ВАЛЕРИЙ БАЛАЯН ПРОТИВ ТЕЛЕНАРКОЗА

Н.Т.

b0Валерий Балаян – гость 5-го ежегодного техасского фестиваля «Образы России» – занимается неигровым кино, пишет сценарии, снимает фильмы и программы для телевидения – российского, украинского, иногда британского, немецкого и американского. Он является автором сценария более 40 и режиссёром более 60 неигровых теле- и кинофильмов. С 2003 года Балаян преподает кинодраматургию во Всероссийском государственном институте кинематографии (ВГИК) и с 2008 года является собственным корреспондентом Радио «Свобода» в Крыму (Украина). К нам он привозит два своих фильма «Ностальгия по оконному стеклу» и «Любите меня, пожалуйста».

Многие российские фестивали отказывались демонстрировать фильм «Любите меня, пожалуйста» о журналистке «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, убитой вместе с адвокатом Станиславом Маркеловым, опасаясь покушения на зрителей. Так, например, показ в Новосибирске в рамках фестиваля «Профессия журналист» был отменен в связи с провокацией новосибирских неонацистов.

Продюсер фестиваля «Профессия журналист» Игорь Степанов рассказал о причине отмена показа в Москве в Доме журналистов: «В Доме журналистов нет миноискателей, специальной рамки, охраны. У нас на показы бесплатные билеты. В интернете вопят, что мы струсили. А мы просто сознаем ответственность за людей, которых приглашаем. После событий в Новосибирске мы не можем гарантировать их безопасность. Это же самый центр Москвы».

b1Вот что рассказывает о фильме сам автор Валерий Балаян:
– Я бы не сделал это кино, если бы меня друзья не попросили снять прощание с Настей 24 января 2009 года. Не брался за эту тему, материал лежал. Импульсом вернуться к нему стала годовщина смерти. Федеральными каналами событие было проигнорировано. Я полагал, что за год 10 фильмов сделают, не хотел выстраиваться в очередь. Оказалось, никто ничего не снимает. Ни про Стаса, ни про Настю. И я «вернулся»: снял близких друзей Насти, подобрал видеоматериал. Меня поразил безбрежный океан простодушных и откровенных нацистских роликов в интернете. Заплываешь в это море – пропадает горизонт действительности. Этот фильм мне никто не заказывал. Никто за ним не стоит, как многие думают. Я даже называю мою любительскую выходку не фильмом – видеоматериалом. Для меня важно зафиксировать ощущение общества, в котором пребываем. Мы живем в состоянии «летаргического сна под теленаркозом». Сон искусственно поддерживают. Точно, как описали Стругацкие. Живем под башнями-излучателями. Есть единицы зрячих, таких как Стас, Настя, Политковская, Эстемирова. Пытающихся что-то увидеть и рассказать. А никому этого не надо. Напротив, зрячих надо убить, чтобы картину незамутненного сна не нарушали. В детском саду должно быть все тихо. Сказали: «Тихий час»? Спите. Даже неспящие крепко зажмуривают глаза. Кто откроет, попытается пискнуть, того поставим в угол. Или сломаем челюсть, палец оторвем. Все устроено просто.

Это фильм – о трагической судьбе Насти Бабуровой, которая рассказывает на камеру о том, что Путин был ее кумиром, из-за него пошла заниматься самбо. Как знаем, ее это не спасло. Это фильм про русскую девочку, убитую фашистами, теми же, кто хочет убивать кавказцев и евреев. Я не собирался делать ничего скандального. Но иногда надо выкрикнуть, просто потому что это кричащая история.

Юная, талантливая, чувствующая ответственность за страну девочка получает пулю, вот что самое страшное. Ушел и Стас Маркелов, умнейший, озабоченный гуманитарным состоянием общества человек. С их уходом появляются дыры, лакуны, метафизический холод сквозь них свищет.

Коренится заблуждение: «Снова всплеск фашизма!» Никакого всплеска нет, есть определенный градус, которого мы достигли, который поддерживается. Вот почему власти стараются об этом меньше шуметь со своих башен телезомбирования.

Фильм отказываются брать наши фестивали. Я посылал его на «Киношок», «Окно в Европу», документальный смотр «Россия». Даже не ответили. Понимают: не надо нам ваших проблем. Вот отважились правозащитные смотры – и что получили? (Было три маленьких показа, примерно на 30 человек, в Питере, в Сахаровском центре в Москве, в Высшей школе экономики.) Мы живем, уткнувшись в текущее, а глубинные тектонические сдвиги не замечаем. Между тем они происходят.

Что делать? Не знаю. Единственная возможность, – создавать площадки для дискуссий, потому что для начала нужно понять, в какой точке мы находимся. Ведь все взаимосвязано. Проблемы миграции, нормы сосуществования в современном мире. Ведь и в Европе ультраправые рвутся к власти. И Меркель заявляет о крахе мультикультурализма. Проблемы громадные для всей планеты. Но если в Берлине убивают 4 турок, 300000 тысяч выходят на улицы. Уверяю вас, не все турки им нравятся. Просто так ведет себя гражданское общество.

Я сохранил номер «Новой» от 6 октября. Там написано про «коричневый заказ», о том, как власти руководят и манипулируют многими группировками. Они на крючке спецслужб, удобны для демонстрации: смотрите, кто дышит нам в затылок. Сначала они управляемые, ручные. Но, как и все подобные группировки, рано или поздно выходят из-под контроля, начинают жить по собственным правилам. Но наша власть книг не читает. А Бернард Шоу сказал: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков».

Фильм «Ностальгия по оконному стеклу» посвящен философу Мерабу Мамардашвили. Мастер неигрового кино Валерий Балаян сопоставляет видеоряды исторических событий с философскими размышлениями русских историков в радиопередаче 1990 года. В результате зритель становится свидетелем некоторых пророчеств о развитии российского общества последних двадцати лет. Картины прошлого и сегодняшнего дня комментируются русскими мыслителями Михаилом Геллерем, Дмитрием Сеземаном и Мерабом Мамардашвили.

Балаян показывает уникальные кадры: премьера фильма «Покаяние» Абуладзе в Москве 1989 года, дискуссия на Арбате времен перестройки 1987 года, кадры общественных протестов постсоветского периода и правоэкстремистских выступлений в Москве в декабре 2010.

Мераб Мамардашвили приходит к выводу, что система, которая называлась советской, как исторический тип цивилизации не умерла, «…потому что, то что не жило, не может умереть». Как раньше, так и двацать лет спустя актуально дать людям возможность выбора, «…дайте людям вставлять окна».

Фильмы Валерия Балаяна будут показаны в университетах UT в Остине и Арлингтоне и в А&М в Колледж-Стэйшн, а также в Русском культурном центре в Хьюстоне. После каждого показа состоится встреча с Валерием Балаяном.