КАК СНИМАЛИ СЕРИАЛ «ЧЕРНОБЫЛЬ» В УКРАИНЕ

На кабельном канале НВО и британском канале Sky Atlantic в начале мая вышел сериал «Чернобыль». Это наиболее детальный рассказ о катастрофе на Чернобыльской атомной элекростанции в формате мини-сериала на канале, где выходит популярный сериал «Игра престолов».

ГДЕ СНИМАЛСЯ СЕРИАЛ

30% съемок проводилось в Украине, остальные – в Литве. В Украине снимали в Припяти, Киеве и на Киевском море.

Всего было около двадцати съемочных дней с участием двух отдельных групп. Режиссер Йохан Ренк возглавлял их работу и на стадии подготовки, и на стадии съемочного процесса. Главные звезды сериала Стеллан Скарсґорд, Джаред Гаррис, Емили Вотсон и Джесси Бакли также приезжали в Украину на съемки.

Понятно, что съемки в зоне отчуждения были ограничены, ведь это опасно для жизни. Кроме того, нельзя было заполучить для этого большую съемочную группу и много оборудования, не говоря уже о том, насколько непростым был процесс согласований с HBO. Но группа благодарна местной власти за то, что им удалось провести там несколько дней. Это очень повлияло на аутентичность сериала. Именно за этим группа и приезжала в Киев.

Поначалу «Чернобыль» хотели снимать исключительно в Литве. Это не секрет: продюсеры выбрали Литву из-за налоговых льгот, которые страны специально делают для съемочных групп. Это часть политики литовского правительства, таким образом они стимулируют большие студии и каналы приезжать к ним. Если иностранная съемочная группа тратит на работу в Литве самое меньшее 43 тысячи евро и это составляет не менее 80% всех затрат на производство продукта, на нее распространяется налоговая скидка в размере 30%. В Украине таких программ нет.

Основатель команды Radioaktive, Дарко Скульский рассказывает: «Мы узнали о проекте на стадии предварительного производства и связалась с представителем НВО. Мы им сказали: «Ребята, давайте работать вместе. Жалко не снимать сериал «Чернобыль» в Украине». Кроме того, мы сразу сформировали ориентировочный перечень площадок, которые бы могли предложить продюсерам. Представители HBO прилетели в Киев два года тому назад, показали нам сценарий, и мы соответственно подготовили предложение. Большую часть съемок уже закрепили за Литвой, но мы смогли предложить площадки, которые по смыслу повышали уровень аутентичности проекта.

Одного советского стиля было недостаточно, в кадре должна была считываться сама советская Украина середины 80-х годов. Поэтому для места съемок мы выбрали улицы Богдана Хмельницкого и Терещенковской, а также Институт гидробиологии

Национальной академии наук Украины на Оболоне, где мы снимали в настоящих лабораториях. Если люди видят здание КМДА на улице Хмельницкого, это помогает эффекту присутствия. Не может быть никаких сомнений – это та самая Украина.

Мы видим, что городские власти в Украине заинтересованы в получении иностранных съемочных групп. Хотим поблагодарить власти Киева, они значительно упростили для нас работу над этим проектом. Знаем, что Виталий Кличко на нескольких встречах объявлял, насколько важен этот проект для города. В конце концов мы привозим в Украину на три месяца иностранную группу из 150 человек, что влияет на город исключительно позитивно – начиная с отелей, ресторанов и такси и до использования украинских трудовых ресурсов. На местном уровне уже есть сведения, что для города это очень хорошо.

Между тем, возможно более важны сведения на государственном уровне. Пока что это менее заметно.

КАК РАБОТАТЬ С КОМАНДОЙ, КОТОРАЯ ВЫПУСКАЕТ «ИГРУ ПРЕСТОЛОВ»

Разумеется, это был новый вызов для нашей команды – мы работали с великим кабельным каналом. Как можно описать процесс работы с НВО? С ними все должно быть по-взрослому. Например, если мы используем во время съемок автомобиль, то он должен быть правильно зарегистрирован, иметь разрешение на перевозку людей. Финансовые аспекты, страхование, оплата труда – все должно быть четко расписано.

Группа Radioaktive существует уже более 20 лет, мы постоянно работаем с профессионалами самого высокого уровня – от Apple до Volkswagen и Audi. Поэтому у нас есть определнная подготовка и мы знаем, какого уровня работы ожидают в Голливуде. В конце концов, когда работаешь с 400 членами массовки под руководством режиссера с опытом в сериалах «Викинги» и «Ходячие мертвецы», ты точно растешь в своей профессии.

Йохан Ренк 

– это режиссер, для которого в первую очередь важна аутентичность. Мы сразу определили с Йоханом, с исполнительным продюссером Крейгом Мазином и художником Люком Халлом, что в этом сериале важно максимально ответственно относиться к деталям.

Для сценариста Крейга Мазина этот проект был мечтой. Он хотел снять «Чернобыль» уже очень давно. Мы обедали с ним в Киеве, и я убедился в том, насколько важно для него было отобразить события катастрофы максимально правдоподобно.

Мы хотели, чтобы каждый стул, каждая чашка и каждый кусок обоев выглядели так, как стул, чашка и обои в СССР 1986 года. С нашей стороны за съемки отвечали исполнительный продюсер и моя партнерша Джейн Яцута и линейный продюсер Татьяна Соколова. Они специалисты с большим опытом, к тому же мы пригласили лучших специалистов по художественной режиссуре в Западной Европе. Поэтому каждая квартира в сериале выглядит так правдоподобно.

Когда мы с коллегами пересматриваем «Чернобыль», кто-нибудь всегда замечает: «Блин, у меня была точно такая же ложка! У меня были точно такие обои!» Каждый может увидеть в сериале свое детство. Наконец это было критически важно, ведь Чернобыль – та тема, которая обозначает Украину в глазах иностранцев. Именно поэтому 21 год тому назад мы назвали нашу компанию Radioaktive.

КАК ПРОХОДИЛИ СЪЕМКИ В КИЕВЕ

Когда мы проводили съемки в центре Киева прошлым летом, нам пришлось одновременно перекрыть Крещатик и улицы Терещенковской и Хмельницкого – это было отдельным вызовом. Но одновременно команда хотела показать Киев середины 80-х максимально правдоподобно. Поэтому у продюсеров были отдельные требования, касающиеся марок автомобилей на улицах, фасона одежды и прочих мелких деталей. Ни одна иномарка не могла попасть в кадр, это бы испортило эффект присутствия. На площадке были отдельные специалисты, отвечавшие за аутентичность костюмов и за соответствие речи тому времени.

Почему такие проекты так важны для нашей команды и Украины в целом? Таким способом можно вывести Украину на мировую арену. На протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем, как меняется отношение к стране. О Radioaktive уже услышали благодаря нескольким громким проектам, но после совместной работы с НВО потенциал будущих совместных проектов намного выше. Мы летим в Лос-Анджелес на встречу с большими игроками, такими как Netflix, Paramount и Universal. Эти гиганты уже слышали о нас, им интересно знать, что тут у нас происходит. А нам важно разъяснить, что может предложить Украина».

Н.Т.