ОДИН МИЛЛИОН КОРОЛЕВСТВ В ОДНОМ МЕТРОПЛЕКСЕ

Анастасия Канаун

Выставка, на которой представлено всего три работы, говорит об изрядной смелости художника. Так называемые видеоинсталляции, представленные в музее современного искусства Форт-Уэрта, действительно, дают зрителю представление о творчестве молодого парижанина Пьера Вига (Pierre Huyghe). Все работы объединяет идея движущегося имиджа, но другие средства художественного выражения – звук, компьютерная анимация, скульптура, рисунок – использованы совершенно по-разному.

Сразу же бросается в глаза композиция “Большие ансамбли” (“Les Grands Ensembles”, 2001). Две серые типовые многоэтажки, уродующие урбанистический ландшафт многих городов, ведут своеобразный диалог то зажигающимися, то гаснущими огнями своих окон. Тусклые огни пытаются пробиться сквозь окутывающий дома туман, мерцая в такт порывам ветра. Всплывают тягостные воспоминания о советских спальных районах, сплошь застроенных такими домами, хотя фильм посвящен провалу жилищного проекта для неимущих в Париже. Это чувство и должно рождаться. Виг это прекрасно показал. За видеоинсталляцию “Большие ансамбли” Пьер Виг был награждён четвёртой премией Хьюго Босса (Hugo Boss Prize) в 2002 году. Начавшая вручаться в 1996 году музеем Гуггенхайм в Нью Йорке премия предназначена для признания и поддержки современных деятелей искусства, внёсших серьёзный вклад в культурный пейзаж.

Напротив расположена другая работа – “Один миллион королевств” ( “One Million Kingdoms”, 2001), получившая специальный приз “La Biennale di Venezia” на 49-ой Венецианской биеннале в 2001 году. Персонаж японских комиксов манга был выкуплен группой французских художников у токийской фирмы, специализирующейся на создании мультипликационных образов. Глазами светящейся прозрачной девочки Энн-Ли художник исследует цифровой космический черно-белый ландшафт с постоянно сменяющимися ледяными скалами. Еще один важный компонент анимационного фильма – голос Нила Армстронга, измененный с помощью цифровых технологий, комментирующий изменения террасы фразами из коммюнике, посланном с Луны, а также диалогом из романа Жюля Верна “Путешествие к центру Земли”.

Идея документальной зарисовки “Третья память” (“The Third Memory”, 1999) родилась после просмотра Вигом фильма “Жаркий день после полудня” (“Dog Day Afternoon”, 1975), основанного на реальном событии – ограблении банка в 1972 году. Отсидевший Джон Войтович (John Wojtowicz) пытается воспроизвести события знаменательного дня, перемежая свои воспоминания вместе с впечатлениями от героя фильма, сыгранным Аль Пачино. Таким образом, художник вновь применяет принцип совмещения вымысла и достоверности в единое целое. Цепь событий переработана уже по третьему разу – после реально происшедшего события и его фиктивной версии, представленной в киноленте, возникает совершенно новая интерпретация пережитого. Визуализация подкрепляет эту идею: на разделенном пополам экране воспроизводятся и монологи Войтовича, и документальная хроника с места преступления, и кадры из фильма “Жаркий день после полудня”. Детям до 17 лет просмотр этой видеоинсталляции рекомендуется в сопровождении родителей.

Выставка закрывается в конце августа.