МУЗЫКА НА ДВОИХ

Ольга Вайнер. Фото автора. Фото с концерта: Андрей Богданов

s01Марк Шейхет и Елена Портная

В Русском культурном центре с большим успехом прошёл концерт скрипача Марка Шейхета и пианистки Елены Портной «Вкус Франции». Прозвучали произведения французских композиторов – Сезара Франка, Камиля Сен-Санса, Мориса Равеля и Жюля Массне. Камерный зал культурного центра пришёлся по вкусу музыкантам, и они с энтузиазмом поддержали нашу идею – выступить на вечере, посвящённом Игорю Стравинскому. Давайте познакомимся с Марком и Еленой поближе. Имена музыкантов известны в Техасе, они связаны с серией концертов “Musical Bridges Around the World” в Сан-Антонио, где они выступают каждый год как камерный дуэт. Кроме этого, Елена Портная работает концертмейстером в оперной студии HGO, а Марк выступает как солист, свободно путешествуя по миру.

Марк Шейхет родился в Москве, в музыкальной семье, это определило его жизнь. Он музыкант в третьем поколении. Его дедушка играл на скрипке, скрипачи и оба родителя. «Всю жизнь вокруг были одни скрипки. Есть даже фотография, где я, годовалый, сижу на горшке, уже со скрипкой, которая больше меня», – шутит Марк.

s11Его отец посвятил 40 лет служению в оркестре Московской филармонии. Он принимал участие в знаменитой премьере 13 симфонии Д. Шостаковича под управлением К.Кондрашина. «Папа обожает оркестр, – говорит Марк, – он чувствовал себя там в своей стихии. А я, к сожалению, плохо играю в оркестре и, в первую очередь, потому, что очень расстраиваюсь, когда меня не слышно. Просто я не люблю играть «под чужую дудку». Тот факт, что надо играть, не выделяясь, «как все», мне сильно обрезает крылья».

В 1991 году Марк уехал в Америку, учился в Техасе и Калифорнии, но в 95-м снова вернулся в Россию в лоно московской скрипичной школы, где всё ещё остались старые педагоги – редкие «камешки» былого строения. Марк учился у Майи Глизаровой – одной из корифеев Московской педагогической школы. «Я считаю её самым лучшим из ныне живущих педагогов. Я бесконечно благодарен судьбе за то, что мне удалось поучиться у этого замечательного педагога», – признаётся Марк.

Жизнь многих молодых музыкантов часто начинается с победы на международных конкурсах. Марк рассказал, что занимал призовые места на конкурсах, но не считает, что это дало толчок его музыкальной карьере. Музыкант относится к конкурсам как к таковым довольно скептично: «К сожалению, конкурс – это рынок, купля-продажа, в том смысле, что члены жюри торгуются между собой – что кому достанется, потому что каждое выигранное место – это плюс педагогу. В жюри сидят, допустим, двенадцать педагогов, у которых по пять учеников и ещё пять, которые занимаются с ними частно. И все принимаются на конкурс. А премии всего три!

s21Поэтому ехать на конкурс, не имея поддержки жюри, практически невозможно, если ты не гений. У меня чуткая нервная система. Когда я чувствую, что жюри так и ждёт, когда же я сыграю фальшивую ноту, я не могу её не сыграть. А когда в зале сидит слушатель, который пришёл получить удовольствие, я, наоборот, раскрываюсь. Всё-таки, играть на сцене – это большое наслаждение, это наркотик, от которого не могут отказаться многие музыканты».

Марк считает себя классическим музыкантом, хотя иногда участвует в джазовых проектах: «К джазу я отношусь очень хорошо, потому что это, в первую очередь, импровизация. Я не считаю себя профессионалом в джазе, хотя и учился этому одно время и понял, что джаз всё-таки негритянская культура. Чтобы играть настоящий джаз, надо родиться чёрным. Я играю импровизации, но не могу сказать, что это джаз. Тем не менее, я люблю играть в этом стиле. У нас зреет очень интересный проект с пианистом Валерием Гроховским, который делает потрясающей красоты обработки концертов Баха. Он сейчас пишет аранжировку ля минорного концерта. Я жду не дождусь начала репетиций. 5 марта мы должны выступить в Москве, в Светлановском зале Дома Музыки».

Кроме музыки, которая стала профессией, у Марка есть другая страсть в жизни – живопись и скульптура. «Я с детства очень хорошо лепил. Я иногда думаю, что может так случиться, что я стану скульптором, но для этого надо иметь мастерскую. Рисую я давно и в живописи чувствую себя совершенно свободно, поскольку никогда никому не подражал. В отличие от классической музыки, где нужно держаться в определённых рамках и буквально до микроскопического положения пальца следовать традиции, в живописи я рисую, что хочу, подчиняясь своим чувствам и настроениям. Поэтому живопись является большой отдушиной в моей жизни». Посетители Русского культурного центра могут познакомиться с живописными работами Марка Шейхета, его выставка продлится здесь до конца марта.

Но всё же музыка – на первом плане. «Камерная музыка – это потрясающая вещь, когда несколько музыкантов, каждый со своей индивидуальностью, сливаются друг с другом – это фантастическое ощущение. Я обожаю играть со своей женой и считаю, что она прекраснейший, очень чуткий музыкант. Мы хорошо понимаем друг друга и порой можем играть даже без репетиций», – рассказывает Марк.

Марк Шейхет и Елена Портная познакомились во время обучения в Московской консерватории. Сейчас у них растёт дочь Алиса, ей полтора года.

Елена Портная – лауреат нескольких международных конкурсов в России, Польше и Португалии. С 2005 года она принимает участие в музыкальной серии “Musical Bridges Around the World”, выступая как солистка и в составе различных камерных ансамблей. В этом году Елена примкнула к оперной студии хьюстонской Гранд-оперы в качестве концертмейстера. «Мне всегда казалось интересным работать в театре с хорошими певцами и дирижёрами. В этом есть своя специфика: здесь и работа с языками, надо быть наиболее чутким человеком и даже телепатом. Но в целом это всё равно совместное музицирование, очень близкое камерной музыке».
Студия в оперном театре – это ступенька между обучением и профессиональной работой. Молодые концертмейстеры работают, так же как другие оперные пианисты, но у них ещё есть индивидуальные уроки. Оперный концертмейстер занимается с певцами всем, за исключением вокальной техники. То, что называется «opera coach», включает в себя игру на всех репетициях, занятия стилем, произношением и помощь певцу в изучении роли.

Елена участвовала в постановках нескольких опер: «Наиболее интересная опера в этом сезоне была, пожалуй, “Dead Man Walking”. Многим известен фильм, созданный по книге сестры Хелен Преджан с Шоном Пеном и Сьюзан Сарандон в главных ролях. Это реальная история, случившаяся в Луизиане. Оперу написал Джейк Хэгги в 2000 году. Спектакль получился очень сильным. К тому же это была прощальная постановка, в которой пела Фредерика фон Штаде; она в этом году уходит с оперной сцены. Работать было очень интересно, несмотря на тяжёлый сюжет и современный музыкальный язык».

Сейчас Елена работает над «Ариадной на Наксосе» Рихарда Штрауса и «Так поступают все» Моцарта. Последняя будет исполнена не под оркестр, а под рояль и клавесин. Елена будет грать на рояле всю оркестровую партию, а другой концертмейстер – речитативы на клавесине.

От концерта в Русском культурном центре у Марка и Елены самые лучшие впечатления. «Это был совершенно чудесный вечер, – считает Елена. – Я как раз люблю играть в такой обстановке, когда можно посмотреть в глаза своих слушателей, поговорить с ними. Хотя погода была неважная, и народу пришло немного, всё равно от концерта осталось очень приятное впечатление. У нас была небольшая французская программа, которая пришлась публике по душе. Отзывчивая публика и хороший рояль – что ещё надо?»
Марк продолжил: «Моё глубокое убеждение, что призвание быть музыкантом – это как клятва Гиппократа. Только работа музыканта, в отличие от врача, не лечить, а просвещать человеческие души. И он должен, невзирая на то, сколько ему платят, большой зал или маленький, есть ли у него силы или нет – встать и играть. Моё самое большое желание, чтобы люди приходили слушать музыку и получали удовольствие. Я тоже получаю удовольствие от этих концертов. Когда я играю, я превращаюсь в медиума, общаясь с космосом, и трансформирую музыку через себя в зал».

Концерт- вечер Игоря Стравинского с участием Марка Шейхета и Елены Портной состоится 16 мая. В концерте также примет участие маэстро Ханс Граф – неизменный вдохновитель и участник музыкальных серий Русского культурного центра.