РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ ХЬЮСТОНА

Подготовила Ася Кавторина

В Хьюстоне русский язык преподается в трех High Schools: Bellaire, Lamar и Furr.

В начале учебного года мы решили рассказать нашим читателям об особенностях программ всех трех школ, а также о том, что нового и интересного готовят своим ученикам преподаватели.

Bellaire High School

Новый учебный год Bellaire High School начала новой программой по русскому языку. Называется она Advanced Placement Program (AP). Эта программа позволит учащимся получить от 15 до 27 кредитных часов по русскому языку, которые засчитываются всеми американскими университетами. Но не в кредитных часах счастье. Важно то, что новая программа дает знания по русскому языку и русской культуре на действительно хорошем университетском уровне.

Программа полностью компьютеризована, и учащиеся будут сдавать тесты в режиме on-line. Заключительный экзамен им предстоит пройти весной. Длиться он будет четыре с половиной часа и будет включать в себя проверку знаний не только по устному и письменному русскому языку, но также и по русской литературе, истории, музыке и науке. Так что учащимся Bellaire High School предстоит напряженная, но увлекательная работа.

Bellaire High School была выбрана одной из пятнадцати школ по всей Америке для старта пилотного курса AP программы во многом благодаря выдающемуся преподавателю русского языка Элизабет Маклендон и успехам ее учеников. Элизабет Маклендон лично принимала участие в разработке этой программы, которая готовилась в течение трех лет Американским комитетом учителей русского языка (ACTR) и финансово поддерживалась грантом Американского департамента по образованию.

Заслуги Элизабет Маклендон на ниве преподавания русского языка и пропаганды российской культуры трудно переоценить. Пространства этой короткой заметки не хватит, чтобы перечислить все ее награды. Вот уже тридцать лет она преподает русский язык, была удостоена звания учитель года, входила в лучшую сотню американских учителей, в десятку самых успешных женщин Хьюстона, а также в 1986 году была одной из пятнадцати американских учителей русского языка, участвовавших в программе международного обмена, инициированной на самом высшем уровне Рейганом и Горбачевым.

Мы надеемся, что успех AP программы в Bellaire окажет должное влияние на расширение изучения русского языка в США.

Furr High School

Рассказывает преподаватель русского языка Анна Левина:

Я работаю в Furr High School третий год. Когда я пришла туда, там преподавали французский, немецкий, испанский, китайский и русский. Через год сократили французский, а в этом году нет и немецкого – HISD урезает бюджет, и в первую очередь, конечно, летят непрофилирующие предметы.

С русским языком картина иная – три года назад я начала заниматься с 50-ю детьми из Magnet program (программа для одаренных детей), а сейчас у меня 112 учеников (как Magnet, так и обычных). Причем в нашей школе нет ни одного русскоговорящего ученика, нет даже и таких, чьи родители хотя бы приехали из России. Однако же – на олимпиаде по русскому языку в прошлом году все 14 участников взяли медали, причем 11 – золотых, 2 – серебряных и 1 – бронза.

С одним из моих золотых медалистов связана весьма драматическая история. Три года назад Хуан Райез потерял мать, она погибла в автомобильной катастрофе. А мы, надо сказать, через наш русский школьный клуб переписываемся с ребятами из России. И у Хуана установился такой тесный, близкий контакт с одной из русских семей из Арзамаса, что он стал называть русскую женщину своей российской мамой. Надо видеть, как пошел вверх его русский язык.

У нас есть Русский клуб. История России, ее культура (литература, музыка, балет), традиции и праздники, русская кухня, русские народные танцы – обычные направления работы клуба. Не могу не сказать добрые слова в адрес Шахисты Тернлей, моей предшественницы, которая все это организовала и передала мне как эстафетную палочку. Не могу не сказать также о наших замечательных учителях русского танца Алене Кочуровой и Оксане Шевчук – женщинах, влюбленных в свое дело, ангельски терпеливых и не жалеющих ни сил, ни времени, даже если это время по контракту уже истекло.

Также хочется рассказать о замечательном энтузиасте и пропагандисте русского языка профессоре University of Texas in Austin Томе Гарзе, с которым наша школа поддерживает тесные дружеские отношения. В прошлом учебном году он устроил для всех изучающих русский язык потрясающиий праздник – Русский день. Университет за свой счет пригласил нас к себе в Остин, где студенты Тома в залах университета устроили прекрасную экспозицию со стендами о России (в самых разных направлениях – от истории национальных меньшинств в России до общества «Матери против войны»), другая секция знакомила с русской кухней (и чего там только не было!), а третья секция, игровая, резалась в городки. Потом был концерт с русскими народными песнями а капелла и танцами (тут уж и мы показали свое мастерство), а закончился день спектаклем Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» – полностью, без единой купюры, сыгранном на русском языке теми же студентами. Это было настолько здорово, что в этом году мы хотим устроить такой праздник у себя в школе.

Lamar High School

На наши вопросы отвечает преподаватель русского языка София Гутман.

– Какова структура программы по русскому языку в Lamar High School?

– В нашей школе русский язык преподается на четырех уровнях, с 9 по 12 класс. Русский язык у нас идет как часть Magnet программы. Преподается язык по программе IB (Международный бакалавриат)

– Что такое Программа Международного Бакалавриата, и какие преимущества она дает учащимся?

– Закончив школу по программе Международного бакалавриата и успешно сдав экзамены, выпускник американской High School получает возможность подавать документы и быть зачисленным в высшие учебные заведения по всему миру. Дело в том, что просто диплом американской High School в Европе, например, не признается.

– В вашей школе русский язык предлагается изучать только учащимся Magnet Program?

– Да. В отличие от Bellaire High School, в которой Magnet Program направлена именно на изучение иностранных языков (все-таки она называется Bellaire Foreign Languages Academy), в нашей школе Magnet Program сориентирована на изучения бизнеса, где иностранные языки выступают одним из важных компонентов программы.

– На какие аспекты вы делаете основной упор в преподавании русского языка?

– Видите ли, поскольку единой программы по русскому языку в Техасе не существует, то каждый преподаватель разрабатывает свою программу самостоятельно. Я стараюсь научить, в основном, разговорному языку, снять психологические барьеры, «развязать язык». По-моему, это самое важное и самое трудное в обучении инистранному языку. Хотя, разумеется, все мы ориентируемся на программу Олимпиады по Русскому языку.

– На последней Олимпиаде, весной этого года, ваши учащиеся выиграли главный приз – поездку в Россию.

– Да. Это были София Мнджоян и Меган Уилсон. София Мнджоян взяла главный приз в конкурсе “Heritage”. Этот конкурс рассчитан на детей, постоянно проживающих в Америке, но для которых русский язык остается родным, так называемым «первым языком». Меган Уилсон, как вы сами понимаете, американка. Для нее русский язык действительно иностранный. Девочки этим летом ездили в Россию, путешествовали по Золотому Кольцу и получили массу новых впечатлений.

– Много ли среди ваших учеников тех, для кого русский язык родной, и на что вы, в основном, ориентируетесь при работе с ними?

– Русскоязычных детей среди моих учеников не мало. Правда, все они приехали в разном возрасте и поэтому владеют языком на разном уровне. В нашей школе при традиционном Русском клубе действует еще и Книжный клуб. Ребята читают самые разные книги – от простых детских сказок до русской классики – и потом мы все вместе обсуждаем прочитанное. Естественно, по-русски.

P.S.

В следующих номерах нашей газеты мы планируем рассказать об опыте изучения русского языка в других городах Техаса.