АМЕРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ И КОМБАЙНЕРША ТОСЯ

Лариса Досталь

r0Современное российское документальное кино очень многообразное – к такому выводу пришли студенты Южного методистского университета (SMU) в Далласе. Пятый год русская кафедра, возглавляемая Татьяной Зимаковой, и Русский клуб организовывают в своих стенах встречи с мэтрами документального российского кино, а также знакомятся с их творчеством.

В рамках Фестиваля документального кино «Образы России», организаторы которого – Русский культурный центре «Наш Техас», мы уже познакомились с кинокритиком и сценаристом Андреем Шемякиным и представленными им фильмами «Заложники будущего» и «Страсти по Шагалу». В непринужденной обстановке студенты SMU пообщались с молодым и талантливым режиссером Аленой Полуниной, а позже посмотрели ее фильм «Революция, которой не было». Много зрителей собрал фильм-воспоминание «Встреча с Андреем Тарковским» Дмитрия Траковского. Огромный интерес вызвал фильм Сергея Мирошниченко «21 год. Рожденные в СССР».

r1В этом году нашей гостьей стала известный документалист Марина Разбежкина с ее первой игровой картиной «Время жатвы». Этот необычный лирический и абсурдный фильм о переходящем красном знамени и о чувашской комбайнерше Тосе в трудное послевоенное время, побывал на многих мировых кинофестивалях и собрал 16 призов.

В пятницу вечером, 28 октября, когда по телевизору транслировали финальный бейсбольный матч Техас – Сент-Луис на звание чемпионов мира, а в городе полным ходом шли хеллоуиновские вечеринки и карнавалы, любители русской культуры собрались в одном из залов университета, чтобы окунуться в мир российского кино.

Уже традиционно самые активные зрители фестиваля – студенты, изучающие русский язык, а также студенты и аспиранты факультетов кино и театра SMU и русскоговорящие жители Далласа.

Всех нас, таких разных и многонациональных зрителей, фильм «Время жатвы» держал в напряжении больше часа. А потом посыпались вопросы к режиссеру и обмен мнениями. Марина Разбежкина была удивлена реакцией молодых американцев на рассказанную ей историю.

Почему, казалось бы, в таком далеком и непонятном, ни уже нашему поколению русскоговорящих зрителей, ни тем более американским студентам, сюжете, мы, зрители, увидели историю своих мам и бабушек, в независимости от страны, где мы выросли? На этот вопрос ответил Брендон Поттер, аспирант факультета театрального искусства SMU: «Pассказанная история, хотя и происходит в советской России, является универсальной. Одержимость работой, забирающей все силы, нередко приводит к опустошению личности, распаду семьи и одиночеству».

А вот другие мнения зрителей фестиваля, собранные Патрицией Бох, студенткой факультета журналистики SMU.

«Фильм снят очень красиво, – говорит студентка Школы бизнеса, Ноелл Алберто. – Он перенес всех нас на много лет назад и показал кусочек реальной жизни. Я думаю, что уникальность картины именно в том, что столь трудный и тяжелый период в жизни показан глазами ребенка, который видит мир во всей его красоте».

Для студентки факультета домедицинского образования, Сары Витекер, этот фильм стал «окном в прошлую жизнь ее семьи, которая переехала в Америку как раз в то время, о котором рассказано в фильме». Об этом же говорит и Аня Харрис: «Фильм Разбежкиной меня очень взволновал и задел за живое. Я слышала, как тяжело работали мои родители в то время, но посмотрев этот фильм, стала лучше понимать их жизнь».

Студент первого курса Мейсон Портер признался, что почти ничего не знает о советском времени: «Этот фильм будет для меня началом изучения русской истории».

По мнению профессора Зимаковой, невероятно выразительный кинематографический язык Марины Разбежкиной помог студентам Далласа, далеким от проблем советской комбайнерши Тоси и привыкшим совсем к другому кино, тщательно и заинтересованно рассмотреть и понять историю ее жизни. Кроме того, этот фильм помог аудитории подвергнуть сомнению некоторые известные стереотипы, связанные с кино, например, о четкой границе между игровым и документальным кино; о том, что новшества в кинематографии сегодня можно достичь исключительно с помощью дорогостоящей техники и компьютерных спецэффектов; о том, что кино может быть интересным только, если играют знаменитые актеры. Режиссер из России заставила усомниться и в целом ряде других «истин», а также показала, как в жизни комедия превращается в трагедию, ударный труд на пользу общества приводит к личной драме, а события советской истории можно описывать, используя всю богатую палитру красок, избегая только черный или белый цвет.

Во время обсуждения Татьянa Зимакова задала вопрос о том, чем отличается школа Разбежкиной от других, и почему многим ее молодым выпускникам, еще не набравшим большого опыта, удается делать интересное кино, о котором много говорят и спорят (например, фильмы Валерии Гай Германики), или кино, которое смело врывается на международные фестивали и удивляет жюри. Марина Разбежкина объяснила, что в школе большой конкурс, но нередко к ним поступают те, кого не приняли в другие программы и институты, так как у нее свои критерии отбора: индивидуальность студентов; то, как они мыслят, а не сколько книжек прочитали; готовы ли они снова «изобретать велосипед»; не давит ли на них груз авторитетов и классиков и т.д.

В конце встречи будущий режиссер и актер, а ныне аспирант SMU Брендон Поттер и его подруга Ардис Кемпбел, режиссер, сказали, что «фильм произвoдит ошеломляющее впечатление. Мир советской деревни 50-х годов, показанный в этом кино, является одновременно мрачно реальным и сказочно красивым. Человек, сумевший сделать такое кино, обладает редким талантом. Хотелось бы поучиться в школе Разбежкиной».