РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА

Беседу вела Ася Кавторина

Хьюстонский симфонический оркестр начал свой новый сезон – первый после забастовки

Раньше казалось, что оркестры бастуют только в фильмах Феллини и только против диктатуры дирижера. В реальной жизни все гораздо прозаичней. Причины, побудившие Хьюстонский симфонический оркестр весной этого года к забастовке, были чисто экономические: отменили гастрольный тур в Европу, подорожала медицинская страховка, урезали финансирование, в связи с чем всех обязали взять трехнедельный отпуск за свой счет, и прочее в том же духе. Забастовкой руководил профсоюз. Музыканты высказали свое недовольство финансовым менеджментом оркестра и недостаточой активностью Совета Директоров и решили не получать денег во время забастовки, надеясь, что менеджмент свои позиции пересмотрит. Забастовка длилась 22 дня. Но, увы – поскольку напряженное положение с финансированием оркестров, равно как и театров, музеев и прочих организаций, приобщающих народ к прекрасному, наблюдается повсеместно, то бастующим музыкантам пришлось с руководством примириться, почти ничего не добившись. Оркестр покинули девять музыкантов (и это только лишь те, кто занимали ведущие позиции), оставшиеся – начали новый сезон.

Тем не менее, Хьюстонский симфонический оркестр продолжает входить в число пятнадцати лучших оркестров США, что красноречиво свидетельствует о его прекрасной профессиональной репутации в музыкальном мире. В этом году оркестр играет свой девяностый сезон, но, на самом деле, история Хьюстонского симфонического оркестра берет свое начало еще в 19 веке. В 1868 году профессор Стадлер возглавил небольшой ансамбль в Exchange Saloon, чем и положил начало симфонической музыке в Хьюстоне.

Мне кажется, что для представителей русской диаспоры будет весьма интересен тот факт, что на протяжении всей своей истории Хьюстонский симфонический оркестр был тесно связан с российскими музыкантами. Еще в 1912-13 годах оркестр принимал у себя целый сезон гастролирующий симфонический оркестр из России под управлением Модеста Альтшулера.С Хьюстонским оркестром выступали многие знаменитые дирижеры, среди них – и Игорь Стравинский, который дирижировал Хьюстонским симфоническим в 1947 году. В середине восьмидесятых из-за нефтяного кризиса оркестр пережил тяжелейший финансовый удар, который едва не кончился крахом.

С сентября 2000 года Хьюстонский симфонический оркестр возглавил известный австрийский дирижер Ханс Граф. В оркестре более 90 музыкантов, среди них – наш бывший соотечественник Сергей Гальперин – первая скрипка.

Сергей приехал в Америку в возрасте 13 лет. В Москве он учился в музыкальной школе при консерватории. В Нью-Йорке закончил Julliard School of Music. В 16 лет состоялся оркестровый дебют Сергея в Aviey Fisher Hall в Линкольн-центре. А в 20 – Сергей исполнил свой сольный концерт в Карнеги Холл. Его педагогами были такие известные музыканты, как Delay, Школьникова и Гилельс. Сергей Гальперин играл в Балтиморском, Чикагском и Хьюстонском оркестрах. Затем перебрался в Питсбург. Но несморя на то, что в Питсбургском оркестре Сергей занимал одну из ведущих должностей, ему там не понравилось, и год назад Сергей Гальперин вновь вернулся в Хьюстон.

Недавно мы беседовали с ним в редакции газеты «Наш Техас».

– Сергей, приоткройте секрет, чем вас так привлекает Хьюстон, что вы решили вернуться сюда из Питсбурга?

– Секрета никакого нет. Мне нравится здесь жить. Почти все время тепло. Питсбург, конечно, очень красивый город, но это в Америке вторая по величине комьюнити пенсионеров после Флориды. Хьюстон, в отличие от Питсбурга, довольно молод по составу населения, и жизнь в нем кипит, особенно ночная. А я – человек молодой, холостой, люблю развлекаться, ходить в рестораны, клубы, ну, сами понимаете…

– В Хьюстоне довольно мало российских музыкантов. Почему так сложилось?

– Даже не знаю. Или не приезжают, или не берут. Вообще американская манера исполнения очень отличается как от российской, так и от европейской. В Америке большие требования выдвигаются к дисциплине игры, к умению быть частью команды. Мне кажется, что, прежде всего, это идет от менталитета. Американский менталитет более рационален, европейский же, в целом, и российский, в частности, более эмоционален. А главное требование в любом американском оркестре – играть точно и вместе.

– Знает ли американская публика русскую музыку? Я имею в виду не Петра Ильича Чайковского и «Щелкунчика», без которого не обходится Рождество ни в одном городе, а современных композиторов и исполнителей?

– Смотря в каких городах и в какой среде. Чем выше культурный уровень среды, тем шире информированность. С каждым исполнителем история конкретна.

– Ну, скажем, Владимир Спиваков. Известен ли он в Техасе в американской среде? Для нас он является звездой мирового масштаба, но когда мы устраивали рекламную кампанию его предстоящих гастролей в Хьюстоне, то с удивлением обнаружили, что в газете «Houston Press», например, о нем просто не имеют никакого понятия, в то время как на некоторых радиостанциях – знают, любят и ценят. Так знакома ли американская публика с маэстро Спиваковым?

– И да, и нет. Культурная часть – знакома. Спиваков уже однажды приезжал в Техас, его здесь прекрасно принимали, и ему здесь понравилось.

– Знакомы ли вы со Спиваковым лично?

– Да. Он мне много помогал. И в музыкальном плане, и по жизни. Кстати, познакомились мы в Хьюстоне при весьма забавных жизненных обстоятельствах. Ему нужно было срочно купить чемодан. Я ему помогал. Чемодан купили, потом тащили этот габаритный предмет по Даун-Тауну. Довольно смешно все это было. Часто забавны и отношение российских поклонников в Америке к Спивакову. Помнится, в прошлом году в Питсбурге мы со Спиваковым пошли в ресторан. К нам тут же кинулся официант, бывший наш соотечественник, с предложением нас обслужить. Официант этот оказался весьма разговорчивым киевлянином. Стал нам рекомендовать заказать мясо и утверждал, что такого мяса мы никогда не ели и, кроме как в их ресторане, и не поедим. Потом стал спрашивать Спивакова, не знает ли тот маэстро Спивакова. Спиваков признался, что знает и даже сам им является. Но официант продолжал речь о Спивакове и своей любви к нему исключительно в третьем лице. Вероятно, от избытка пиетета.

– Но мясо-то хоть не подкачало?

– Да нет, как раз наоборот. Спиваков на прощанье сказал официанту, что совсем недавно побывал в Киеве, и что мясо там готовят гораздо лучше.

– В чем причина того, что знаменитые музыканты российского происхождения практически не приезжают в Хьюстон? Вот, Ростропович, например, в Далласе бывал не раз, а в Хьюстон не заехал.

– У Далласского оркестра денег больше, смогли позволить себе пригласить. Немало вещей в музыкальном мире упирается в такую невозвышенную проблему, как деньги. Состояние искусства довольно зависимо от экономической ситуации. Наш Хьюстонский симфонический оркестр, к примеру, в связи с крахом «Энрона» потерял часть финансирования, что в конечном итоге привело весной прошлого года к забастовке.

– Остается только пожелать, чтобы экономическая ситуация в стране побыстрее выправлялась. И артистам, и зрителям. Билеты на концерты тоже денег стоят.

Сезон 2003-2004 года Хьюстонский симфонический оркестр начал вполне успешно, и всех нас в этом сезоне ждет немало музыкальных открытий. В связи с чем мы настоятельно советуем любителям классической музыки: следите за нашей афишей.