22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Марк Зальцберг

(продолжение, начало в #291 от 3 июня)

pЗаря победы

Итак, наступление, начатое Сталиным в мае 1942 года без достаточной подготовки, вопреки мнению командующих фронтами и начальника генштаба, быстро привело к очередной катастрофе. Был потерян ряд крупных украинских городов, убито, ранено и попало в плен около 800 тысяч воинов. В июле началось великое Сталинградское сражение. Выход немцев к Волге грозил самому существованию СССР. Если бы противник форсировал реку, то доставка с юга по Волге продовольствия и бакинской нефти была бы прервана с катастрофическими последствиями. По Волге шли также товары и оружие из Англии через Персию и Каспийское море.

На Южном фронте немцы вышли к предгорьям Кавказа, захватили нефтяные месторождения Майкопа, Керченский полуостров и Крым. Был потерян Донбасс и незахваченные в 1941 году районы Украины. Всего в занятых немцами в 1941- 1942 годах районах до войны проживало около 70 миллионов человек. Там выращивали 2/3 зерна и производили большинство продуктов питания. Донбасс был важнейшим производителем угля, а также стали, хрома, марганца, никеля и множества химических продуктов, крайне необходимых для войны. Оставалась одна надежда на Урал и Сибирь, где работали миллионы узников сталинских концлагерей. Чтобы не допустить форсирования Волги, Сталинград надо было удержать любой ценой!

13 сентября немцы начали штурм города! Он длился два месяца. Город был разрушен полностью. В октябре в этих развалинах начались ожесточенные уличные бои. Со стороны правого берега Волги город был окружен гитлеровцами, и только через реку под непрерывным обстрелом и бомбежкой окруженной в Сталинграде 62-й армии доставлялись люди, боеприпасы, продовольствие. Командующий 62-й армией генерал-лейтенант Чуйков, находясь в окруженном городе, так организовал оборону, что взять город немцы так и не смогли. Дрались за каждый дом, за каждый этаж. Бывало, что один этаж занимали немцы а другой красноармейцы.

В боях за Сталинград участвовало 250 тысяч немецких солдат и офицеров. Такое же количество союзников Германии из Румынии, Венгрии и Италии. Это была прекрасно вооруженная, превосходно обученная, боеспособная армия. Ею командовал блестящий военный – фельдмаршал Паулюс. Весь мир следил за боями. Решалась судьба всей войны! Судьба СССР! Сталинград держался.

В случае Сталинграда советское верховное командование поступило грамотно и мудро. Командующим важнейшим Донским фронтом и руководителем всей сталинградской операции был назначен выдающийся полководец Второй мировой войны, тогда генерал-полковник, Рокоссовский (напомню, что к Сталинграду с Запада подходит излучина Дона). За Волгой были также накоплены во время тяжелейших боев в Сталинграде необходимые резервы, в несколько раз превышавшие возможности окруженных к началу декабря немцев с их союзниками. 18 ноября 1942 года началось наступление Красной Армии. По замыслу Рокоссовского, наступление шло со стороны Донского и Сталинградского фронтов (последним командовал генерал-полковник Еременко). Бои шли почти три месяца! Немцы стойко сопротивлялись.

Но в декабре немецкая армия попала в «котел», а 31 января 1943 года все было кончено. 90 тысяч уцелевших солдат и офицеров сдались. Черчилль в телеграмме Сталину назвал эту победу беспримерной и вызывающей восхищение всего мира.

Сталинградская победа было поворотным пунктом Второй мировой войны. Немецкие политики и генералы поняли,что все потеряно. Министр военной промышленности Германии того времени Шпеер писал в своих мемуарах, что некоторые сомнения в победе, возникшие у него после подмосковного отступления, перешли в чувство безнадежности после сталинградского разгрома. Это понял даже Гитлер. А Геринг с тех пор уже не просыхал от алкоголя и морфия до самого Нюрнбергского процесса. Возместить такие потери Германия не могла. Ее экономика, промышленность и ее людские резервы соревноваться с СССР и его союзниками уже были не в состоянии!

В конечном счете исход войны между большими по территории государствами решается в тылу. Сколько бы мы справедливо не обвиняли Сталина и коммунистов в ошибках и многочисленных преступлениях, мы все время забываем, что целью Сталина и компартии было строительство коммунизма. Никакими иными методами коммунизма не построишь, он весь основан на насилии. И насильственная коллективизация привела к изобилию свободной рабочей силы в стране, к наличию миллионов бесплатных рабов, а сталинские пятилетки и выкачивание из народа всех его ресурсов позволили создать к 1940 году мощную тяжелую и военную промышленность в Европейской части, на Урале и в Сибири. Купленное за золото на Западе промышленное оборудование было самым современным и производительным. Война была бы проиграна, если бы у СССР не было этих предприятий. Мне часто возражают,что не задайся Россия целью строить коммунизм, может быть, обошлись без коллективизации, без голода и пятилеток, и даже войны могло бы не быть. Возможно и так.

Но война началась! В СССР был социалистический строй, и из этого надо исходить. Высшее образование в СССР было бесплатным и самым доступным из всех жизненных благ. В течение всего лишь 20 лет СССР так обеспечил себя кадрами ученых, инженеров, техников и врачей, что всю войну страна не испытывала недостатка в них. Без этого войн не выигрывают! Тот же Шпеер писал, что был поражен, посетив Днепропетровск, невиданным для любого немецкого города количеством высших технических учебных заведений и техникумов.

И еще один вопрос, который до сих пор беспокоит гуманитарную интеллигенцию и рассуждающих о войне неуниверситетских людей. Как относиться к бомбежкам «мирных» городов с гражданским населением? Гуманно ли это? Для людей, знающих войну – это дилетантский и праздный вопрос. Война сама по себе суть чудовищное, аморальное и античеловеческое дело! Мирных городов в войне не бывает! Я вспоминаю «мирное» К.Б. моего «гражданского» отца и его Танкоград. Они стоили многих армий на фронте! Армии восстанавливались. Убитых талантливых и опытных инженеров и рабочих взять было негде! Танки, сталь, резина, самолеты и продовольствие, медикаменты и автомобили решают исход любой войны. Кому нужен самолет без резиновых покрышек? Что будет делать солдат без пищи, или сапог? Все это делают «мирные» люди. И они же завтра могут стать солдатами!

Союзная авиация к концу 1944 года дотла разрушила 80 крупных немецких городов. Это сильно приблизило конец Германии, а Гитлера с его штабом уже в начале 1944 года навсегда загнало под землю в бункер на 10- метровую глубину. Шпеер писал, что все это время до конца войны генштаб и Гитлер провели, как в тюрьме, в крошечных помещениях, без свежего воздуха, солнечного света и связи с реальностью, что очень сказывалось на их психическом состоянии и работоспособности. Цитирую Шпеера: «Ежедневно в 1944 году 4100 четырехмоторных бомбардировщиков сбрасывали на города Германии 35 тысяч тонн бомб. Комментарии излишни». Согласимся со Шпеером! Он был высокообразованным и очень талантливым министром. С 1942 по 1944 год он увеличил производительность оборонной промышленности Германии втрое. Умело защищаясь на Нюрнбергском процессе, он получил вместо петли 20 лет тюрьмы, где написал бесценные для нас мемуары.

В январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, и город перестал умирать от голода. До этого он снабжался только через Ладожское озеро. После Сталинграда немцы попытались перехватить инициативу в войне с СССР на Курской дуге. Это удивительно, потому что к тому времени немцы вели уже серьезную войну на два фронта. Одновременно со сталинградским сражением армия фельдмаршала Роммеля, рвавшаяся к Суэцкому каналу в Северной Африке летом 1943 года, была полностью разгромлена английскими войсками под Эль-Аламейном. Были уничтожены и пленены 250 тысяч солдат и офицеров. Поистине сталинградский масштаб! А в Алжире еще в 1941-42 годах наши союзники тоже сильно потрепали немцев. На советском фронте положение стабилизировалось, и противники готовились к летней кампании.

После Сталинграда в районе городов Орел-Курск-Белгород советские войска глубоко вклинились в позиции противника. Форма этого вклинения походила на гигантскую дугу. Немецкое командование решило устроить там советским войскам классический «котел». Для этого следовало прорвать оборону Красной Армии с двух противоположных сторон у основания этой дуги и замкнуть кольцо. До сих пор это немцам легко удавалось, т.к. тактическое мастерство их командиров и выучка солдат значительно превосходили наши. Однако наши командиры уже кое-чему научились, да и Сталин в решения Генштаба и командующих фронтами столь неразумно как прежде не вмешивался. 15 апреля Гитлер подписал приказ о наступлении в этом районе «как только позволит погода». Он придавал этой операции, названной «Цитадель», решающее значение.

Центральным фронтом, оборонявшим южную часть Курской дуги, командовал Рокоссовский. Он же был назначен руководителем всей операции. Брянским фронтом, прикрывавшим северную часть, командовал Ватутин. Советское командование предвидело наступление противника в этом районе и начало деятельно к нему готовиться. В такой ситуации самое главное – определить в каких местах противник пойдет на прорыв. И Рокоссовскому это удалось! Фронт длиной в 200 км невозможно прикрыть равномерно на всем протяжении. Получится тонкая нитка войск, которую очень легко прорвать концентрированными ударами в определенном месте. Искусство обороняющихся состоит в том, чтобы понять, где противник нанесет главный удар, и там расположить наибольшее количество войск, создать узлы обороны на очень большой глубине, грамотно расставить противотанковые силы, заминировать опасные участки.

Сражение началось 5 июля 1943 года. Непостижимо, как при тяжелых потерях, понесенных под Москвой и Сталинградом, а также в Африке, немцам удалось собрать под Курском почти миллионную армию с тремя с половиной тысячами танков и соответствующим количеством самолетов и орудий. И это была только часть их 5,5 миллионной армии, которая все еще держала в руках всю Европу и часть СССР. Советские войска собрали в этом районе силы в полтора-два раза превышающие силы противника и правильно их распределили. Курское сражение явилось классическим примером грамотной обороны и не менее грамотного контрнаступления. После двух недель невиданно напряженных боев Гитлер приказал отступать. Потери обеих сторон были ужасающими: более 3-х тысяч танков и около 300 тысяч солдат и офицеров было убито или ранено. Блестящая победа, но как писал Рокоссовский: «А если бы мне не мешал генштаб…», читай Сталин! Но несмотря на это, наступление Красной Армии продолжалось.

В это же время англо-американские войска высадились в Сицилии, а затем и на юге Италии, и Гитлеру пришлось снять с советского фронта и отправить туда 25 дивизий (около 300 тысяч человек), что мало ему помогло. В Италии началось восстание, прогерманское правительство было свергнуто, а итальянский диктатор и основатель фашизма Муссолини – арестован. Италия разорвала союз с Германией. Немцам пришлось оккупировать Северную Италию, еще не занятую нашими союзниками, постоянно держать там большие контингенты войск и вызволять Муссолини из-под ареста. А наши союзники начали наступление на север Италии, отвлекая туда с советского фронта значительные силы немцев и нанося им существенные потери.

Второй фронт был открыт не 6 июня 1944 года десантом в Бретани, как нас учила советская пропаганда, принижая роль Англии и Америки в войне. Он открылся в Африке в 1941-43 годах, бомбардировками Германии с 1942 года, и гигантской битвой с двумя сотнями немецких подводных лодок в Северной Атлантике – дороге, по которой из Америки снабжались СССР и Англия. Об итальянском фронте в 1943 году сказано выше. В Курской битве участвовали американские и английские танки и самолеты, и их можно увидеть на фотографиях в фолианте «Великая Отечественная», изданном в Москве в1984 году.

Продолжение следует.