КРАСОТКИ КАБАРЕ И ДРУГИЕ СОЗДАНИЯ

Динара Гутарова. Фото: Виктория Асиновская

lМуми-тролль отыскал на чердаке большую коробку с глянцевыми картинками и, восхищенный по-летнему яркими красками, принялся мечтательно их разглядывать. Сначала он разложил картинки на полу гостиной, а потом догадался расклеить их по стенам.

(«Волшебная зима», Туве Янсон)

Посетители, пришедшие на выставку «Honky-tonk Belles» (Красотки Хонки-тонк) Юлии Ланиной, которая открылась в Русском культурном центре, попадают в волшебный мир, населенный сказочными существами – прекрасными нимфами с головами птиц, руками вместо ног, или животными и насекомыми с женскими лицами. Каждой из героинь (а в основном это именно героини, а не герои) присуще некоторое кокетство, ведь они же красотки кабаре – туфельки, чулки, шляпки, цветочки и прочие затейливые предметы женского гардероба. «Все мои работы автобиографичны, так как я пишу с точки зрения женщины, и мир женщины меня больше всего интересует», – говорит Юлия.

l0Рисовать Юля начала в 16 лет, когда приехала в Америку. Лишенная привычных средств самовыражения – раньше она занималась музыкой, пела в хоре и играла на фортепиано – а также лишенная друзей и привычного круга общения, Юля испытывала потребность в том, чтобы выразить себя. Так, фортепиано сменили бумага и карандаш.

У яркого воображения Юлии нет границ, художница работала со всеми возможными и невозможными техниками и текстурами. Например, она находила на помойке старых кукол и давала им вторую жизнь, вставляя механизмы и оживляя их. «Мне нравилось делать свои вещи из того, что я видела вокруг», – вспоминает она. Инсталляции, проекции, костюмы для танцовщиков, мультфильмы – любая деталь могла послужить для художницы стимулом для создания нового артпроекта.
Кстати, со своим мужем Юлия познакомилась во время создания одного из своих анимационных фильмов. В то время они работали в знаменитой Yaddo Residency – земле обетованной для художников, музыкантов, литераторов и других представителей творческих профессий, которая была основана в 1900 году в городе-курорте Саратога-Спрингс на востоке штата Нью-Йорк финансистом Спенсером Траском и его женой, поэтессой Катриной Траск. В этой резиденции, в которой временно проживает творческая молодежь, предварительно прошедшая серьезный отбор, создают все условия, чтобы они могли заниматься искусством, не думая о хлебе насущном. О хлебе тогда Юля и не думала, ее мысли занимало другое: музыка, написанная к анимационной работе, Ланину не устраивала, и она обратилась к музыканту и композитору Евгению Шарлату. Музыка Евгения Юле понравилась. Творческий союз очень скоро преобразовался в союз двух сердец, и теперь Юлия может слушать его мелодии постоянно. Они работают над совместными мультимедийными проектами – Евгений пишет музыку, а Юлия занимается сценографией, разрабатывает костюмы и многое другое. Сейчас они готовят проект со скрипачкой Татьяной Берман в Цинциннати.

l1Можно сказать, что Юлия избалована вниманием окружающих к своему творчеству. Она с легкостью поступала на учебу в знаменитый Purchase College of Art and Design, а затем и в Hunter College – художницу приглашали на стипендию. Она выставляется в модных нью-йоркских галереях, ее работы охотно раскупают коллекционеры. Но нет ничего для Юлии ценнее, чем «диалог» со зрителем. «Мне очень нравится выставляться. Одна из важных частей моего искусства – это разговор с публикой, поэтому чем больше людей видят работы, тем для меня лучше. Таким образом эти работы, жившие в моем воображении, начинают существовать самостоятельно, отдельно от меня, и участвуют в дискуссии», – считает Юлия.

Причем критики и негативных отзывов Юлия не боится, хотя ее диковинные работы, стиль которых она определяет как «фантастический реализм или сюрреализм», понимают не все. «Я не особо близко к сердцу это воспринимаю, у меня выработался иммунитет. Мне достаточно уже всего сказали», – спокойно говорит она. Как писал Вашингтон Ирвинг: «В этом мире счастлив лишь тот автор, который не печется о своей репутации».

l2Ланина никогда не знает, что выйдет из-под ее кисти, давая полную свободу своему подсознанию – она не из тех художников, кто рисует «запечатленное время». Очень точно о подобной стилистике изображения говорит сюрреалист Сальвадор Дали: «Предел тупости рисовать яблоко как оно есть. Нарисуй хотя бы червяка, истерзанного любовью, и пляшущую лангусту с кастаньетами, а над яблоком пускай запорхают слоны, и ты сам увидишь, что яблоко здесь лишнее».

Работы Юлии Ланиной можно увидеть в Русском культурном центре «Наш Техас» до 22 августа. Центр открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 5.00, в субботу с 11.00 до 3.00. Тел.: 713-395-3301. Вход свободный. Все работы продаются.

l3