ВСЕНОЩНАЯ РАХМАНИНОВА В ХЬЮСТОНЕ

Лола Вайнер и Ирина Берман

«Всенощное бдение» С. Рахманинова по праву считается одним из мировых шедевров духовной музыки. Сам композитор особо выделял «Всенощную» среди своих сочинений. Больше всего в этом сочинении он ценил пятую часть «Ныне отпущаеши» и хотел, чтобы именно она звучала во время его погребения.

Композитор не раз обращался к жанру духовной музыки. Известен его ранний Концерт для хора a cappella «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893г.), Литургия святого Иоанна Златоуста ор. 31 (1910г.) и, наконец, Всенощное бдение ор. 37 (1915г.).

Всенощное бдение или Всенощная (ночное бодрствование) – богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресения и церковных праздников. Впервые к этому жанру обратился П. Чайковский в 1882 году; в числе других композиторов -создателей Всенощной – А. Кастальский, П. Чесноков, А. Архангельский, А. Гречанинов. 

Вершинным произведением стало «Всенощное бдение» Рахманинова.

Его «Всенощная» появилась в разгар Первой мировой войны и впервые была исполнена 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания Синодальным хором под управлением знаменитого регента Н. М. Данилина. Среди публики было много духовных лиц. Аплодисменты в зале запрещались, так как исполнялась церковная музыка. Успех был огромен, но несмотря на грандиозный успех сочинения, дальнейшая судьба его складывалась парадоксально. Сначала эта музыка не нашла себе места в церковном обиходе из-за своей «нецерковности», которую представители духовенства видели в её повышенной эмоциональности, чрезмерной пышности, концертности и крайней исполнительской сложности. Далее, в советское время, сочинение вовсе не было допущено на концертную сцену в силу своей принадлежности к культовому искусству. 

2 марта 1965 года были исполнены фрагменты Всенощного бдения, солировал Иван Семенович Козловский. Затем это произведение стали исполнять в полном оъёме один раз в год, весной в московском храме на Большой Ордынке. Сюда собиралась большая часть московской интеллигенции, чтобы услышать «Всенощную» накануне дня рождения Сергея Рахманинова (1 апреля).

Произведение вернулось в концертные залы, фрагменты его иногда звучат на богослужениях, но однозначного мнения по поводу рахманиновской «Всенощной» в среде православного духовенства до сих пор нет.

«Всенощная» создавалась на основе и церковной, и светской музыки, поэтому её можно рассматривать как цикл и литургический, и концертный. В основу произведения положены древнерусские церковные мелодии, бытовавшие в практике православного богослужения – знаменный распев и его разновидности (греческий, киевский и другие). В десяти частях из пятнадцати композитор непосредственно обратился к первоисточникам, в пяти ввел свои собственные темы (их Рахманинов называл «подделкой под стиль»). На слух сочиненные им мелодии не отличались от цитируемых напевов.

Главное отличие рахманиновской духовной музыки заключается в невероятной свободе музыкального письма. Можно сказать, что «Всенощное бдение» невозможно для исполнения на уровне авторского замысла. Эта музыка написана как будто не для людей, а для ангелов, колоколов и небесных и земных стихий. Партитура чрезвычайно сложна в вокально-хоровом отношении и требует от исполнителей высокого профессионального мастерства. Если хоровой коллектив и дерзнёт исполнить «Всенощную» Рахманинова целиком, это свидетельствует о его творческой зрелости и высочайшем уровне исполнительства.

На Западе «Всенощная» исполняется крайне редко. Это обусловлено не только сложностью церковно-славянского языка, но и наличием в партитуре низких басов -октавистов, явления вполне типичного для России, но редкого для Америки. 

В Хьюстоне Всенощное бдение было исполнено впервые Хьюстонским камерным хором под управлением Роберта Симпсона в 2003 году. Тогда на вопрос, почему выбор пал на Рахманинова, Роберт Симпсон ответил так: «Потому что Всенощное бдение Рахманинова – это восхитительная, ни на что не похожая музыка, которая очень редко исполнялась в Америке . У нас были определённые трудности. Для того, чтобы спеть «Всенощное бдение» необходим очень низкий, так называемый «русский» бас. Найти такой бас так же не просто, как найти спаржу в рождество, но нам повезло.  А Мариана Симпсон (участница хора) уж приложит все усилия, чтобы исполнение звучало на настоящем русском языке».

Так что хьюстонской публике предстоит редкая возможность послушать Всенощную 23 и 24 апреля в Edythe Bates Old Recital Hall в университете Райса.