МАСКИ АНТРЕПРИЗЫ

Мария Худякова

f1«Какое у вас необычное платье? Это Шанель?» – «Это полушинель». – «Полишинель?*»
(Из диалога нового спектакля «Десерт по-французски», представленного театром «Антреприза» хьюстонскому зрителю 9-го декабря)

Зачем зритель идет в театр? Ответ прост. Театр – храм, куда человек приходит, чтобы стать счастливее. Это не самообман, а возможность освободить себя от глупых комплексов, проанализировать свои мысли и отношение к жизни, увидеть другой горизонт. Театр подобен храму, только этот институт дает больше свободы, т.к. не обременен обязанностями блюсти ритуалы.

«Как можно сравнивать? – усомнятся некоторые читатели. – Религиозный храм – это, прежде всего, древнейшие традиции, в то время как театр – просто развлечение, не имеющее под собой духовных корней, уходящих так далеко в глубь времен». Но давайте не будем торопиться с выводами и обратимся к истории.

fРимский театр Ателлана был придуман во II веке до н. э. Разыгрывались короткие фарсовые представления в духе буффонады и назывались они ателланы по имени города Ателла, где они зародились. На сцене представляли стереотипных и гротескных персонажей. Главных масок было четыре: Макк (дурак), Буккон (обжора, болтун и хвастун), Папус (скупой старик), Доссен (злой горбун, шарлатан). В представлении была сходная с нынешней сюжетная линия.

Некоторые маски были сходны по характеру с персонажами итальянской комедии дель арте (к примеру, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне). Вам также знакомы имена и других масок: Арлекин (глупый слуга), Бригелла (умный слуга), Доктор (псевдо-учёный), а также красавицы Изабеллы и ее умной служанки – Коломбины. В комедии дель арте впервые используется сценарий, режиссура (обычно один из сильнейших актеров труппы был и постановщиком) и постоянная труппа 4-6 человек.

Слово Commedia в переводе с итальянского означает не только комедия, но и театр, dell’Arte переводится как умение, профессия. Принято считать что комедия дель арте зародилась в XVI веке и изжила себя в XIX, но она находит продолжение в пантомиме и мелодраме. А в XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре. Вот только несколько имен авторов, которые использовали подобные маски в своих произведениях: Поль Скаррон (1610-1660), Сирано де Бержерак (1619-1655), Мольер (1622-1673), Карло Гольдони (1702-1793), Карло Гоцци (1720-1806), Александр Блок (1880-1921), Дарио Фо (род. 1926). Так что преемственность традиций со второго века и до наших дней абсолютно очевидна.

Принцип tipi fissi, в котором одни и те же персонажи (маски) участвуют в различных по содержанию сценариях, сегодня широко используется в создании комедийных телесериалов, а искусство импровизации в выступлении сатириков или, как говорят в Америке, в «stand-up comedy».

Комедии Марка Комелетти тоже, в какой-то мере, продолжение этих традиций. У драматурга во всех пьесах два постоянных участника: Бернард и его близкий друг Роберт, в большинстве пьес присутствует жена Бернарда – Жаклин. Т.е это комедии с разными сюжетами, но теми же масками, как и в комедии дель арте.

В пьесе «Десерт по-французски» (оригинальное название: «Гарнир по-французски, или играем в дружную семью»), поставленной хьюстонской «Антрепризой», масок шесть. От них можно даже провести некоторую аналогию с комедией дель арте: Сюзетта – прямая связь с умной Коломбиной, Сюзанна – с красоткой Изабеллой, Роберт – это, в какой-то степени, Арлекин, а Бернард – соединил в себе черты Бригелло и Панталоне. Конечно, аналогии не стопроцентны, да это было бы и не интересно, но связь времен – налицо.

В составе «Антрепризы» Хьюстона тоже четыре актера: Анна Щелокова, Александр Поминов, Эдита Розенберг и Василий Ясенев, один из которых (Анна) является одновременно режиссером-постановщиком. В премьере спектакля, состоявщегося 9 декабря, также задействованы два приглашенных участника: Елена Киевская и Сергей Туканов. Оба они прекрасно справились со своими ролями (Сюзанна – Елена Киевская, Джордж – Сергей Туканов) и гармонично вписались в ансамбль, где Василий Ясенев блестяще исполнял главную роль Бернарда, Александр Поминов проявил неожиданный для себя талант комика в роли Роберта, Эдита Розенберг великолепно справилась с гротесковой ролью Сюзетты, а Анна Щелокова, как автор спектакля и исполнительница роли Жаклин, была, как всегда, на высоте.

Зрительный зал был переполнен, а те, кто не попал на премьеру, очень хотят, чтобы спектакль повторили как можно скорее (об этом можно судить по отзывам на ФБ). В ближайших планах театра еще, как минимум, две пьесы Комелетти: «Боинг, Боинг» и «Ох, уж эта Анна.» Следите за рекламой.

За два года своего существования «Антреприза» представила хьюстонскому зрителю уже шесть спектаклей: «Виват, Париж», «Сильвия», «Два клена», «Шестое чувство», «Свободная пара» и «Десерт по-французски». Такая «плодовитость» нисколько не умаляет качество постановок. Уверены, что после просмотра очередного спектакля «Антрепризы» вы получите массу позитивных эмоций и заряд положитеной энергии.

*Французский Полишинель – шут, подобный русскому Петрушке или итальянскому Арлекино.