НЕСТАНДАРТНЫЕ СТАНДАРТЫ

Ольга Вайнер. Фото из архива Бориса Курганова

j«Что это за импровизация такая и кто её придумал? Наверное немцы. Вечно они выдумают, а русский человек потом мучится»
Монолог из фильма К.Шахназарова «Мы из джаза»

Очень может быть, что джаз – это последняя уцелевшая живая музыка в современном мире. Он словно остров для усталых людей, спасающихся от урбанистического шума и навязчивой электронной музыки в маленьком кафе в заброшенном переулке, вдали от торговых центров и развлекательных комплексов.

Джаз – живая, очень эмоциональная музыка. В ней, как в драматическом произведении, есть конфликт, завязка, кульминация и развязка. Джаз красив и приятен на слух, он успокаивает душу и настраивает на философский лад. За это мы любим его.

Красота джаза заключена в непостоянстве и несовершенстве. В джазе ключевое слово – свобода (не путать с хаосом). Джазмену необходимо чувствовать грань между мелодичностью и стихийным потоком нот, балансировать, временами «оступаясь», но не вываливаясь полностью из заданной темы. Эта свобода позволяет джазовым музыкантам общаться между собой, даже если они впервые встретились на сцене. Индивидуальность стиля музыкантов и импровизационная природа джаза помогают им исполнять одну и ту же тему на протяжении очень многих лет совершенно по-разному.

Для спонтанного музицирования нужны были темы, которые бы знали все исполнители.Так появились джазовые стандарты (jazz standards или evergreens) – произведения, особо полюбившиеся джазменам и послужившие основой для множества джазовых импровизаций. Джазовые стандарты – особая часть американской музыкальной культуры. Некоторые из них написаны джазменами, но многие были первоначально поп-песнями, песнями из бродвейских мюзиклов или из голливудских кинофильмов. Позже стандарты стали приходить из классической музыки (классический пример – Бах и Моцарт в стиле джаз) и композиций популярных групп. В этом смысле группой, поделившейся наибольшим количеством песен, ставших стандартами, являются «Битлз». Иногда импровизации музыкантов на тему стандарта становились популярнее самого авторского произведения, принося бoльшую славу звёздному исполнителю, чем автору.

Хорошим тоном для современного джазового музыканта считается знать несколько сотен стандартов, которые копились годами. Так в Америке, в10-х годах ХХ века наиболее популярными были «St. Louis Blues» У.Хэнди, «Indiana» Дж. Хэнли, в 20-х – «The Man I Love» и «Oh, Lady Be Good» Дж. и А. Гершвинов, «Sweet Georgia Brown» М.Пинкарда и К.Кейси, в 30-х – «Caravan» Д. Эллингтона, «My Funny Valentine» Р.Роджерса, «Summertime» Дж. и А. Гершвинов, «All the Things You Are» Дж. Керна и О.Хаммерстайна, 40-х – «How High the Moon» Н. Хэмилтон и Л.Моргана и «The Night Has A Thousand Eyes» Дж. Брайнина, в 50-х – «Misty» Э.Гарнера, «Take Five» П.Дезмонда, «Autumn Leaves» Ж.Космы и Дж.Мерсера и многие другие.

В СССР, где джазовое исполнительство зарождалось в 20-е годы, практически одновременно с его расцветом в США, список джазовых стандартов, входивший в репертуар советских джазменов, практически не отличался от репертуара западных коллег и состоял из американских тем. Но постепенно стали появляться свои, русские стандарты. Одним из первых аранжировки советских песен, прежде всего Дунаевского, начал делать Олег Лунгстрем. «Мне всегда было непонятно, почему мелодии Гершвина подходят для джаза, а мелодии песен советских композиторов – нет», – вспоминал мэтр.

Русскими джазовыми стандартами стали многие композиции И.Дунаевского, А.Цфасмана, Ю.Саульского, А.Эшпая, Г.Гладкова. Согласитесь, проще простого представить себе в виде джазовых композиций песни «А снег идёт» из фильма «Карьера Димы Горина», «Чёрный кот», «Замечательный сосед», «Московские окна», «Дорогие мои москвичи», «Старый рояль» из фильма «Мы из джаза», «Эй, моряк» из фильма «Человек-амфибия», «Добрый вечер» из фильма «Дайте жалобную книгу», песни из «Бременских музыкантов» и даже музыку, которую мы слышим в мультфильме «Ну, погоди».

Также к джазовым стандартам можно запросто отнести шлягер В.Соловьева-Седого «Подмосковные вечера». Хоть эта тема в списках стандартов официально не значится, нет отечественного джазового музыканта, который не приложил бы к ней свою руку.

Познакомиться с джазовыми стандартами – и американскими, и русскими, насладиться свежими авторскими импровизациями вскоре предстоит хьюстонским зрителям. Один из лучших и успешных российских альт-саксофонистов – Борис Курганов даст единственный концерт со своим ансамблем «Курганов и компания».

Курганов обосновался в Нью-Йорке в 2000 году и сейчас живёт на две страны – Россию и США. В 90-е годы музыкант сотрудничал со многими российскими джазменами – басистом Алексом Ростоцким, пианистами Андреем Кондаковым и Григорием Файном, «Джазовым проектом братьев Ивановых», группой «Tранс-Атлантик». С этими музыкантами его связывали успешные выступления на фестивалях в России (Нижний Новгород, Пермь, Ярославль) и за рубежом (Финляндия, Швеция, Франция, Эфиопия). Критики отмечают фирменное умение Курганова изложить тему «пронзительно-ясно, крайне эмоционально, но без экстравагантностей».

О своём предстоящем концерте в Хьюстоне Борис говорит: «Прежде всего нам бы хотелось показать влияние, которое оказал американский джаз на русский. Мы пытались выбрать «незаезженные» американские темы. А что касается русских, то это будут темы, которые на слуху у нескольких поколений, например, «А у нас во дворе» и «А за окном то дождь, то снег» (А.Островский -Л.Ошанин ), «Сегодня праздник у девчат» (А. Колкер – К.Рыжов). Даже если в зале вдруг окажется человек, допустим, с трубой, у него будет возможность присоединиться к нам, потому что все темы будут ему знакомы. Я считаю, что от публики зависит многое, и мы стараемся уловить вкусы публики и повернуть концерт в нужное русло».

«Многие популярные мелодии не предполагают джазовой обработки, в принципе. И напротив, есть масса детских песен, например, «Чунга-чанга» (В.Шаинский – Ю.Энтин), или «Лесной олень» (У.Крылатов – Ю.Энтин), которые так и просятся быть сыгранными в стиле джаза. В этой музыке заложено много энергии, любви, детства. Звучат они свежо, по-новому», – сказал Борис.

Джаз – не стиль, не направление в музыке. Это, скорее, взгляд на музыку. Узнать взгляд Бориса Курганова и его компании на американский и русский джаз и оценить уровень мастерства исполнителей вы сможете, придя на концерт «Американские и русские джазовые стандарты», который состоится 19 апреля в зале Dowling Music.