СКИПИДАР БОЖИЙ

Михаил Болотовский

Однажды, представьте себе, самый человечный в мире человек Владимир Ильич Ленин действительно сделал очень доброе дело. Он отпустил своего лечащего врача, доктора Залманова в Европу – набираться опыта. В результате мир получил одного из самых ярких и успешных натуропатов двадцатого века, чьи труды сейчас активно изучаются медиками всех стран. Спасибо, Владимир Ильич!

Абрам Соломонович Залманов – знаменитый доктор, который многие европейские газеты нынче с пафосом называют Гиппократом 20 века, родился 20 июня 1875 года в белорусском городе Гомеле. С детских лет страстно мечтал стать врачом. Окончив гимназию с золотой медалью, он с легкостью поступил в Московский университет на медицинский факультет. Чтобы оплачивать учебу, работал контролером в поездах, мастером на стройках, судебным хроникером и даже написал несколько любительских пьес. Но на четвертом курсе решил уйти, поскольку был чрезвычайно недоволен преподаванием основных дисциплин. Дело в том, что кумир студентов того времени великий физиолог Иван Сеченов сам уже не преподавал, а больше работал в своей лаборатории. А лекции читал его заместитель, который вместо физиологии развлекал студентов сальными шутками и прибаутками. Залманов перешел на первый курс юридического факультета, а одновременно посещал лекции по сравнительному языкознанию и по русской и общей истории, которые читал знаменитый Ключевский. И еще очень некстати заразился революционными идеями.

В 1899 году Залманов был арестован как один из организаторов всероссийской студенческой забастовки, а вслед за этим исключен из университета. После этого дорога к высшему образованию в России была для него прочно закрыта. Залманов уехал в Германию, в Гейдельберг. Здесь он окончил медицинский факультет с дипломом доктора медицины. Сначала был ассистентом крупнейшего невропатолога профессора Эрба, затем заведовал отделением больницы. В это время он посещает многие знаменитые европейские клиники и институты, близко знакомится с крупными специалистами в разных областях медицины. В 1903 году А.С. Залманов получил итальянский диплом доктора медицины, а в 1907 году избран экстраординарным членом Королевской медицинской академии.

Забавный факт: в перерывах между медицинской практикой неутомимый Залманов активно путешествовал и осваивал другие профессии – просто из любопытства. Был рыбаком, юридическим репортером в газете, мастером на строительстве и даже немного поработал чистильщиком обуви. Очень любил пошутить: сочинял пародии, наряжался арабом – предсказателем судьбы и выступал на городских улицах.

В итоге он получил прекрасное место – директора курортной лечебницы в Нерви на берегу Генуэзского залива. Живи, работай да радуйся! К нему приезжали лечиться Плеханов, Роза Люксембург, Клара Цеткин, выжившие матросы с «Потемкина». Но как только началась Первая мировая война, Залманов немедленно оставил свою тихую гавань и уже через десять дней был на фронте под Белостоком. Ему присвоили чин генерала медицинской службы и назначили на должность начальника пяти санитарных поездов. Он оперировал раненых, сам был ранен и награжден медалью. Потом в Москве был главным врачом солдатских госпиталей на Миусах и Пресне. С 1916 года Залманов вместе с профессором Сысиным редактирует ежемесячный медицинский журнал, посвященный клиническим наблюдениям над десятками тысяч раненых бойцов.

После Октябрьской революции, в 1918 году, Ленин назначил Залманова начальником Главного курортного управления, председателем Государственной комиссии по борьбе с туберкулезом. Благодаря стараниям доктора был принят закон, запрещающий строительство заводов ближе 15 км от городов. И в этом же году Залманов становится личным врачом Ленина и Крупской. Ему выдают пропуск в Кремль в любое время дня и ночи. Вскоре он становится для своих пациентов не просто лечащим врачом – почти членом семьи. «Даже не знаю, чем я заслужил к себе такое отношение, – вспоминал потом Залманов. – Я ведь обыкновенный врач». А пациенты ему попались очень трудные. «В доме у них не было лифта, – писал в своих письмах Залманов. – Надежда Константиновна страдала базедовой болезнью. Сердце было расширено, и мне стоило больших трудов настоять, чтобы был сооружен подъемник, так как подниматься на третий этаж ей было очень трудно. С трудом удалось мне отвезти Крупскую на один-единственный месяц в детскую санаторию в Сокольниках. Изредка после долгих напоминаний удавалось мне уговорить Ленина покататься в открытом автомобиле. Пациент он был на редкость непослушный. Оба они – и Ленин, и Крупская – были не в состоянии долго лечиться…»

Напомню, что Ленину было поставлено три диагноза: неврастения, хроническое отравление свинцом – в его теле остались две пули, и сифилис мозга. Ленин прошел интенсивный курс лечения препаратами мышьяка, соединений йода и ртути. Результатом стало отравление печени и почек. А все три диагноза, как впоследствии выяснилось, оказались ошибочными.

Наблюдая результаты такого лечения, Залманов пришел к выводу, что химические препараты слишком грубо вмешиваются в работу организма, мешая ему самостоятельно справляться с истинной причиной болезни. Он понял, что лечение должно опираться на собственные силы организма, по возможности без тяжелых медикаментов. Изложил Ленину свою теорию, тот согласился – но состояние вождя мирового пролетариата было уже очень тяжелым. Кстати сказать, одними медицинскими темами их общение не заканчивалось. Ленин очень любил поговорить с Залмановым о грядущем страны, о советских курортах, где будут отдыхать и лечиться миллионы трудящихся. А в 1921 году Залманов однажды самокритично пожаловался Ленину на несовершенство своих знаний. Реакция была мгновенной: а если дать вам возможность выехать за границу? И уже назавтра Залманов получил паспорт, деньги на дорогу и место в дипломатическом вагоне.

Вернуться ему так и не пришлось – после смерти Ленина это было очень опасно. И Залманов остался в Европе. Поскольку он свободно владел пятью языками, то вскоре прочел массу медицинских трудов, работал в самых разных европейских клиниках. Причем нигде не оставался больше трех месяцев: изучил методику – и поехал дальше. В Берлине он занимался широкой и интенсивной клинической практикой и одновременно работал в патологоанатомическом институте и институтах коллоидной химии и физиологии. Учился водолечению у знаменитого доктора Кнейпа, профессоров Эрба, Валинского, докторов Винтерница и Швенингера. Ключевая идея его поисков: как вылечить не отдельный орган, а весь организм, натуральными природными методами, без лекарств, которые так часто оказывают побочное действие. Залманов очень увлекся работой датского физиолога Крога, лауреата Нобелевской премии, посвященной жизнедеятельности капилляров. Он решил основательно изучить процессы капиллярного кровообращения и клеточного обмена веществ. И через несколько лет создал свою теорию.

Живя во Франции, Залманов помимо врачебной практики написал три книги: «Секреты и мудрость тела» (1958), «Чудо жизни» (1960) и «Тысячи путей к выздоровлению» (1965), которые были изданы на французском и немецком языках. В этих книгах он изложил результаты своего многолетнего опыта лечения множества хронических заболеваний, теоретической основой которого являлась идея о важнейшей роли капиллярной системы в развитии болезней. Его система сразу стала очень популярной в Европе и до сих пор абсолютно не утратила своей актуальности.

Законный вопрос, который, подозреваю, интересует многих. А болел ли сам доктор Залманов? Да, болел, причем тяжело. Но проявлял при этом потрясающую силу духа и способность к самовосстановлению. В молодости он в течение семи лет страдал туберкулезом легких в открытой форме и в итоге вылечил себя сам. В 1914 году перенес тиф. В 1940 году попал в больницу с инфарктом, но уже через 10 дней приступил к работе. В 79 лет у Залманова произошло кровоизлияние в мозг, он двенадцать дней провел в коме, но выжил и снова приступил к работе. Умер Залманов в 1965 году в Париже в возрасте 90 лет и работал до последней минуты: писал статьи, консультировал, руководил своими многочисленными клиниками.

В 1972 году жена и сын Залманова, выполняя его волю, обратились в Военно- медицинскую академию СССР с просьбой принять в дар архив и библиотеку знаменитого врача. Решения пришлось ждать не так уж долго по советским меркам: всего семь лет. Исход дела решило желание Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС получить документы, подписанные Лениным: удостоверение Залманова и его пропуск в Кремль. Архив прибыл из Парижа в Москву: сначала в Институт марксизма-ленинизма, а затем – в Военно-медицинскую академию, где вскоре был создан музей Залманова. Кстати, Залманов так и сохранил советское гражданство, паспорт не менял и считал себя гражданином СССР. И, как ярый антитаблеточник, был убежденным противником того, чтобы нашу страну использовали для «глобального фармакологического слива».

Залманов создал уникальный метод лечения, который назвал капилляротерапией. «Здоровье человека определяется здоровьем его капилляров», – писал доктор. Он считал, что капилляры – это наши главные защитники в борьбе со старостью. По его мнению, основная причина старения – это клеточный склероз, когда клетки начинают медленно размножаться и дряхлеть. А причина – недостаточность капиллярного орошения в организме. Залманов доказал: стоит улучшить работу капилляров – и начинается омоложение организма. Это главная его идея. Но как это сделать?

Залманов разработал целебные ванны, с добавлением особой эмульсии, белой и желтой, сделанной из живичного скипидара. Они открывают закрытые капилляры и восстанавливают их снабжение кровью. Клетки снова начинают получать достаточно кислорода и питательных веществ.

Двести пациентов первой клиники Залманова, открытой в Париже, пройдя курс лечения, помолодели и телом, и душой, а всем им было больше семидесяти лет! Европейские газеты наперебой писали о новом чрезвычайно эффективном методе омоложения, который открыл русский доктор. А вот что говорил сам Залманов в книге «Тайная мудрость человеческого организма»: «Нарушения физиологии капилляров настолько распространены, что их следует считать не второстепенным явлением, а, напротив, одним из основных элементов органических нарушений у больного, какова бы ни была болезнь. Открывайте же закупоренные капилляры у каждого больного. Восстановите проходимость протоков – организм сам довершит остальное».

Методом Залманова очень заинтересовался тогдашний министр здравоохранения Франции – и вскоре стал его страстным поклонником. И началось! Видные политики, члены королевских семей, знаменитые актеры – все бросились к Залманову! Очередь, чтобы попасть к нему, составляла два года. По его методу стали лечить больных в лучших санаториях Италии, Франции, Швейцарии. Кстати, и вожди Третьего рейха активно принимали залмановские ванны, желая омолодиться – несмотря на то что автора метода звали Абрам Соломонович. А вот в СССР с залмановскими ваннами вышел конфуз. Сначала их пытались внедрить в кремлевских клиниках – ведь многие видные партийцы очень заботились о своем долголетии. А потом один из крупных начальников, не выполнив инструкцию по применению, обжег себе интимные места и пришел в неописуемую ярость. Применять ванны тут же перестали.

Залманов много раз повторял: нет болезней какого-то одного органа. Болен всегда человек в целом, поэтому воздействовать на организм нужно целостно. Это и делает капилляротерапия. Стоит только вдуматься: общая длина капил¬ляров у здорового человека равна 100000 км, длина почечных капилляров 60 км, поверхность капиллярного эндотелия 6000 кв. м, а поверхность легочных альве¬ол – почти 8000 кв. м. Перечитайте эту скучную фразу трижды и вы поймете, насколько важна роль капилляров для нашего здоровья.

Залманов был убежден, что мощь человеческого организма и его способность к самовосстановлению неисчерпаема. Нужно только создать для этого условия – и человек может прожить до ста лет, оставаясь молодым и энергичным.

И белые, и желтые скипидарные ванны Залманова действуют по одному принципу: открывают закрытые капилляры, увеличивают приток кислорода, глюкозы и других питательных веществ, улучшают циркуляцию крови в венах, удаляют токсины и метаболиты из клеток, межклеточных жидкостей и крови, стимулируют процессы саморегуляции и систему иммунитета. Скипидарные ванны являются универсальным, очень эффективным, безвредным и безопасным, при правильном пользовании, методом лечения – ими можно лечить взрослых людей, стариков и детей всех возрастов. А круг заболеваний, при которых они помогают, очень широк. Это и сердечно-сосудистые болезни: ишемическая болезнь сердца, сердечные аритмии, артериосклероз сосудов; гипертония, стенокардия. Это желудочные болезни: гастрит, колит, язва желудка, желчно-каменная болезнь, хронический гепатит, панкреатит. Это болезни органов дыхания: бронхит острый и хронический, плеврит, пневмония, трахеит.

А кроме того: ожирение, диабет, импотенция, артриты, болезни нервной системы… Огромный список! Своими открытиями Залманов – уж простите за невольный пафос! – внес колоссальный вклад в развитие натуропатии – то есть лечения без лекарств, натуральными, природными методами. Сейчас в тысячах клиниках и санаториях по всему миру успешно применяются его скипидарные ванны – в том числе, и в Америке, и в России. Было бы желание, а все возможности оздоровиться по Залманову уже есть.