СПЕКТАКЛЬ «НА ОДНОМ ДЫХАНИИ». КАК ЭТО БЫЛО

25 и 26 сентября в Далласе и Хьюстоне соответственно прошел спектакль «На одном дыхании», где играли ивестные российские актеры Александр Дьячено и Алена Ивченко. Залы были практически полными, зрители тепло принимали актеров, благодарили организаторов, но мнения о спектакле разделилились. Кто-то был в полном восторге, другие жаловались на затяннутость, длинные нравоучительные монологи, выпадающие из сюжета. Мы публикуем отзывы людей, непосредственно связанных с театром: руководителя детского театра «Радость» в Хьюстоне Людмилы Вайнер и художественного руководителя хьюстонского театра «Антерприза» Анны Щелоковой.

***

«ЛЮДИ ПОДНЕВОЛЬНЫЕ»

Сама история  пьесы «На одном дыхании» очень привлекательна. Спектакль начинается комично в гримерке провинциального городка, и зритель постепенно втягивается в судьбы героев, появляется интрига.

Момент, когда герой признается о своей «занозе в сердце», которая его не отпускает уже 20 лет, – кульминация. Именно с этого момента все переворачивается, и появляется более глубокий смысл этой истории, второй  и третий план происходящего. Но … как раз с этого момента и дальше начинает «плыть» сценарий, появляются никому не нужные диалоги и монологи. История с «покупкой сердца» прозвучала как-то невнятно. Сценарий не прописан, и как следствие, режиссер «чудил» с многократным «умиранием» героя. Героиня вообще не вызвала сочувствия и в конце выглядела как «новая русская» с Рублевки. С деньгами мужа она  может позволить себе  и сердце новое «купить», и заказать любого артиста в свой городок.

Не могла не заметить один «ляп», когда героиня пошла за коньяком в буфет, а потом приходит с пустыми руками и достает его из-за кушетки. У меня глаз наметанный, а сцена не терпит мелочей.

Актеры понравились. Пели изумительно, игра света и теней завораживала. Но актеры – люди подневольные, что неоднократно мелькало и в тексте. Что прикажут, то и играют.

А вот к сценаристу и режиссеру у меня очень много вопросов. Мне показалось совершенно неуместным привязывание к городам, где играется спектакль. Это старый эстрадный приём расположить к себе зрителя, но нарушается атмосфера маленького провинциального городка (ведь спектакль играли в 5-миллионом Хьюстоне). Монолог героя о смысле жизни, адресованный к зрителю, очень навязчив, слишком нравоучителен и затянут.

Встреча –  тот самый момент, когда Он и Она раскрыли все карты и бросились в объятия, была такой маловыразительной, что было даже обидно. Герой 20 лет жил «с занозой в сердце», а тут чуть-чуть приобнялись.

Но больше всего вызвала недоумение двойная и даже тройная концовка. Уже вот-вот останавливается больное сердце героя, а он опять оживает – и так несколько раз. А  потом еще и проплывает, как призрак отца Гамлета. Не было мощной кульминации на разрыв аорты. Неужели никто этого не видел?

Так что спектакль вызвал разные чувства, мысли и эмоции  – и это хорошо!

Очень порадовала  публика  Хьюстона своей сплоченностью и  позитивом.

Ждем новых спектаклей !

Людмила Вайнер

ЭТО ЕЩЁ НЕ ФИНАЛ!

Вечер начался замечательно! Прохладная для Хьюстона погода. Любимая сценическая площадка – театр MATCH.  Перед спектаклем – небольшая задержка, но это никого не раздражает, так как все понимают, что график гастролей очень напряженный – каждый день новый город и новый спектакль. Все может случиться.

Итак – начало. Музыкальный фон слегка заглушает актерские голоса, актеры «глотают» окончания, и не очень понятно, о чем они говорят, но ничего, скоро музыку отключат, и актеры станут чётче произносить текст. Статичные позы и однообразие действий слегка портят впечатление, но ничего – это задумка режиссёра – гротеск!

Но дальше начинается панибратство со зрителем. Потом становится понятно, что зритель – действующее лицо спектакля. Однако общение все равно получается односторонним – зритель не чувствует персонажей и не верит им. Он видит на сцене известного актера, который снимался в кино, и радуется, как ребенок. Пришедшие на спектакль женщины и девушки нарядились в красивые платья и сделали модные прически. Они великолепны, и никому не позволят испортить себе настроение.

Спектакль продолжается. Актеры стараются изо всех сил. У них замечательно получается петь и танцевать. Свет, звук, костюмы – все великолепно! Зритель очень хочет, чтобы все понравилось. Ведь к нам в Хьюстон гастролёры из России приезжают очень редко. Надо показать, что мы всех любим. Все идет к развязке. Сейчас динамизм будет усиливаться. Сейчас наступит апофеоз. Но он почему-то не наступает, актеры делают все более длинные паузы, читают монологи «в лоб», будто разжевывая зрителю то, что он уже понял час назад.

Дело идет к финалу, но и здесь зрителя ждет очередной квиз – надо захлопать, чтобы умерший герой ожил, героиня начинает вымаливать у зрителя аплодисменты. Надо сделать не один финал, а три, чтобы зритель, который высидел почти 3-часовой спектакль без антракта не радовался ложному «освобождению» раньше времени. Это «великая режиссура» Нины Чусовой и «великая драматургия» Олеси Ваймар просто не может не радовать. Актеров жалко – они люди подневольные. Александр Дьяченко и Алёна Ивченко как могли спасали ситуацию, но вечер был уже не тот. И если бы не замечательные и светлые зрители, которые хлопали, дарили цветы, делали комплименты актерам и друг другу, душа бы не воспарила в едином порыве и на одном дыхании.

Анна Щелокова

Фото Елены Зиглер