ГАЛИНА ХОМЧИК – ОБЫКНОВЕННАЯ И НЕВЕРОЯТНАЯ

Светлана Курганская

kh0Говорят, что в каждой женщине должна быть загадка. Если признать, что появление истинно большого таланта – тайна, доступная только Всевышнему, то Галине Хомчик с избытком хватает загадочности. Ее редкий по силе и красоте голос мгновенно завораживает любую аудиторию, а обаяние делает эту красивую женщину неотразимой.

Прорваться на профессиональную сцену и «раскрутиться» там мечтают многие. Блеск, слава, поклонники … Казалось бы, чего ещё желать?

Особенно когда одарённость не вызывает сомнений. Когда четырёхлетняя Галочка Мартынова в полный голос спела ” Эй, моряк, ты слишком долго плавал”, то у её отца, профессионального журналиста, работавшего в Агенстве печати “Новости” сомнений не осталось – дочь должна получить музыкальное образование. И подросшая Галя поступила а школу – семилетку им. Гнесиных. Неизвесто доставляли ли ей удовольствие уроки игры на фортепиано и пение в хоре, но музыкальную школу Галя окончила успешно. Даже более чем… Далеко не каждой выпускнице вместе с докумен тами об окончании школы представители таких организаций, как Москонцерт и Росконцерт, делают предложение поступить к ним на постоянную работу. Выступления с концертными бригадами за годы учебы сделали свое дело – юную певицу заметили. Но тут впервые проявился характер Галины. Позже, вспоминая это время, Галина говорила:” Я подумала, что если уйду в Росконцерт, то придется подчиняться требованиям руководства. ‘ Куда-то ехать и что-то петь людям, которым, может быть, это не нужно. Меня такая ситуация совершенно не устраивала, и я решила: пусть это будет моим хобби, но я буду петь с удовольствием и постараюсь, чтобы люди от этого тоже получали удовольствие”. Такое решение не обещало лёгких путей в жизни, и трудности не замедлили появиться. Преподаватели, принимавшие экзамены на филологический факультет МГУ, будущую знаменитость не разглядели и в студенты не приняли. Не удалось поступить на дневное отделение и на следующий год. Впрочем, вечернее отделение филфака МГУ все же раскрыло Гале Мартыновой свои двери. Следующие два года легко может себе представить любой вечерник. Днём – работа секретарем – стенографисткой, позже – лаборанткой, выдающей студентам методички на кафедре, вечером – учеба. Но у других вечерников не было концертов. У неё – были. Площадки для выступлений и зрители всегда находились. Когда Галина перешла на третий курс, деканат посетила светлая мысль: талант нужно использовать на благо факультета. Артисты, как и спортсмены, в МГУ тоже ценились. Справедливости ради нужно добавить, что и училась Галина хорошо, поэтому предложение перейти на дневное отделение было логичным и только защитой чести факультета на студвеснах не объяснялось. А концерты шли своим чередом Определялись любимые авторы: Булат Окуджава, Вера Матвеева Михаил Щербаков, Елена Казанцева, Сергей Никитин… Само собой пришло лауреатство на разных фестивалях. В 1983 году – победа на Московском фестивале, в 1986 году – на I Всесоюзном фестивале в Саратове, в 1987 – на Грушинском. К этому времени Галя Мартынова уже встретила молодого адвоката, за которого вышла замуж, и обрела фамилию, которая и получила всемирную известность – Хомчик . Но к моменту окончания вуза до глобальной славы было ещё далеко. Галя, как все советские студенты, получила распределение на работу. Жребием оказалась переча на телевидении “Для изучающих русский язык”. Но, как часто бывало, место ещё было занято, последовали бесконечные “Приходите завтра”, и когда у молодого специалиста грозил прерваться стаж, ей предложили место в отделе, готовившем сюжеты для зарубежных телевизионных агентств. Именно в этом отделе чуть позже зародились, готовились и проводились знаменитые телемосты. Школа для молодой журналистки оказалась исключительная. Чем только не приходилось заниматься: от работы с осветительной аппаратурой до режиссерского пульта. Это было действительно интересно, и работа приносила удовлетворение. Телемосты были нужны зрителям, их ждали. Когда время телемостов кончилось, Галина с коллегами готовить программы о нашей стране для показа за рубежом. Журналисты сами придумыва ли темы, сами писали тексты, сами снимали. Все кончилось после распада СССР и его Гостелерадио. Отдел, в котором работала Галина, стал международной службой телевизионного технического центра – так называется сегодня техническая часть “Останкино”. Но зарубежным компаниям уже не нужна помощь в подготовке передач о нашей стране: справляются сами. Поэтому Галина, как многие, бралась за «подработки». Некоторые дети до сих пор помнят очень милую детскую программу на СТС , которую несколько лет назад готовила и вела Галина Хомчик. При этом, разумеется, Галина не могла пройти мимо темы, в которой она стала профессионалом – темы авторской песни. К началу 90-х годов Галина Хомчик уже входила в десятку лучших бардов России. Набирала обороты концертная деятельность, её приглашали не только готовить телепередачи , но и принимать в них участие. Одной из первых таких передач стала “Семьнот в тишине” на “втором” канале, позже – “Полет над гнездом глухаря” “Доброе утро” и другие. В последние годы запись на телевидении стала одним из атрибутов ее гастрольных поездок, так же как и интервью местным журналистам. Сама Галина Хомчик в качестве автора и режиссера сняла более восьми передач рубрики «Я вам спою» – об Олеге Митяеве, Алексее Иващенко и Георгии Васильеве, Вадиме и Валерии Мищуках, Елене Казанцевой и других бардах. Работу на телевидении Галина по-прежнему считает своей основной, хотя по количеству концертов и по тому, что они, а не телевидение, её кормят, Галина вправе называть себя профессиональной певицей. Тем более что ей подвластно все: от незатейливой песенки Ады Якушевой “Ты – мое дыхание” до Besa me mucho на испанском и “Колыбельной” Гершвина из оперы “Порги и Бесс” на английском языке. Исполнение Галины настолько точно и артистично, а голос звучит так свободно и в таком диапазоне, что рядом с ней многие наши эстрадные звезды кажутся не более чем сельской самодеятельностью. Класс певицы оценили и за рубежом. Начиная с 1982 года Галину Хомчик приглашают на гастроли во многие страны. С успехом прошли ее выступления в Финляндии, Германии, Франции, Израиле, США, Австралии. А при этом у Галины идет еще и обычная будничная жизнь. Растет сын, на которого маме часто не хватает времени. Темп жизни – чудовищный. Утром ни свет ни заря подъем, приготовление завтрака для членов семьи, работа, запись на радио или телевидении, поездка домой за гитарой( а в Москве это огромные расстояния ), вечерний концерт. Бывает, хватает времени только на бегу поинтересоваться у сына: Ты уроки то сделал?» и услышать: «Сделал, сделал!». А вечером после концерта с радостью увидеть, что в качестве колыбельной сын выбрал себе “Песни нашего века”, в организации записи Галина принимала самое непосредственное участие. Впрочем, музыкальные пристрастия сына бардами далеко не ограничиваются и по поводу некоторых “шедевров” современной эстрады прославленной маме приходится проводить довольно тщательный анализ, чтобы в мягкой и ненавязчивой форме объяснить их полную музыкальную и литературную бездарность. А наследника пока больше, чем вся музыка и поэзия, интересуют компьютеры, как, наверное, большинство его сверстников. Но разве думаешь обо всей этой напряженной и хлопотной жизни той стройной блондинки с лучистыми глазами, которая поднимается на сцену, чтобы магией своего голоса и заставить забыть все печали и одарить всех своим теплом?

Встречайте : Галина Хомчик !


А вот что говорят о Галине сами авторы:

А. Городницкий

Быть исполнителем авторских песен – задача чрезвычайно трудная, почти невыполнимая. Для этого мало обладать хорошим голосом, актерским талантом, сценическим обаянием. Это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. Достаточно вспомнить, как именитые и талантливые эстрадные артисты поют песни Высоцкого, от которого там мало что остается.

Главное же, и это почти никому не удается, понять, прочувствовать и донести до аудитории тонкую, как мазок акварели, доверительную и задушевную авторскую интонацию. Для этого, в свою очередь, надо обладать хорошим литературным вкусом, который тоже своего рода талант весьма редкий.

Галина Хомчик как раз и представляет собой уникальное воплощение всех этих талантов. Именно поэтому ее завораживающее пение, создающее светлое силовое поле поэзии и музыки, сочетающееся с ее обаятельным обликом, так притягивает зрителей. Строгая академическая манера исполнения. Никакого заискивания перед аудиторией. Любовное бережное отношение к звучащей поэзии, миссионером которой она выступает. Все это на фоне нынешних развязных и приплясывающих эстрадных артистов производит впечатление луча света в темном эстрадном царстве.

На самом деле никто не поет лучше, чем сам автор. Помню, много лет назад я впервые услышал песни Новеллы Матвеевой в прекрасном исполнении Киры Смирновой. Но после того как я услышал саму Новеллу Матвееву с ее далеко не вокальным голосом, я уже Киру Смирнову слушать не мог. К сожалению, авторы смертны. И чтобы донести до живущих неповторимую интонацию замечательных песен Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Евгения Клячкина, Веры Матвеевой, нужны такие удивительные исполнители как Галина Хомчик, которой, по моему глубокому убеждению, нет равных в этом жанре.

Юлий Ким

Галин голос ни с чьим не перепутаешь. Не знаю, сопрано это или контральто, только слышу глубокий грудной звук и в нем – постоянную улыбку, светлую или грустную. И в поэзии Булата улыбка эта есть. И поэтому они так органично сливаются – его интонация и её пение. Век бы слушал.

Сергей Никитин

В Галине Хомчик, на мой взгляд, абсолютно естественно сочетаются такие, казалось бы, разные качества: музыкальная одаренность, замечательный голос и в то же время удивительная скромность и демократичность.
В среде авторской песни её давно считают своей.

И в то же время не замечают, что Галина – профессиональная певица с очень широким диапазоном возможностей. К тому же университетское образование и знание иностранных языков, как говорится, уже не спрячешь.

И хотя на этом диске представлены песни разных жанров, есть нечто объединяющее их: благородство и тепло человеческой души.


Выступление Галины Хомчик в Хьюстоне 22 мая в 6:30 вечера в русском культурном центре «Наш Техас».