РАЗБУДИТЬ В СЕБЕ ХУДОЖНИКА

Ирина Берман

«Меня ведут три вещи: фантазия, спонтанность и интуиция», –
Ольга Шоташвили

    3 июня на открытие выставки Ольги Шоташвили «Экспрессия» пришло много людей. Тут были и члены большой семьи художницы, и родственники, и множество друзей, и просто посетители галереи. Всех поражало буйство красок, необычайная фантазия, каждый видел в абстрактных работах что-то свое, и мало кто знал, что Ольга взяла в руки кисть всего три с половиной года назад. Глядя на представленные работы, в это трудно было поверить. 

По собственным словам Оля была всегда далека от искусства. По настоянию мамы она 7 лет занималась музыкой в Гнесинке, но всегда была очень средней ученицей. «Это было совсем не мое», – вспоминает она. Также как «не ее» было занятие юриспруденцией, хотя в Москве после окончания института она какое-то время работала юрист-консулом на заводе «Калибр».

Ольге всегда нравился дизайн, она обращала внимание на сочетания красок, на архитектуру. Более 30 лет назад, приехав в Хьюстон и начав работать в клинике зубного врача, Оля обожала рассматривать журналы архитектуры и дизайна. Она вырывала оттуда особо понравивишиеся страницы и коллекционировала их. У нее никогда не возникало вопроса, для чего или для кого она их складывает у себя дома, возможно, для троих взрослеющих детей.

При этом ее всегда отличал творческий подход ко всему, чем бы она ни занималась. Если готовит, то в любой рецепт привносит что-то свое, особенное. 

В какой-то момент, уже здесь в Америке, она перешла на здоровый образ жизни и увлекалсь изготовлением полезных конфет (сухофрукты, какао, орехи  и никакого сахара). Или же, например, в чернослив вставляла грецкий орех, обваливала в твороге и сверху присыпала пудрой коконата.  Ольга даже решила делать конфеты на продажу. При этом  ей всегда было важно, как ее продукция выглядит. Она ходила в специализированный магазин, выбиралал специальные коробочки, бумагу… «Шло все это трудно, а значит – было не мое, – вспоминает Ольга. – И как хорошо, что не пошло, иначе бы я навсегда застряла в изготовлении конфет». 

Только пару лет назад в связи с пандемией Оля бросила заниматься marshall arts. Сначала этим долго увлекалась младшая дочка Майя, потом, когда внучке Николь исполнилось 8 лет, она тоже решила заняться этим видом спорта, и Ольга пошла записываться в секцию вместе с ней (а было ей уже за пятьдесят). Пришлось преодолеть  порог неуверенности и нерешительности, уверить себя,  что «я хочу и могу», и она это сделала, причем занималась долго и успешно до самой пандемии. Ольга также много лет занималась йогой, а потом организовала группу женщин, которые занимаются вместе с ней и поныне. Пандемия много изменила – теперь они встречаются два раза в неделю онлай. 

Как же получилась, что Оля Шоташвили после 60 лет вдруг начала писать картины? 

«Близкая подруга Наташа стала водить меня на выставки китайской живописи и каллиграфии. И откуда-то прилетел вопрос: а почему бы не попробовать самой. Я позвонила родственникам художникам Игорю и Свете Караш и спросила, что мне купить, чтобы начать писать картины, не зная об этом практически ничего. Это был полностью новый путь», – рассказывает Ольга. 

Она бросила у себя в группе занимающихся йогой клич: «Кто хочет со мной рисовать?» Вызвалась лишь одна, и то потому, что в детстве брала классы и что-то в этом понимала. 

«Сначала мы вдвоем смотрели классы на ютюбе, но Игорь Караш посоветовал взять несколько уроков у хьюстонского художника Бориса Каплуна, «так как ютюб тебе ничего не даст, а только все испортит», – вспоминает Ольга. Так она и поступила. 

«Большинство из нас, особенно выходцы из Советского Союза, страшно закоплексованы, – продолжает она. –  Чтобы позвонить Борису, мне нужно было набраться смелости и преодолеть себя – ведь это новое и совершенно незнакомое. Но я это сделала. Позвонила и сказала, что страшно боюсь и ничего не знаю. Единственное, добавила, что я личность творческая. «Ну тогда у тебя все получится, приходи», – ответил Борис». 

«Мы начали с натюрмортов. Занимались этим пару месяцев. В одно утро я пришла к нему и сказала, что хочу рисовать под джазовую музыку. Боря – не любитель джаза, но выбрал то, что мне нравится. Я тогда еще рисовала не на холсте, а на бумаге. Сделала 3 работы – и все. У меня пошло…  

Конечно, Боря дал мне многое: показал различные техники, сказал, что никогда нельзя экономить на краске, это сковывает. Но и он, и Игорь думали, что я стану рисовать цветочки, закаты… Другого они от меня не ожидали. Боря и сам говорит, что впервые ошибся», – рассказывает Ольга.

Она работает акриловыми красками на холсте и пока не хочет осваивать новые материалы, ведь у нее еще так много невысказанного в этой технике. Рисует либо под музыку, либо под аудиокниги: и художественные, и научные – «Мне интересно все», – говорит она. Много занимается йогой, пилатис, китайской гимнастикой. Любит готовить, помогает детям растить внуков – сейчас их шестеро, но скоро будет седьмой. В доме живут собака и два кота.

Иногда Ольга  садиться за пианино и просто импровизирует, а недавно, когда уходил отец мужа, она сочинила небольшое музыкальное произведение и сразу же его записала, чтобы не забыть. 

Оля считает, что в каждом из нас сидит творческий потенциал, которому надо дать расскрыться. Ей в этом очень помог ее муж Миша. Когда они поженились, она была страшно закомплексована, муж помог ей преодолеть эти комплексы. Миша ее очень поддерживает и гордиться ею.

«Все мои начинания всегда находят понимание и в семье, и у друзей. Очень большая поддержка шла от моей подруги Наташи, она всегда повторяла, что я талантлива, что мне надо продолжать, я всем за это очень благодарна», – говорит Ольга. 

Если прочитав эту статью, вы  снисходительно улыбнетесь и решите, что многие дамы от нечего делать начинают рисовать картинки, и Ольга Шоташвили – одна из них, то вы, дорогой читатель, заблуждаетесь. Приходите на выставку и сами в этом убедитесь.

Выставка  «Экспрессия» проходит в Культурном центре «Наш Техас» (2337 Bissonnet, Houston, TX 77005) и работает по будням с 9:30 утра до 3 дня, а в субботу с 9 до 2. 

До встречи на выставке.