ЛЮБВИ ВСЕ ЛИЧНОСТИ ПОКОРНЫ

Александр Матвеев

lЕще за неделю до начала слушания дела о законности запрета на однополые браки возле здания Верховного суда в Вашингтоне стали собираться люди и выстраиваться в очередь. Не боясь холодов и снега, они пришли сюда в надежде лично поприсутствовать на этой жаркой дискуссии в суде, которая, возможно, станет исторической.

В течение двух дней в Верховном суде рассматривались два дела об однополых браках. Сперва судьи обсуждали запрет однополых браков в Калифорнии, последовавший после принятия здесь Восьмой поправки, принятой в 2008 году и определяющей брак исключительно как союз мужчины и женщины.

Второе дело, вынесенное на рассмотрение высшей судебной инстанции, касалось принятого в 1996 году Акта о защите брака (DOMA), в соответствии с которым однополые пары не могут получать от федерального правительства социальные выплаты, полагающиеся гетеросексуальным парам, заполнять совместные налоговые декларации и не имеют права распоряжаться совместной собственностью.

ИСТОРИЯ ЭДИ ВИНДЗОР

Истцом по этому делу выступила 83-летняя Эди Виндзор, бывший консультант по компьютерным технологиям компании IBM. Сорок четыре года она прожила с Теа – психологом, имевшим частную практику на Манхэттене. После смерти супруги Эдит выставили счет: 350 тысяч долларов федерального налога на полученную в наследство от Теа недвижимость – словно своей жене Виндзор приходилась совершенно чужим человеком. Если бы брак Эдит и Теа, заключенный несколько лет назад в Канаде, был признан федеральными властями, налог платить не пришлось бы – гетеросексуальные пары этот налог не выплачивают в случае смерти одного из супругов. Однако супруги-геи оказались вне закона – и это при том, что пара прожила вместе всю жизнь. «Когда моя прекрасная, замечательная Теа умерла четыре года назад, я была раздавлена горем. Месяц я лежала в больнице с сердечным приступом. Это было то, что врачи называют «синдромом разбитого сердца». И потом я узнала эту новость! Я не могла поверить, что мое правительство обязует меня выплатить такие деньги лишь потому, что я была замужем не за мужчиной!» – говорит она. Вдова также рассказала, что для нее сумма в размере 350 тысяч долларов была непомерной, поскольку она живет на фиксированный доход – получает пенсию, размеры которой явно не соотносятся с размерами федеральных налоговых выплат. Вместо того чтобы сносить все молча, Виндзор подала судебный иск, требуя признания DOMA неконституционным, в суд Нью-Йорка в прошлом году – и выиграла дело. Теперь она планирует добиться справедливости в Верховном суде.

«Но мы не сможем одержать окончательную победу в судах низшей инстанции», – сказала Виндзор после слушаний в Верховном суде, добавив, что если бы ее жена была жива, она была бы очень горда за нее и счастлива. Также она рассказала журналистам о тех переменах в обществе, которые она ощущает, как лесбиянка. «Думаю, все пришло к тому, что мы считаемся такими же людьми, как и все остальные, – сказала она. – Сегодня я говорю с вами свободно. А ведь десять лет назад мне приходилось скрывать, кто я есть».

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Действительно, еще десять лет назад однополые браки были запрещены на всей территории США. Теперь же заключение подобных союзов возможно в девяти штатах из пятидесяти – Айове, Вашингтоне, Вермонте, Коннектикуте, Массачусетсе, Мэне, Мэриленде, Нью-Йорке, Нью-Гэмпшире и в округе Колумбия.

Общество меняет свои взгляда на однополые браки – сторонников подобных союзов в США уже почти 60%, в то время как в 2004 году их было всего 40%. Поддерживает представителей нетрадиционной сексуальной ориентации и Белый дом. Еще до начала слушаний администрация президента США Барака Обамы призвала Верховный суд снять запрет на заключение однополых браков в Калифорнии. Обама настаивает на признании противоречащим американской Конституции федерального закона «О защите брака». Мишель Обама, первая леди США, тоже высказалась по этому поводу: «Если гордый американец может оставаться тем, кто он есть, и смело стоять у алтаря с человеком, которого он любит… то конечно же, безусловно, мы можем дать всем в этой стране справедливый шанс на то, что называется американской мечтой».

На волне горячих обсуждений о том, что происходило в те дни в Верховном суде, очередной выпуск журнала «Time» вышел с двумя целующимися парами геев и лесбиянок на обложке. Подпись гласила: «Однополые браки уже победили! Верховный суд не принял решение, но Америка – уже сделала это!». В социальных сетях все, кто поддерживает легализацию однополых браков, разместил у себя на странице в качестве фотографии профиля знак «равно» в красном квадрате – символ, предложенный правозащитной организацией Human Rights Campaign.

Также многие известные деятели заявили о своей поддержке однополых браков. В частности, бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон сказала на прошлой неделе, что «геи и лесбиянки – это полноценные граждане, которые должны иметь равные права».Три сенатора-демократа – Клэр Маккаскил от штата Миссури, Марк Уорнер от штата Виргиния и Джей Рокфеллер от штата Западная Виргиния – также публично выступили в поддержку однополых браков.

Легенда Голливуда Клинт Иствуд в который раз продемонстрировал, что почтенный возраст отнюдь не является свидетельством гомофобии. 82-летний актер и режиссер призвал Верховный суд США отменить гомофобную поправку о запрете однополых браков, которая действует в Калифорнии. Он присоединился к более чем сотне сторонников Республиканской партии, которые требуют вернуть геям, лесбиянкам и бисексуалам Калифорнии право вступать в брак.

Джордж Клуни, который и раньше высказывался в поддержку ЛГБТ-равноправия, повторил свою мысль: «В нашей жизни наступит момент, когда однополые браки больше не будут проблемой, и все, кто выступает против этого гражданского права, будут выглядеть устаревшими, словно Джордж Уоллес (губернатор штата Алабама в 1960-е годы, отличавшийся расистскими взглядами), стоящий на ступенях Университета Алабамы и не пускающий внутрь Джеймса Худа, потому что тот – чернокожий».

Йоко Оно, художник, музыкант, вдова Джона Леннона, тоже поддерживает однополые браки: «Надеюсь, люди станут в большей степени интересоваться политикой и всем, что происходит вокруг, а не тем, как два влюбленных человека хотят заключить брак. Ведь это очень хорошо, что в эпоху, когда любви вообще мало, люди готовы делать ставку на брак».

Весьма неожиданным образом американские гомосексуальные пары поддержали два депутата-социалиста из Франции. На манифестации «Брак для всех», прошедшей в Париже, Ян Галю и Николя Бэй (Yann Galut, Nicolas Bays), обвязавшись трехцветным шарфом, поцеловали друг друга в губы. Они назвали это «поцелуем солидарности» с геями. «Мы оба гетеросексуальны, у нас есть жены и дети. Но сегодня этим поцелуем солидарности мы хотели сказать, что – будучи парламентариями, депутатами, которые через два дня начнут законодательную битву, – мы солидарны с геями, солидарны с их требованиями», – заявил Ян Галю. Фотография целующихся депутатов быстро обошла интернет, особенно бурно отреагировал Twitter, где пользователи как выражали поддержку, так и демонстрировали возмущение. Что касается депутатов, некоторые из них похвалили храбрость своих коллег – например, социалистка Карин Берже (Karine Berger) в своем твиттере написала: «Ян и Николя – мои герои. Респект».

ИСТОРИЯ РОБА ПОРТМАНА

«Я никогда больше не буду за вас голосовать!» – подобные сообщения сенатор от штата Огайо Роб Портман теперь получает в огромном количестве. Незадолго до начала слушаний дела в Верховном суде он заявил о поддержке гей-браков, став первым сенатором-республиканцем в «этом лагере». Роб пошел наперекор большинству в своей консервативной партии, поставив под удар свою репутацию и настроив против себя многих своих избирателей – и все ради того, чтобы поддержать своего сына. В традиционной и религиозной семье республиканца Роба Портмана, в которой растут трое детей, всегда считалось, что брак – это священный союз между мужчиной и женщиной. Стоит ли говорить, что сенатор всегда был ярым противником гей-браков? Но точка зрения Портмана кардинально изменилась, когда его любимый 21-летний сын Уилл, блестящий студент Йельского университета пришел к родителям и объявил, что он – гей, что был им, сколько себя помнит, и что это – не вопрос выбора, а часть его личности. «Мы с моей женой Джейн были очень удивлены, но понимали при этом, что это по-прежнему наш мальчик, нас сын, которого мы любим». Но как людям верующим, Робу и Джейн было нелегко смириться с этой мыслью. «Во мне боролись христианин и любящий отец, желающий, чтобы Уилл был так же счастлив в личной жизни, как его брат и сестра. Свыкнуться с новостью мне помогли любовь и сострадание, которому нас учит Библия – ведь все мы дети божьи. Главное, чтобы мои дети были счастливы в браке так же, как я счастлив с моей Джейн, с которой мы живем душа в душу вот уже 26 лет», – считает он.

Известие о решении Портмана вызвало негодование среди некоторых его избирателей. Например, Кэролин Скотт Лоуренс написала на странице сенатора в одной из социальных сетей: «Вас выбирали избиратели, а не ваши дети. Вы нас очень разочаровали тем, что так кардинально сменили точку зрения. А что вы скажете завтра по поводу закона о ношении оружия, если ваш сын увлечется пистолетами?». Другая же избирательница Кэрри Джозефсон Смит, наоборот, поощряет Портмана: «Вы прекрасный человек и отец! Я буду за вас голосовать!».

За нелегкий и мужественный поступок, сделанный Робом, его поблагодарила сенатор-демократ из штата Висконсин Тэмми Болдуин – первый человек, не скрывающий своей ориентации, избранный в Сенат США. «Знаете, изменения, происходящие в сердцах людей, многие из них принимают в частном порядке, не обязательно превращая в достояние гласности. Я счастлива, что он решил сделать это достоянием гласности – и хочу, чтобы он об этом знал». Помимо этого, в интервью Болдуин призвала Барака Обаму подписать указ, запрещающий федеральным работодателям дискриминацию в отношении сотрудников по признаку сексуальной ориентации гендерной идентичности. По ее мнению, это станет «еще одним логичным шагом» со стороны президента, поддерживающего гей-сообщество.

Но главной наградой для сенатора Портмана стало счастье его сына, знающего, что в своей семье он всегда найдет поддержку, любовь и одобрение. В день, когда Роб выступил с заявлением о поддержке гей-браков, Уилл написал в своем Твиттере: «Сегодня я особенно горжусь своим отцом!».

Рональд Рейган любил говорить, что все большие перемены в Америке начинаются в семье за обеденным столом. В случае семьи Роба Портмана это действительно так.

«Я – ГЕЙ!»

Поддержать своего ребенка и пойти наперекор общественному мнению – безусловно, мужественный поступок для публичного человека и вызывает глубокое уважение. Ведь на карту ставится и собственная карьера, и будущее детей, и мирная, спокойная жизнь близких. Не меньшее восхищение вызывают подобные поступки звезд шоу-бизнеса, которые тоже рискуют своей будущей работой. Ведь ни для кого не секрет, что многие артисты и певцы не решаются признаться в своей нетрадиционной сексуальной ориентации, или, как теперь говорят, сделать камин-аут из-за боязни, что их разлюбят многочисленные поклонницы – главная составляющая творческого успеха артиста. Но некоторые из них все же решаются признаться в этом.

ЭЛЛЕН ДИ ДЖЕНЕРИС

Одной из самых известных защитниц прав геев и лесбиянок, по праву, считается телеведущая Эллен Дедженерес. Обладательница 11 премий «Грэмми» совершила публичный камин-аут в 1997 году на ток-шоу Опры Уинфри. Когда в 2008 году в Калифорнии ненадолго отменили запрет на однополые браки, Эллен и ее подруга, актриса Портия де Росси скрепила свои отношения брачными клятвами. Дамы сыграли скромную свадьбу дома, пригласив лишь родных и близких друзей. «Мы с Портией женаты пять лет, и эти годы – самые счастливые в моей жизни. И мне не кажется, что за эти годы мы нанесли вред браку кого-нибудь другого. Я спрашивала у соседей: они говорят, что у них с браком все в порядке», – шутит Эллен.

СИНТИЯ НИКСОН

Синтия Никсон прославилась, после того как сыграла роль Миранды в сериале «Секс в большом городе». Пятнадцать лет она состояла в отношениях с мужчиной – профессором Дэнни Мозесом и даже родила ему двоих детей. А в 2004 году Синтия Никсон встретила свою любовь – активистку образовательного движения Кристин Маринони. С тех пор женщины неразлучны; вместе они воспитывают детей Синтии, а в 2009 году Кристин родила их общего сына – Макса Эллингтона Никсон-Маринони, а в 2012 году женщины официально сочетались браком в Нью-Йорке. «Все спрашивают меня о моей сексуальной ориентации, – сказала Синтия в одном интервью. – Но поверьте, для меня ничего не изменилось. Да, большую часть жизни я прожила с мужчиной, а потом неожиданно влюбилась в женщину. Но мне не показалось это странным. Я просто женщина, которая нашла свою любовь».

НИЛ ПАТРИК ХАРРИС

Актер Нил Патрик Харрис известен по роли неутомимого ловеласа Барни из сериала «Как я встретил вашу маму», а в жизни, оказывается, слывет примерным семьянином и верным другом своему бойфренду Дэвиду Бартка. О своей «нетрадиционности» актер заявил еще в 2006 году и всегда активно выступал за права секс-меньшинств. Нил Патрик и его партнер воспитывают близнецов, рожденных суррогатной матерью. «Мы постоянно думали о детях. Впервые мы заговорили о них уже на первом свидании. Кроме того, мы не хотели, чтобы они появились слишком поздно: мы очень хотели, чтобы наши родители смогли насладиться общением с внуками, чтобы они были достаточно молоды и активны, для того чтобы играть с детьми в мяч или гулять с ними», – говорит счастливый папа Нил.

ДЖОДИ ФОСТЕР

Двукратная обладательница премии «Оскар» Джоди Фостер тщательно оберегает свою личную жизнь от досужего внимания прессы и поклонников. Настолько, что даже отец двух ее нежно любимых сыновей никому не известен. Слухи о гомосексуальности Джоди ходили давно, и однажды она подтвердила их официально: на церемонии вручения премии Women in Entertainment в 2007 году актриса, получая премию, поблагодарила со сцены свою партнершу, кинопродюсера Сидни Бернард. Правда, вскоре женщины расстались. По слухам, сейчас Джоди Фостер встречается со сценаристкой и продюсером Синди Морт.

l0РИКИ МАРТИН

Пуэрториканский певец Рики Мартин всегда был эталоном девичьих грез – загорелое мускулистое тело, романтичные песни… Поклонницы были безутешны, когда артист в 2010 году огорошил их заявлением на своем официальном сайте, что ему всегда нравились парни. Сейчас Рики Мартин, не скрываясь от папарацци, живет со своим бойфрендом и воспитывает близнецов Валентино и Маттео, рожденных суррогатной матерью. «К сожалению, мы с партнером не имеем возможности заключить брак в своей стране. Мы могли бы отправиться в Британию, или в Испанию, или в Аргентину, где легализованы однополые партнерства или браки – и предпринять там что-то символическое, но это не то, чего я хочу. Я хочу иметь такие же права, как у всех, в своей собственной стране. Я не хочу быть гражданином второго сорта», – заявляет он.

РУПЕРТ ЭВЕРЕТТ

Руперт Эверетт заявил о своей гомосексуальности еще в 1989 году. С тех пор актер горько сожалеет о признании и уверен, что это сильно повредило его карьере. Якобы актеру отказали во многих ролях, в том числе в главной мужской роли фильма «Основной инстинкт», именно потому что он гей. Звезда фильмов «Влюбленный Шекспир», «Идеальный муж» и «Лучший друг», где он сыграл вместе с Мадонной, не устает отговаривать молодых актеров от публичных камин-аутов. Чем, кстати, навлекает на себя гнев всех ЛГБТ-сообществ мира.

ДЖИМ ПАРСОНС

Не решался признаться в своей сексуальной ориентации и актер Джим Парсонс, звезда ситкома «Теория большого взрыва», так как опасался, что огласка повредит его карьере. Однако образ эксцентричного молодого физика-теоретика, помешанного на комиксах и абсолютно равнодушного к сексу, стал настолько популярен, что теперь кинопродюсеры буквально рвут актера на части. Стало очевидно, что признание нисколько не мешает его актерскому амплуа, и поэтому Джим решился на смелый шаг: недавно в интервью он как бы вскользь упомянул, что он гей и десять лет состоит в отношениях с арт-директором Тодом Спиваком.

Ожидается, что Верховный суд вынесет свой вердикт по обоим делам до конца июня. Но каким бы ни было его решение, сторонники однополых браков – те, которые устроили демонстрацию у здания суда, те, которые заявили о своей поддержке во всеуслышание в прессе, невзирая на критику в свой адрес и ломая стереотипы, – считают, что эту неделю запомнят как один из поворотных моментов в борьбе за равные права для американских геев и лесбиянок. Как сказал спикер Ассамблеи Калифорнии Карен Басс: «Сегодня идеи равенства в Калифорнии потерпели поражение, однако это – не конец истории. Мы все должны гордиться тем фактом, что правда – на нашей стороне».