ХУДОЖНИКИ В ПАЛЬТО И БЕЗ

Н.Т.

r0Так получилось, что в этом году значительная часть нашего Фестиваля документального кино посвящена современным художникам – легендам и «непризнанным гениям», столичным и провинциальным, их взглядам на мир, на свободу и на искусство. Мы покажем два совершенно разных по жанру фильма – фильм-путешествие «Художники Одессы» Дмитрия Хавина и историю советского художественного нонкомформизма – «Пальто Одноралова» Нины Зарецкой.

Художника Михаила Одноралова называют одним из главных «подпольщиков» 70-х годов прошлого столетия. Редкий «квартирный» вернисаж проходил без него. Участвовал он и в знаменитой «бульдозерной» выставке. Именно благодаря Михаилу в советское время неофициальные художники перестали считаться тунеядцами.

Михаил Одноралов вырос в семье арбатских интеллектуалов, учился живописному мастерству у своей матери Майи Левидовой и у её учителя Роберта Фалька, общался с Эренбургом, Шкловским, Рихтером, Габричевским.

Борец за легализацию неофициального искусства, в середине 1970-х Одноралов устроил ряд крупных квартирных, как их тогда называли, «просмотров». По его собственным подсчётам, на каждый такой просмотр, проходивший одновременно в нескольких мастерских, приходило порядка 50 тыс. человек.

Михаил Одноралов «пробил» пару официально разрешенных выставок, в том числе и легендарную в Доме культуры ВДНХ осенью 1975-го.

Сам он выставил в павильоне «Пчеловодство» один из первых арт-объектов в истории советского авангарда – инсталляцию под названием «Пальто Одноралова». Это было обычное тёмное пальто с грозной табличкой на груди «Руками не трогать!» (для уборщицы, видимо), из кармана которого торчала бутылка (кефира, водки?). Кстати, в СССР было ещё одно «знаменательное» пальто, которое тщательно хранили – ленинское. Оно было на Ильиче, когда в него стреляла эсерка Каплан. Вот так Михаил Одноралов намекал на то, что художники-неформалы находятся на мушке у власти.

Там же в ВДНХ широкая публика впервые столкнулась с настоящим перформансом: группа «Гнездо» сосредоточенно высиживала яйца в огромном гнездовище, высмеивая абсурдность ситуации, когда неофициальных художников загнали на сельскохозяйственную выставку.

Эта акция, а потом и вернисаж в выставочном зале на Беговой имели такой резонанс, что руководителям Союза художников ничего не оставалось, как создать профсоюз художников-графиков. Он объединил неформальных художников, которые не были членами официального Союза художников, но уже не могли преследоваться как тунеядцы.

В 1980 году Михаил Одноралов эмигрировал в Америку. Спустя тридцать лет он вернулся и устроил большую персональную выставку в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. В одном из интервью художник сказал, что по его мнению 21 век в искусстве ещё по-настоящему не начался. «Пока у нас эпоха пост-модернизма, который уже находится в кризисном состоянии. Мы собираем среду из обломков модернизма, и из этой эклектики, может быть, вырастет искусство 21 века. Я считаю себя русским художником, но у меня есть идеи, которые я могу воплощать где угодно – в Нью-Йорке, в Москве, на Луне».

В 2010 году режиссёр Нина Зарецкая сняла документальный фильм «Пальто Одноралова» – фильм-рассказ о судьбе художника в тоталитарном государстве, о его противостоянии этому обществу, о его эмиграции.

«Пальто Одноралова» начинается с высказывания заместителя директора по научной работе Третьяковской галереи Лидии Иовлевой о том, что подобно русской литературе 19-го века, которая вышла из «Шинели» Гоголя, русское нонконформистское искусство в какой-то мере вышло из пальто Михаила Одноралова.

***

r1Фильм Дмитрия Хавина переносит нас в современную Одессу. Это ностальгический взгляд молодого режиссёра на родину его предков. Персонажи фильма – художники, артисты и поэты с одесским юмором рассказывают о своем любимом городе. Неистребимый жизнеутверждающий дух помогает им выживать и творить в нелёгких социальных условиях.

Зрителю предстоит проникнуть в заповедные места творческих людей, посетить их мастерские в старых, потрескавшихся от времени, дышащих на ладан квартирах, расположенных в глубине знаменитых дворов и улочек Молдаванки, встретиться с колоритными персонажами, обсудить портреты известных людей Украины – спортсменов, политиков, выполненные в разных жанрах живописи – от абстрактной до авангардной, зайти в антикварные магазины, кафешки, забегаловки, прогуляться по улицам и насладиться неожиданными ракурсами известных зданий, площадей, памятников.

«Меня интересовала низовая культура города, то, что в начале прошлого века замечательно описал Бабель и придал этому явлению художественную форму, – объяснил режиссёр фильма. – В одесской культуре очень сильно влияние «низа». Мне всегда хотелось туда попасть, потому что, по слухам, Молдаванка доживает последние годы или месяцы. Принят генеральный план, согласно которому её должны снести. Многие из героев фильма живут на Молдаванке. Поэтому столь много внимания я уделил этому району, легендарному Привозу и другим старым кварталам города».

Может сложиться впечатление, что одесские художники живут бедно и даже бомжевато. Оно и понятно – те, которые поднимаются, становятся известными, в большинстве случаев уезжают из Одессы в Киев и Москву. Но Дмитрию Хавину был важен юмор, помогающий художникам выживать. Этого в фильме предостаточно: рассказ о приключениях Игоря Гусева в похоронном бюро, где они с приятелем решили арендовать гроб, чтобы засыпать его апельсинами, а потом через три дня его вернуть; картины-шарады этого же самого Гусева (собственные и сделанные совместно с Сергеем Зарвой) – поэт Тарас Шевченко, он же футболист Шевченко, Юлия Тимошенко, обрезающая свою косу и тому подобное.

Реагировали художники нa предложение сняться в фильме по-разному. Кто-то с воодушевлением, желанием познакомить публику со своими картинами и стихами. Другие отнеслись спокойно, даже безучастно. А вот одному из них, Александру Ройтбурду, показать свои работы не удалось. Его мастерскую затопило.
Дмитрий признался, что снимал картину о художниках в расчёте на американского зрителя. Но всё-таки она будет любопытна всем, кто интересуется культурным феноменом Одессы.

Не так давно на общенациональном радио NPR в одной из передач прозвучала теория, что нью-йоркский юмор вырос и развился на основе одесского. Вспоминали американских комиков конца 19-го – начала 20-го века, многие из которых эмигранты, приехавшие из Одессы и высказали предположение, о том что, может, Одесса и Нью-Йорк снова будут соперничать по части юмора. В любом случае, по фильму Хавина понятно, что Одесса хочет возродиться, и все таланты, герои и мифы прошлого остаются на слуху.

Кстати, город снят Дмитрием так, как может снять только влюбленный в него человек, знающий и понимающий его жизнь. Мы приглашаем наших читателей к просмотру фильма и путешествию по старому городу, пока там ещё живут его художники, пока не снесли Молдаванку и всё остальное, что делает Одессу Одессой.

Оба фильма можно будет увидеть 27 октября в Русском культурном центре «Наш Техас». «Художники Одессы» – в 4:00 вечера, «Пальто Одноралова» – в 6:00 вечера.