ВОЛОНТЕРЫ ДАЛЛАСА 2

Елена Петухова

САНА СИМОНЕНКО

«Варианта не ехать для меня просто не было»

Три года назад мы с двумя подругами организовали благотворительный фонд People2People, чьей задачей стала помощь детским домам в России и Украине. Причем основная идея была не покупать вещи, а обучать выпускников детских домов, дать им профессию, с которой они смогли бы найти свое место в обществе, построить свою достойную жизнь. Ведь многие из тех, кто выпускается из детдомов, сталкиваются с проблемой неприспособленности.

В декабре нам удалось договориться о сотрудничестве с Юлией Никандровой – главой Одесской области по делам сирот и детских домов, а в феврале началась война, и всякая связь оказалась оборвана: в Одессе уже не отвечали.

Пометавшись пару дней, я купила билет на самолет до Польши и поехала организовывать эвакуацию детских домов из Одессы – то есть фактически в никуда. Я не знала, что и как я буду делать, где буду искать этих детей, воспитателей, персонал, но варианта не ехать лично для меня просто не было. Через Фейсбук нашлись контакты волонтеров на польской границе, они сообщили, что больше всего необходимо. В итоге я везла два чемодана кровоостанавливающих препаратов, – хотелось быть максимально полезной там, где я могу что-то сделать.

Пока летела, выяснилось, что все детские дома из Одессы и Одесской области были эвакуированы под Варшаву. Час на сборы – многие не то, что одежду, зубную щетку взять не успели; что покидали в пакет, с тем и поехали, никаких чемоданов-то у сирот нет. Кроме того, надо понимать, что эвакуировать детские дома – это не одну маленькую семью собрать, это 700 детей самых разных возрастов, с разным характером, некоторые нуждаются в специальных условиях по состоянию здоровья, есть дети-инвалиды. И на каждом воспитателе ответственность за этих детей, иногда за тридцать человек сразу. Поди всех собери за час!

Польское правительство разместило деток и персонал в часе езды от Варшавы в стареньком пансионате, который собирались реконструировать,  так что мои планы резко поменялись, стало ясно, что я остаюсь в Польше. Прилетев, я позвонила Юлии Никандровой и сказала, мол, только не посылай меня вслед за русским кораблем, дай мне помочь, я здесь ради вас. И она согласилась, ничего обо мне не зная, ведь мы всего пару раз общались через Фейсбук. Юлия не знала, чем и как я могу помочь, и какой от меня будет толк. Но когда мы встретились – обнялись – это так беда сближает людей.

Детям нужно было буквально все, особенно медикаменты, и в Далласе начался сбор помощи, поскольку в Варшаве ничего невозможно было купить. Сгребли весь запас из русских аптек, напрягли всех, кого могли: офисы дантистов, знакомых врачей – помогали все. И уже через пару дней несколько чемоданов с лекарствами полетели в Варшаву. В каждом чемодане лежало письмо для таможенников о том, что это груз для детей, пожалуйста, не забирайте ничего. Все долетело! Думаю, что люди сейчас понимают, как это важно. Отвезти чемоданы вызвались две женщины: одна забирала своих близких, бежавших от войны, а другая полетела на один день, везла гуманитарную помощь.

В самом пансионате сначала было ощущение хаоса и человеческого муравейника, проблем такая лавина, что впору было просто сесть и плакать, только на рыдания времени не было совсем, надо было очень быстро соображать и еще быстрее действовать. Первые три дня я скупала все, что могла в Варшаве: канцелярские товары, спортивный инвентарь, одежду, обувь, средства гигиены. Деньгами помогали наши волонтеры из Америки: объявленный мною сбор на пять тысяч долларов был молниеносно закрыт, а общая сумма пожертвований составила около тринадцати тысяч.

А потом я стала стричь! Как профессиональный парикмахер я знала, какое это сложное и долгое дело – сделать стрижку для нескольких сотен детей. К тому же уже начались проблемы с вшами, нужно было еще и этим заниматься. Но самое главное – я просто должна была научить детей постарше своему ремеслу: я уеду, а волосы-то растут. У меня было две группы, которые прошли со мной профессиональный курс парикмахерского искусства, семь человек выучились, сдали экзамен и получили сертификаты и инструменты. Так что есть теперь кому челку подровнять.

Все вокруг пансионата знали о том, что там живут дети. Когда я выходила покупать пятьдесят курток сразу, продавцы сразу узнавали, сочувствовали. Но и сами дети не давали жителям забыть о себе, хулиганили, конечно: территория большая, но приключений же охота!

Кроме меня было еще несколько волонтеров, включая двух учителей, которым, как и детям, пришлось бежать от войны, и им просто некуда было идти. Так они и остались  организовывать классы, помогать воспитателям. А помощи нужно было много, работа воспитателя круглосуточная и бессменная.

Мы совсем не говорили о будущем, потому что все понимали, что это надолго. Прощаясь, они сказали, что ждут меня теперь в Одессе, и мне горько думать, что наша следующая встреча, скорее всего, снова будет в эвакуации.

Знаете, они не ненавидят нас, русских. Понимая, кто я и откуда, они открыли мне свои сердца, доверчивые, добрые и очень мудрые. Мы сдружились, мы смеялись вместе – это само по себе удивительно, ведь с самого начала войны я смеяться не могла. А тут смеялась. Вечерами мы сидели, болтали, пили чай и ели какой-то хлеб с сосисками, оставшимися с завтрака, и воспитатели рассказывали мне о том, как же вкусно у них в Одессе! И учили меня украинским фразам, а у меня, с моим питерским акцентом, совершенно не получалось. Если бы у меня была возможность, я бы оттуда не уезжала никогда, однозначно понимая, что сейчас мое место там. Улетала с разорванным сердцем, но точно знаю, что вернусь снова к взрослым и детям, которые за этот месяц стали родными.

Польское правительство проделало и продолжает проделывать гигантскую работу, расселяя, поставляя продукты и самое необходимое для всех семисот маленьких беженцев. Но это все равно скудный минимум, а детям очень нужно полноценное питание и ещё целые горы самых разных вещей – от белья до тетрадок и микстуры от кашля, так что наш фонд продолжает собирать пожертвования, чтобы у каждого ребенка было хотя бы подобие нормальной жизни.

Помочь фонду: PAYPAL info@people2peoplefoundation.org
www.People2peoplefoundation.org