Диснейлендов. Большой шаг от тех 400 долларов за школьные тетради, не так ли?

К 90 дню рождения своей суперзвезды концерн Диснея также запустил огромную маркетинговую машину – прежде всего, потому, что право собственности на торговую марку «Микки Маус», по американским законам, заканчивается через 5 лет. Музей в Нью-Йорке, двухчасовое гала-шоу на телеканале ABC, гигантская вечеринка одновременно во всех Диснейлендах, сотрудничество с дюжиной культовых дизайнеров моды, более 30 книг по теме – все это лишь отдельные эпизоды этого огромного празднования. «Маленькое и скромное – не в стиле Уолта Диснея», – комментирует праздник «The New York Times». Это правда, но нынешнее празднество в честь Микки, у которого, кстати, в Фейсбуке насчитывается более 1,4 млн. фанатов, перекрыли все, что было раньше.

Компания Диснея должна прилагать титанические усилия, чтобы выдерживать конкуренцию с другими. Популярность новых мультяшных персонажей растет, напеример, той же свинки Пеппи. «Но любой мульт-герой должен еще достичь уровня Микки, он же у нас, как-никак, фигура историческая, – считает Марти Брохштейн из NYT. – А взрослые пока даже важнее детей, потому что именно они в конце концов определяют, на что тратить деньги».

Что ж, вряд ли Микки Маус должен бояться конкурентов. Эта фигура была и останется культом. Сегодня и, вероятно, еще через 100 лет.